Юрий Квитковский. Окопный «спецназ» кайзера Вильгельма

Ударные подразделения германской армии времен Первой мировой войны


Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 12(14), 2020.


30 ноября 1917 года. Западный фронт. Битва при Камбрэ. Контрнаступление германской армии. В ходе атаки 2-й батальон 109-го пехотного полка вклинивается в оборону англичан, но остановлен плотным пулеметным огнем в полукилометре от местечка Гонелье. Англичане сконцентрировали на небольшом участке фронта несколько станковых пулеметов, которые стреляют без перерыва и буквально не дают возможности поднять голову. Немецкая пехота залегает. Вызвать артиллерийскую поддержку нет никакой возможности. Атака захлебывается. И тогда командир 110-го пехотного полка, стоящего в резерве, посылает на подмогу свою 5-ю «ударную» роту.

Солдаты 5-й роты, установив в одной из воронок миномет, открывают по английским позициям встречный огонь. Немецкие пулеметы начинают косить английскую пехоту. Тем временем кому-то удается все же связаться с артиллеристами, и снаряды немецкой батареи накрывают позиции позади английских пулеметных точек. Под прикрытием огня солдаты «ударной» роты, разделившись по отделениям, начинают ликвидацию английских пулеметов, рубя проволочные заграждения и забрасывая траншеи связками ручных гранат. Путь был расчищен, и немецкая пехота смогла продолжить атаку. Вся операция по уничтожению пулеметов, начиная от момента отдачи приказа и до ликвидации последней огневой точки, заняла около двух часов.

Сейчас-то этот эпизод уже не может произвести впечатление чего-то необычного, скорее он смотрится как анахронизм. Но это сегодня. А в те времена обычная пехота, только еще отвыкающая от «линейной» тактики стрелковой цепи, не могла применяться для такого рода операций. Тут нужны были самые настоящие подразделения специального назначения (конечно, с поправками на время и место действия). И такой «спецназ» в кайзеровской армии имелся. Это были так называемые «ударные группы», которые иногда еще называли «штурмовыми командами» (далее в тексте мы будем применять оба эти термина).

Штурмовая группа во время отработки методики захвата вражеского окопа в условиях газовой атаки. Западный фронт, 1915 год

Свою историю ударные части исчисляют от момента выхода приказа Верховного главнокомандования сухопутных войск от 2 марта 1915 года. В этом приказе командованию VIII пехотного корпуса предписывалось сформировать небольшую группу для апробации в условиях реального боя новой тактики прорыва фронта. Предполагалось укомплектовать эту группу солдатами саперных частей, по долгу службы хорошо знакомых с принципами ведения осадной войны и умеющих обращаться с ручными гранатами.

Необходимость формирования таких групп была вызвана повсеместным распространением пулеметов. Их непрерывный огонь оказался куда убийственнее, чем это предполагали. Способы ведения боя, с которыми европейские армии пришли к началу Первой мировой войны, совершенно не подходили для эффективного противостояния пулеметам, а вот они, в свою очередь, были сущим бедствием для пехоты, идущей в атаку стрелковой цепью (по-другому организовать управление войсками тогда еще не могли).

Первыми к решению этой проблемы пришли немцы. Было принято решение подавлять неприятельские пулеметы огнем легкой артиллерии, для чего фирма «Крупп» сконструировала специальную 37-мм пушку. Вот для того, чтобы ее испытать, и была сформирована специальная воинская часть — штурмовой отряд, по тем временам — самый настоящий «спецназ» в буквальном смысле этого слова. От обычной линейной пехоты «штурмовики» должны были отличаться не только своим предназначением и новой тактикой боя, но также и снаряжением. Они стали первыми, кто получил на вооружение бронежилеты и стальные шлемы (об этом несколько позже).

Первым командиром ударной группы стал майор Каслов, служивший ранее в 18-м саперном батальоне. В августе 1915 года его заменил профессиональный пехотный офицер — капитан Вилли-Эрнст Рор. Именно под его руководством тактика штурмовых групп была разработана с особой тщательностью, так что капитана Рора можно назвать одним из прародителей и современного «спецназа».

Штурмовая группа идет в атаку. Хорошо заметны «штурмовые вьюки» и лопаты. Западный фронт, 1917 год

Осенью 1915 года штурмовики хорошо зарекомендовали себя в боях в районе Вогезов, а уже в феврале 1916 года их перебросили под Верден. 1 апреля 1916 года подразделение капитана Рора выросло до размеров батальона, который с тех пор официально именовался по фамилии своего командира. Его действия были столь успешны, что в мае 1916 года вышел приказ по всем армиям Западного фронта, предписывающий направлять от каждой армии по два офицера и четыре унтер-офицера в батальон «Рор» для прохождения стажировки, после чего им предстояло заняться формированием штурмовых частей уже у себя в подразделениях. Так что теперь «Рор» превратился в своеобразную «кузницу кадров».

Строго говоря, капитан Рор со своим батальоном не обладал такой уж монополией на подготовку спецподразделений. Над этим вопросом задумывались и другие немецкие командиры (ведь проблемы-то у всех были одинаковы). С середины 1915 года такие подразделения создавались во многих полках. Они имели разную численность и разные наименования. Однако именно батальон «Рор» первым получил официальное признание командования.

Итак, чем же были вооружены солдаты ударных частей и как они воевали? Первое, что они сделали, — это убрали с верхушек своих касок характерную прусскую «пику» (позже это проделали уже все немецкие солдаты), которая досталась кайзеровской армии в наследство еще с прошлого, XIX века и никакой практической функции не выполняла, только демаскируя солдата. Вместо традиционного солдатского ранца из телячьей кожи, неудобного для боя в траншеях, они применяли так называемый «штурмовой вьюк»: скатку из шинели и плащ-палатки, обернутую вокруг походного котелка. Такая конструкция неплохо берегла спину от шрапнели и осколков.

