Кирилл Берендеев. Перпендикулярное кино (за пределами Голливуда)


«Армия воров», «Золотой слиток», «Запрещено собакам и итальянцам», «Кровавый папочка», «Связанные кармой»



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 8(46), 2023.


Армия поклонников Вагнера

Бывает иногда, что приквел фильма оказывается лучше оригинала. Такой является и картина «Армия воров», вышедшая в том же году, что и ее звездный оригинал «Армия мертвецов».

Когда Зак Снайдер снял этот долгожданный ответ великому и поистине ужасному создателю ходячих мертвецов Джорджу Ромеро, родилась идея развить линию взломщика-виртуоза, обчистившего сейф в кишащем зомби Лас-Вегасе. За дело взялся сам исполнитель этой роли Матиас Швайгхефер, придумавший и снявший предысторию — и вволю повеселившийся в качестве главного героя. Дебютом его работу назвать никак нельзя, Матиас, выросший в известной актерской семье Гитты и Михаэля Швайгхеферов (последний нам хорошо известен по сериалу восточногерманской студии ДЕФА «Телефон полиции 110»), за последние лет десять поставил несколько фильмов, в основном семейных комедий, и останавливаться явно не собирается. Вот и в этот раз, назначив себя главным героем, режиссер решил даже не столько поиронизировать, сколько рассказать своеобразную историю взросления вроде бы типического, но и неординарного персонажа.

Клерк Себастьян, днями пропадающий в непонятной конторе, по ночам ведет никому не интересный видеоблог, в котором рассказывает о главном своем увлечении — истории создания самых известных сейфов всех времен и народов, а также… о методах их успешного взлома. Конечно, несколько странно, что на его страничку никто не подписан, но надо понимать — с миром криминала он не имеет ровным счетом ничего общего. До тех пор, пока не получает странный комментарий — неизвестный приглашает его на испытание всей жизни. Речь, как выяснится чуть позже, идет о трех сейфах работы Ганса Вагнера — инженера, влюбленного в своего великого однофамильца. Недаром эти металлические монстры размером с комнату каждый носят имена, позаимствованные из знаменитой квадрологии опер немецкого композитора «Кольцо нибелунга»: «Золото Рейна», «Валькирия» и «Зигфрид» — по нарастанию сложности. Вскрыть их и забрать содержимое — теперь задача Себастьяна. Пока мир не захватили зомби. Самый сложный сейф, как вы можете догадаться, остается пока за кадром — за ним Себастьяну и компании уже в фильме Снайдера предстоит ехать в Лас-Вегас.

Живые мертвецы играют в фильме третьеразрядную роль, поэтому предысторию можно смотреть, не знакомясь ни до, ни после с оригиналом, фильм вполне самостоятелен. Швайгхефер остроумен и самоироничен, Себастьян в его исполнении тот еще ботаник, впервые в своей жизни получивший долгожданный, почти невероятный успех в качестве эксперта-медвежатника, получивший внимание и, пусть специфическое, но уважение со стороны криминала. И даже представительницы во всем ему противоположного пола Гвендолин (эту роль блестяще сыграла Натали Эммануэль, памятная нам по «Игре престолов»). Теперь сейфы он вскрывает, целиком и полностью пребывая в ее власти. Но и сам процесс взлома подан очень необычно: Себастьян будто проникает в их, сейфов, сознание, ощущая каждый винтик, каждую шестеренку сложнейшего механизма — в картине выглядит это весьма любопытно. В качестве бонуса и чтоб окончательно раствориться в глазах волоокой красавицы, Себастьян дает экскурс в историю создания вагнеровских опер — и этот взгляд на творения великого немца свеж и интересен, его будет полезно послушать всем, знакомым и, тем более, незнакомым с либретто. А путешествует по городам Европы вместе с ним колоритная, но не шибко дружная команда из не менее странноватой хакерши, помешанной на высоких идеях, водилы, постоянно перетягивающего одеяло на себя, громилы без особых запросов — и волоокого мозга, который, то есть которая, и придумал всю эту хитроумную операцию.

Все последующее время эта бестолковая компания будет мотаться из города в город, подбираясь к новым сейфам и попутно пытаясь не перегрызться между собой. Ясно, что после первого же ограбления на них обращает особое внимание Европол — после чего у героев включается таймер обратного отсчета, надо не только успеть до наступления зомби-апокалипсиса обчистить еще два сейфа, но и не попасться в лапы хитроумно полицейского, уже имевшего неудачу встретиться с парочкой из водилы и волоокой, потерявшего их из виду на несколько лет, но не оставившего идею засадить обоих всерьез и надолго.

