Всеволод Алферов. Издательство «Снежный Ком М» отвечает на вопросы. Глава первая, в которой писатели-фантасты в деньгах купаются



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 9(23), 2021.


Вопрос первый, интересующий сейчас многих читателей:

— КАК ИЗДАТЬ В «СНЕЖКОМЕ» КНИГУ, ПОЛУЧИВ ПРИ ЭТОМ ГОНОРАР? ИЛИ СЕЙЧАС ЭТО ФАНТАСТИКА?

«Романные» авторы издательства работают с нами только на гонорарной основе! Но я вынужден признать: деньги там копеечные.

Расскажу такую байку. Дмитрий Казаков, уважаемый, у которого за плечами… честно, я даже не знаю, сколько текстов, продал нам права на экспериментальный роман «Буря мглою небо кроет». Дело было на литсеминаре «Снежного Кома», на террасе отеля, среди коллег-издателей, редакторов, уже состоявшихся писателей, «молодых талантливых авторов» и читателей. Наш главред и Дмитрий устроили из заключения сделки фотосет, где Дмитрий с важным видом подписывал бумаги, а Глеб пересчитывал пачки пятитысячных купюр…

Договор я прочел пару дней спустя. И в голос рассмеялся — потому что права на «Бурю» были по приколу проданы нам за 100 рублей. Дмитрий, снимаю шляпу!

Конечно, в других случаях суммы измеряются не сотнями рублей. Но гонорары писателей сейчас везде с гулькин нос.

Попробуем обойтись без цифр, но покрутим в руках кое-какую арифметику. Стоимость книги на полке в магазине, как правило, превышает отпускные цены (нашего) издательства на 400—500%. Дело в том, что в стоимость книги на полке заложена прибыль дистрибьютора (редкие издательства могут работать с тысячами магазинов по всей России и СНГ), а также прибыль книготорговой сети. Если учитывать, что книжные имеет смысл открывать лишь в местах с высоким человекотрафиком, стоимость аренды площадок высока.

Давайте возьмем среднюю стоимость книги в магазине и разделим… ну, скажем, на 4. Сколько останется? В эту сумму укладывается:

  • стоимость производства книги
  • роялти автору с каждого экземпляра
  • наша прибыль, чтобы мы могли и дальше издавать книги

Такая схема прекрасно работает на высоких тиражах, но в наши дни (и это подтвердит любой коллега) как раз высокие тиражи, а не гонорарная публикация — это фантастика.

Мы всегда платим все причитающееся по договору. Но иногда мне кажется, что меньше автора получает разве что редактор/корректор. А бывает, что и редактор получает больше. Потому что хороший специалист будет востребован всегда, он/она могут брать заказы на фрилансе, работать с коллегами из других издательств, а автор… а что автор? Роман пишется примерно год, а приходит за него столько, что на эти деньги и месяц не прожить.

Что с этим делать, не знает никто. Писатели массово уходят из литературы, а если пишут — то по вечерам, для удовольствия. И вряд ли в ближайшие 10 лет что-то изменится. Когда говорят, что рынок в кризисе, но скоро грянет буря и на останках нынешнего книго-миропорядка взойдут новые всходы, — я в это не верю. Чтобы взошло новое, нужно понимать, как вообще должна работать отрасль. Сейчас этого понимания нет ни у кого. Сейчас от монополистов книжного рынка до нас — все пытаются понять, как же сделать отрасль прибыльной.

Оставьте комментарий