В начале 1916 г. штурмовики, первые во всей кайзеровской армии, получили на вооружение так хорошо всем знакомые стальные шлемы (а испытывать они их начали еще в 1915-м). Эти шлемы изготавливались из хромоникелевой стали и отлично защищали голову: куда лучше, чем французский и тем более британский шлем. По бокам немецкого шлема имелись характерные «рожки», которые выполняли функции вентиляторов (так как были трубчатыми), а кроме того, препятствовали соскальзыванию вражеского холодного оружия на плечи. Наблюдателям и снайперам выдавались специальные налобники из 5-мм стальной пластины, надевавшиеся поверх шлема. В сочетании с таким налобником шлем мог выдержать даже удары винтовочных пуль, выпущенных с близких дистанций. Для того чтобы солдаты успешнее преодолевали «ничейную полосу», их оснастили бронежилетами и специальными щитами, также изготовленными из хромоникелевой стали. Немецкие бронежилеты уже тогда имели вполне современный вид, закрывая всю переднюю часть туловища, плечи и дополняясь паховой панелью. В ходе Первой мировой было выпущено несколько их модификаций. А вот щиты применялись вовсе не для того, чтобы отбивать ими удары, как в старину, но в качестве переносного укрытия: их снабжали откидными упорами для установки щита на землю и закрывающейся бойницей для стрельбы.

Каждый солдат ударного подразделения имел при себе 8—10 ручных гранат-«колотушек». И надо сказать, метали их штурмовики весьма метко. Например, они запросто могли из траншейного излома накрыть гранатой противника, находящегося прямо в следующем изломе, то есть не видя его! В бою гранаты переносили в специальных сумках, крепившихся под мышками на плечевых ремнях, или же подвешивали их на пояс. А нередко «штурмовики» еще и рассовывали по всем карманам гранаты-«лимонки». Вообще, ручные гранаты были едва ли не основным средством поражения, применявшимся ударными командами. Вместо винтовок солдаты-ударники использовали карабины, более удобные в окопном бою. Кроме того, штурмовикам весьма полюбились «маузеры» и принятые у артиллеристов «парабеллумы», имевшие приставную кобуру-приклад. Собственно, каждый ударник старался по мере возможности разжиться каким-нибудь пистолетом. Уже в самом конце войны штурмовые команды оснастили совсем новым оружием — пистолетами-пулеметами. Солдаты нарекли их «метлой для выметания окопов». Правда, еще раньше пистолеты-пулеметы появились в Италии — однако итальянское оружие оказалось столь громоздким и ненадежным, что его очень быстро сняли с вооружения. Немцы же намного опередили итальянцев по качеству. Впоследствии конструкцию немецкого «бергманна» стали копировать во многих странах. Промышленность Германии успела выпустить около тридцати тысяч пистолетов-пулеметов, из которых большая часть все же на фронт не попала: война окончилась.

Отработка приемов метания гранат из окопа. У солдат видны матерчатые «торбы» для переноски гранат. 1916 год

Своей униформы в штурмовых подразделениях не было. Но тем не менее любой солдат мог безошибочно распознать «ударника» по характерным кожаным заплатам на локтях и коленях, предохранявшим мундир при передвижении ползком. Другой отличительной особенностью были ботинки с обмотками: в спецгруппах не носили штатных сапог, чересчур громоздких и при переползании норовивших слететь с ног. Штурмовики одними из первых (если не первыми) стали покрывать свои стальные шлемы и другое снаряжение маскировочными пятнами и полосами. Такой камуфляж даже по сегодняшним меркам можно признать довольно неплохим.

Способы ведения рукопашного боя у них тоже были весьма своеобразными. Кроме штыка, «ударники» сплошь и рядом применяли отточенные саперные лопатки и ножи произвольных образцов, а иногда и кастеты.

Далеко не каждый солдат мог быть зачислен в штурмовое подразделение. Например, при переформировании 3-го Бранденбургского егерского батальона в штурмовой из общего числа солдат было отсеяно 500 человек как не имевших достаточной физической подготовки. И это при том, что егеря официально считались элитой армии!

Футляр от противогаза, покрытый маскировочными пятнами

Воинскую подготовку проходили на специально оборудованных полигонах. Условия учений были максимально приближены к боевым, для чего применялись именно боевые патроны и гранаты. Атаки на траншеи отрабатывали на самых настоящих полнопрофильных окопах и проволочных заграждениях. Разве что газы (штурмовики часто применяли их в качестве прикрытия) имитировались дымовыми завесами.

Тактика ударных подразделений базировалась на четком взаимодействии разных типов вооружения. Вначале противника обстреливала артиллерия, затем его атаковали ударные части, занимавшиеся ликвидацией огневых точек и «очисткой» траншей от солдат противника. Тех, кто укрывался в блиндажах, забрасывали гранатами. После этого «зачищенные» окопы занимала линейная пехота.

Как известно, Германия все-таки проиграла войну. Но вины ударных частей в этом не было. Собственно, никакая война не может быть выиграна только усилиями спецвойск. И тем более нет их вины в том, что само слово «штурмовик» впоследствии приобрело весьма негативный оттенок, поскольку нацисты не нашли ничего лучшего, как поименовать своих «боевиков» славным фронтовым именем. Что поделать: негодяям всегда свойственно прикрываться чужой доблестью…

Снаряжение германского «штурмовика» на период 1918 года (общий вид)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s