Фильмов про медвежатников за историю кино снято море, неудивительно, что аллюзий на предыдущие работы тут масса, всех и не перечислишь. Как и самоиронии — Себастьян то и дело замечает, мол, все происходящее страшно похоже на ту или иную картину.

Истории всех остальных персонажей выписаны в точности по канонам жанра, их будто срисовали со старой итальянской комедии в духе «Операция „Святой Януарий“» Дино Ризи (на нее, пожалуй, наибольшее число отсылок в фильме, второе место заслуженно делят «Друзья Оушена» и «Медвежатник»). А вот сам взломщик получает неожиданно больше обычного: Швайгхефер, против обычая, встает на сторону героя и дает ему шанс не просто высказаться о наболевшем, но и получить долгожданную толику почета. Это своего рода посыл остальным четырехглазым: ваш труд не останется напрасным, главное — верить в себя и не сдаваться. И неважно, что мир захватили зомби, главное — у вас будет, с кем пережить апокалипсис.

Вот в этот момент Швайгхефер и подводит зрителя к фильму Снайдера. А уж смотреть тот или ограничиться только этим, вам решать. Про «Мертвецов» ничего не скажу, но этот фильм, безусловно, заслуживает внимания.

Воры против мошенников

Истории преступления и наказания во французских комедиях имеют настолько давние корни, что обращаться к ним считается чем-то из ряда вон выходящим — обычно в картинах такой тематики даются отсылки лишь на те работы, что выходили, опираясь на изначальные, классические фильмы. Таким образом, получается второе, а то и третье преломление давнего сюжета. Ну а коли режиссер решает внести свой неожиданный ход, то уже четвертое, а то и пятое.

Фильм «Золотой слиток» — как раз из числа подобных. Что неудивительно для его создателя, режиссера и сценариста Жереми Розана, прежде известного проходным минисериалом «Французская революция», а до него снимавшего сплошь видеоклипы. Тем более интересно разобраться, что клипмейкер сделает с полным метром. А делать он начал следующее.

Два мелких воришки, Даниэль и Скания (да, его назвали в честь марки автомобилей), долгое время пытались завязать с подростковым преступным прошлым, для этого даже устроились на фабрику местной олигархической семьи Брейлей — но только поняли очевидное: молодой магнат старательно тянет соки из персонала, выжимая их в производство модного в стране и мире парфюма. А дальше по нисходящей: управляющие давят среднее звено, а то вовсю отыгрываются на простых работягах. Все премии и бонусы пролетариата идут в карманы их непосредственных менеджеров, ибо профсоюзам тут не место. Но и устраиваться, кроме как в этой душегубке, больше тоже негде. А потому неудивительно, что кулаки чешутся у многих.

Оба наших героя решают воспользоваться ситуацией. Случай предоставляется вскорости: Даниэль узнаёт, что во время фасовки примерно 1,5% упаковок портится, в основном по недосмотру, и решает, что может заинтересовать коллег не мстить мелко, уродуя товар, а продавать налево, ведь одна коробочка духов стоит аж по 50—70 евро. Даже продавая по полцены, можно здорово подняться, если не перегибать палку и не выходить за рамки полутора процентов. Дело закипает, как среди фасовщиков, так и в охране сразу находятся желающие, которые доводят уровень «усушки и утруски» почти до нуля, а прибыль возрастает до сотен тысяч. Даже введение системы сканирования не помогает, ибо к компании присоединяется отнюдь не пролетарская дамочка Виржини из семьи потомственных топ-менеджеров, непостижимо для своего класса влюбившаяся в явного маргинала Даниэля и помогающая ему проворачивать дела и дальше, несмотря на автоматизацию производства. Точнее, Виржини ставит ее, эту технологию, мошенникам в помощь.

И все было бы хорошо, но только хозяин решил продать фабрику, подписал контракт, а перед тем, как это сделали его партнеры, случайно узнал о мошенничестве. Теперь, чтоб избежать проблем, он всеми силами пытается докопаться до тех, кто ворует, помимо него. Но и партнеры не дремлют: им кто-то шепнул, что на самом деле происходит за дверями компании Брейлей, и они решают как можно скорее провести проверку.

