Дмитрий Каминяр. Ропен, «ночной крылатый демон» острова Папуа



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 2(16), 2021.


Мир криптидов — велик и загадочен; практически нет ни одного уголка земного шара (кроме Антарктиды, естественно), где не было бы своего «таинственного зверя». Есть такой и на относительно небольшом острове — Новая Гвинея в восточной его части — Папуа — Новая Гвинея: там его зовут ропен (Ropen). О нём мы и поведём беседу.

Итак, кто такой наш герой в криптозоологическом каноне? Считается, что это или птерозавр, или большая летучая мышь (вернее, рукокрылое млекопитающее, см. ниже). Его особые черты — ночной образ жизни и биолюминесценция, то есть он может производить свой собственный свет (как жучок-светлячок, например), что для высших позвоночных не свойственно. А ещё — длинный хвост, вроде как у вымершего птерозавра-рамфоринха… вот отсюда и пойдём.

Современное видение ропена некоторыми криптозоологами: совмещение головы птеранодона с хвостом рамфоринха по меньшей мере странно! Впрочем, именно автор этой книги — не криптозоолог как таковой, а креационист-«младоземельщик», что многое объясняет…

Значит, может ли ропен быть птерозавром? Скорее нет, чем да, ибо хвост…

…Дело вот в чём. Птерозавров, грубо говоря, было две основные группы. Первые, рамфоринхиды, названные в честь рамфоринха (показанного в третьей серии «Прогулок с динозаврами» 1999 года), доминировали в конце триаса и во время юры; для них характерны зубастые пасти (или клювы) и длинные хвосты (с некоторыми исключениями). В меловом же периоде их сменили птеродактилоиды (в честь птеродактиля), у которых не было ни длинных хвостов, ни зубов (как и у современных птиц). Они-то и дожили до конца мезозоя: к тому времени рамфоринхиды давно исчезли, а когда не стало и птеродактилоидов (вместе с большинством других рептилий мезозоя), то всё небо осталось насекомым, птицам и летучим мышам.

Тут следует вспомнить, что ропен-то — криптид, то есть его существование хотя и не подтверждается официальной наукой, но вполне возможно… И здесь мы возвращаемся к хвосту.

Нет, сначала всё же биолюминесценция, но с ней как раз могут варианты: хотя у современных птиц и зверей её нет, это не значит, что ее не могло быть у динозавров и птерозавров. Вполне даже могло! Палеонтологи регулярно открывают что-то новое про этих вымерших ящеров, так что отдельные виды птерозавров, динозавров и Ко могли светиться по ночам.

А вот хвост — дело другое. После дарвиноптеруса (ящера, который являлся переходным звеном от рамфоринхидов к птеродактилоидам) у птерозавров длинных хвостов не было. Почему так — до конца не понятно, но не было. Рамфоринхиды вымерли, уступив место птеродактилоидам, а те, в свою очередь, — птицам. Птицей ропен быть не может, так как ни у кого из известных птиц биолюминесценции нет… Так кем же он может быть?

Если честно — затрудняюсь сказать: есть довольно стройная версия, что ропен — это не реальное существо-криптид, а фольклорный персонаж, один из духов природы, в которых верят коренные островитяне, — что-то вроде человека с птичьей головой. Тем более, некоторые источники описывают ропена скорее как блуждающий огонь — персонаж, известный во многих культурах, включая европейскую и русскую. Так что, может, ропена и не существует; к тому же информации про то, например, что он ест, как-то и нет.

«Птицечеловек» из местной мифологии: имеет ли он отношение к ропену?

…А если ропен и есть, в смысле — существует в реальности, то это скорее не летучая мышь, но крылан, он же летучая собака или лисица. Последние похожи на летучих мышей, однако гораздо крупнее их, с более внушительным размахом крыльев. Они также ведут ночной образ жизни, а дни проводят в достаточно укромных местах, где могут водиться и бактерии либо грибы, которые могут светиться в темноте. Выспится за день такой вот крылан в каком-нибудь «не таком» месте, испачкается в светящемся во тьме биоматериале, вылетит ночью на промысел, засветится… и его кто-то заметит, испугается, а в рассказах преувеличит. Сами же крыланы — в отличие от летучих мышей — питаются только растительной пищей и людей избегают, им у людей просто нечего делать, вот ропен на контакт с людьми и не идёт. И да, летучие лисицы жили и живут на острове Новая Гвинея не меньше, чем там живут люди, а то и побольше, таким образом и с ареалом ропена тут всё вполне сходится.

Гипотетическая «модель» ропена как длиннохвостого гигантского крылана, размерами примерно вдвое превосходящего известные виды… что, пожалуй, не выходит за пределы биологических возможностей

Не сходится лишь с хвостом: он у крыланов короче, чем у летучих мышей, и поэтому нужно вернуться к птицам. У многих из них бывают длинные хвостовые перья — не только у дворовых петухов, но и, например, у таких морских птиц, как фрегаты и фаэтоны. Поэтому ропен также может быть и морской птицей, вылавливающей пищу с поверхности воды, как это характерно для многих летающих существ, в числе которых и вымершие птерозавры (от рамфоринха до птеранодона), и разные современные морские птицы вроде тех же фрегатов и фаэтонов.

