Карл-Август Аванти. Рисунки и легенды францисканца брата Джеронимо, известные из альбома, преподнесенного в дар королю Пруссии Фридриху II


(Продолжение.)



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 7(45), 2023.


Ventimola parva


Помимо оригинальных изобретений, нередко не имевших сферы практического применения, брат Джеронимо с удовольствием брался за усовершенствование популярных механизмов. Многие его идеи находили место в монастырских хозяйствах, оставив только благодарственные отзывы современников. Но некоторые творения ждала иная судьба. Вопреки совершенно мирному предназначению и отсутствию сомнительных конструкторских решений, они вызывали возмущение народа и обретали славу в кругах личностей с сомнительной репутацией.

Популярные во времена жизни францисканца ветряные мельницы использовались преимущественно для производства муки и в горной добыче для измельчения руд. Было бы совсем не лишним приспособить колесо, вращаемое силами природы, для выполнения иных работ, сделать его уместным в небольших пространствах плотной застройки. Путешественнику-минориту было хорошо известно, какие сильные ветра бывают в горных и приморских районах, как поток воздуха усиливают узкие улочки. Продуманная конструкция короба, позволявшая начинать и завершать работы исключительно при нужной погоде, делала Ventimola parva привлекательной для хозяев маленьких мастерских. Механизм был защищен от ветшания и попадания внутрь мусора, без которого в поселении не обойтись.

Считается, что первым местом, где произвели запуск Ventimola parva, стало аббатство в Амальфи. Версия, согласно которой колесо было создано по заказу покровителей обители семьи Капуано, а изобретатель обязывался молчать о проделанной работе не менее двенадцати лет, не выдерживает критики. Списки данной страницы рукописей брата Джеронимо можно найти во многих монастырях, просто братья Сан-Пьетро-ди-Каноника немедленно взялись воплощать в жизнь проект, предполагавший установку целого ряда колес. Результатом должна была стать механизация всех производственных процессов. Благо строительство продолжалось и смелое решение требовало внесения незначительных корректив. К сожалению, чертежи, касающиеся аббатства, не сохранились, а последующие перестройки привели к демонтажу сложного механизма.

Обители, последовавшие примеру приморского Сан-Пьетро-ди-Каноника, с осторожностью отнеслись к новинке. Минорит переоценил силу воздушных потоков на узких улочках. Многие обладатели Ventimola parva не оценили его изобретения. Вскоре поползли слухи о том, что в одном из монастырей был установлен пустой короб. В непогоду к стенам обители прибывали скрывавшиеся от преследований катары и опускали в него письма, адресованные одному из братьев. Заговорщики были схвачены, а приспособление, при помощи которого они поддерживали связь, засыпано песком. Эта история не подтверждается архивами Ватикана, потому ее следует считать легендой. Однако мнение о том, что открывающиеся в ветреную погоду люки используются врагами церкви, распространилось и ускорило процесс демонтажа колес. Ventimola parva стала нежелательным элементом монастырского хозяйства.

В 1307 году в замок Зуг прибыл некий Клаудио, именовавший себя Римлянином. Поговаривали, что он бежал из монастыря, прихватив с собой какие-то ценности. Вотчина Габсбургов была тем местом, где можно скрыться от гнева римского папы. Вряд ли приезжий являлся личным врагом понтифика, но с некоторыми секретами, в которые могли быть посвящены близкие престолу святого Петра лица, он был знаком. Комендант замка принял итальянца и привлек его к работам, направленным на повышение обороноспособность твердыни. Приезжий пригласил потрудиться своих соотечественников, что вызвало недовольство в городе. За жалобами на неподобающее поведение строителей стояли как имевшие место хулиганские выходки, так и негодование местных мастеров, желавших завладеть тайной и хорошо оплачиваемым заказом.

Такая ситуация позволила коменданту обделить чужеземцев при выдаче гонорара, а некоторых вынудить спешно покидать Зуг. Итальянец твердо решил не возвращаться на родину. Прожив несколько лет в доме одной состоятельной вдовы, обвенчался с нею и перебрался в более гостеприимный Цюрих. Там Клаудио занялся торговлей, и его баснословные прибыли от первых же сделок никого не удивили. О том, что солидная сумма была получена в старом доме, дополненном маленькой мастерской с Ventimola parva, догадаться было невозможно. По слухам, там велась огранка драгоценных камней, а деятельность этого загадочного человека сводилась к снабжению местной аристократии предметами роскоши сомнительного происхождения. Так ли это, скрывались ли под личиной рабочих разбойники, неизвестно, но в дальнейшем потаенный механизм на втором этаже применялся в производстве куда более прозаичных предметов.

За десять лет дом с секретом несколько раз менял собственников. Быстрая нажива и боязнь быть уличенным в подпольном гончарном и столярном производстве не делали жилье привлекательным. Размещенные в свободных комнатах рабочие не следили за исправностью Ventimola parva. Городской совет принял несколько жалоб, касавшихся падения на головы прохожих фрагментов разрушающейся конструкции, а также пренеприятнейшего звука, издаваемого стеной старого дома. Сплетни о том, что шум в ненастные дни издают злые духи, не позволяли откладывать осмотр нехорошего места.

Когда источник возмущения горожан был обнаружен, жители дома взяты под арест, некоторые влиятельные жители Зуга получили дорогие подарки и предложили прекратить преследование мастеров, производивших не самые плохие товары, если будет выплачен штраф. Все популярнее становилось мнение о том, что Ventimola parva не представляет никакой опасности. Возможно, этот вариант всем знакомой ветряной мельницы со временем признали бы местной достопримечательностью, уцелей злополучный дом. Согласно официальной версии, поджог совершил бывший работник, которому из-за временных неурядиц не выплатили денег. Возможно, это сделал кто-то из соседей — завистник или религиозный фанатик, продолжавший верить в сатанинские мессы, совершаемые под скрип колеса. Пожар уничтожил сразу несколько строений, и освободившуюся землю купила семья, не желавшая возрождать сомнительную диковинку. По слухам, Ventimola parva не канула в лету. Мастера, желавшие избежать налогов и диктата собратьев по цеху, устанавливали ее в глуши, а иногда и в городских трущобах. Не поленитесь поискать в архивах ратуши своего родного города упоминания о таких мошенниках.

(Продолжение следует.)

Оставьте комментарий