С другой стороны, все эти фрегаты и фаэтоны активны днём, причем они, подобно большинству птиц, довольно заметные и шумные создания. Так что, будь ропен из их числа, его вполне могли бы уже найти и открыть официально. Поэтому если делать ставку — я за то, что ропен, если он действительно существует, не птица и не птерозавр, но зверь.

Вот и всё про ропена, таинственного, непонятного и туманного внешне криптида с острова Новая Гвинея.

От редакции

Никто из нас никогда не занимался проблемой ропена, поэтому можем высказать лишь «общекриптозоологические» и общебиологические соображения, как и в случае с вопросом выживания гигантского панголина (см. статью «Вео с острова Ринтия: плейстоценовый гигант, доживший до наших дней?»).

Информация о том, чем питается ропен, на самом деле поступает: якобы это рыба и падаль, в том числе иногда непогребенные трупы людей. Пожалуй, это не опровергает ни одну из версий: крупные крыланы в основном плодоядные, но некоторые из них употребляют в пищу и насекомых… а ряд летучих мышей без труда преодолел условную границу между насекомоядностью и плотоядностью в широком смысле слова.

Причина «сокращения» хвоста у поздних птерозавров как раз известна: она объясняется улучшением их летных качеств, в результате чего длинный хвост с широкой лопастью, ранее употреблявшийся для управления, перестал быть нужен. Вместе с тем мы знаем случаи, когда доминирование продвинутых форм вовсе не приводило к полному исчезновению архаичных: наоборот, им порой удавалось найти узкие ниши и хорошо вписаться в них, сохранившись там даже тогда, когда продвинутые таксоны исчезали под натиском «еще более продвинутых». Гаттерия и латимерия тому порукой: по сравнению с их древностью разница между рамфоринхами и птеродактилями — «молодежный конфликт». К тому же у ряда птеродактилей хвост тоже достаточно длинен, просто он включен в перепонку… а тут возможны некоторые нюансы, см. ниже.

Впрочем, хвост ропена местные жители иногда определяют примерно в 25% от его размаха крыльев, так что особенно длинным его не назовешь. С другой стороны, об этом размахе крыльев порой говорят как о многометровом, что для рамфоринхов (и, добавим, млекопитающих отряда рукокрылых) вряд ли возможно… а вот для птеродактилоидов и некоторых птиц — вполне. С третьей стороны, остается надеяться, что это все-таки преувеличения: для такого гиганта шанс остаться реальным (и при этом не обнаруженным) существом стремительно снижается.

Также добавим, что у птеродактилей зубы иногда сохранялись, в том числе у довольно поздних и при этом по-настоящему огромных: порукой тому хотя бы орнитохейрус из четвёртой серии «Прогулок с динозаврами». А вот органы биолюминесценции у них (как и вообще у каких-либо высокоразвитых существ) едва ли возможны, какие бы «открытия чудные» ни приносила палеонтология. Что до «пассивной биолюминесценции» за счет измазывания в гнилушечной пыли и т. п., то она в единичных случаях отмечена как раз у птиц — например, у некоторых сов… Впрочем, местные жители единодушны в описании ропена как бесперого существа. В этом случае крылан (то есть в широком смысле — летучая мышь, хотя в узком смысле собственно летучие мыши и крыланы представляют разные подотряды отряда рукокрылых), разумеется, предпочтительней птерозавра.

Онихониктерис и икаронитерикс — древние длиннохвостые рукокрылые, общим складом напоминающие скорее крыланов, чем собственно летучих мышей

И хвост этому определению не помеха: у древних рукокрылых он был довольно длинен и не полностью включен в перепонку. Это характерно даже для части современных видов: бульдоговых летучих мышей. Они в ропены по многим причинам не годятся — но в принципе и неизвестный крупный крылан может щеголять такой особенностью…

Однако главный вопрос — насколько многочисленны и достоверны сообщения о ропене? Чтобы с уверенностью ответить на этот вопрос, надо быть более «в теме». Похоже, что значительная часть, по крайней мере, недавних (и самых красочных) описаний собрана криптозоологами не от науки, а от креационизма: такие, увы, тоже есть… Тщательно фиксировать достоверную информацию о реальном криптиде им не нужно, им требуется именно птеродактиль, «летающий дракон» — и даже он не сам по себе, а для опровержения эволюции и для доказательства теории «молодой Земли». Конечно, эта публика не имеет монополии на криптозоологию — но, как и в случае с вео, мы бы, наверно, не порекомендовали коллегам устраивать сложную и дорогостоящую экспедицию в столь дальние края, опираясь лишь на ныне существующий комплекс сведений…

А вообще Новая Гвинея — остров не «небольшой», но по размеру второй после Гренландии в мире. Так что место для неизвестных животных там найдется.

Оставьте комментарий