Фильм чем-то напоминает ленту «Откройте, полиция! 2: Продажные против продажных». Порядочных людей тут нет и в помине, как почти нет и заявленной комедии, ну разве что в неимоверном количестве негодяев на погонный метр пленки. Основной сюжет картины строится на противостоянии крупных воров и мелких негодяев, мелкие пытаются отжать свой кусок пирожного в два с гаком миллиона евро, магнаты же — не дать им этого сделать, проутюжив их на свой лад и манер, без привлечения посторонних. В ситуации, когда ни герои, ни антигерои не могут считаться приличными людьми, происходит странная, почти фантасмагорическая отвлеченность от происходящего, позволяющая зрителю посмотреть на эту отнюдь не мышиную возню философски. Деньги действительно меняют людей, и вот уже Даниэль, пытаясь выискать сливающего информацию Брейлю «крота» в собственном окружении, готов на расправу. И его подельники охотно идут у него на поводу, стоит им понять, что бывший товарищ готов их заложить за большие комиссионные.

Тут действительно нет правых. Но тем интересна эта картина. Жажда наживы превращает людей даже не в заматеревших преступников, но в моральных уродов, готовых на все, лишь бы сохранить или преумножить доход. И чем он больше, тем выше ставки и тем ниже стоимость жизни. Эта прописная истина тут приправлена изрядной долей цинизма, иногда переходящего грань черного юмора, что, впрочем, отнюдь не мешает насладиться изящной концовкой, фильмом в фильме. Здесь уже Розан решил пойти со всех козырей клипмейкера и переиграть зрителя еще раз. Финал оказывается с даже не двойным, но тройным дном; несколько раз совершив кульбит, он накрывает зрителя такой неожиданной развязкой, какой позавидует и самое головоломное корейское кино. А что вы хотите: когда зло повсюду, любой финал приводит к его логичному уменьшению.

История итальянцев, попавших в историю

Анимационный фильм «Запрещено собакам и итальянцам» ожидаемо стал событием минувшего года. И дело не в количестве наград, а их лента навыигрывала преизрядно, но в самом сюжете картины.

Тут все просто. Главный герой, он же сценарист и режиссер фильма Ален Угетто, до этого времени снявший всего несколько короткометражек, своими воспоминаниями оживил бабушку Чесиру, ставшую куклой на его столе. Ее и стал расспрашивать о деде и о жизни там, далеко за Альпами, в Италии в годы бабушкиной молодости. Перед этим он съездил на малую родину, в деревню Угеттера, привез немного родной земли. Бабушка сразу вспомнила, как мало плодородной почвы в их горах, каждый клочок на вес золота. Обрабатывать ее приходилось с утра до вечера, с младенчества до старости — и то без гарантий урожая. А когда же учиться? Уже осенью, когда заканчивался сбор урожая, и до тех пор, пока в горах не засыпа́ло перевалы. В те времена грамотность была уделом городов, а не сел, тем более — подобных этому.

История эта начинается в конце далекого XIX века, когда бабушка Чесира была еще молода, стройна и жизнерадостна. Ее семье жилось трудно, но, несмотря на крайнюю бедность, никто не хотел покидать родной земли, разве осенью, когда страда кончалась и горцы отправлялись в соседнюю Швейцарию или Францию на подработки. А раз тамошние жители брались за любую работу и были крайне неприхотливы, им доставались самые трудные и опасные занятия — скажем, при прокладке тоннелей или постройке мостов. Так Чесира и познакомилась с Луиджи, выходцем с равнины, с ним и разделила всю свою дальнейшую жизнь. В Италии тогда было трудно найти работу, неудивительно, что их семья большую часть жизни проводила в разъездах. Тетки рассказчика родились в Швейцарии, отец уже во Франции, а всего в их семье было одиннадцать детей. Кто-то может сказать — очень много, но для того времени как раз обычно. Что далеко ходить, отец автора этих строк родился в семье из восьми детей, а ведь это уже двадцатые годы двадцатого же века.

И тут в историю семьи, и без того непростую, всемогущей дланью вмешивается история. Луиджи отправился сперва на одну войну с Турцией в Триполитанию в одиннадцатом, затем, в пятнадцатом, со странами Оси. После возвращения в опустошенную похоронками деревню начались его попытки заново наладить жизнь, новые маленькие беды и радости. И опять История с большой буквы вмешалась в знакомый расклад, знаменуя приход к власти фашистов. После такого поворота их семье пришлось снова уехать во Францию, с которой и прежде было связано столько надежд и тревог. Как вдруг сама Италия пришла за ними, в сороковом оккупировав часть французских провинций.

Совместный франко-итальянский фильм снят на двух языках, как, к примеру, это было со знаменитой комедией «Закон есть закон». Французы говорят на своем, итальянцы на своем, а для понимания соседей есть субтитры. Ну а в нашем варианте все заменил дубляж один на всех. И только захватчики действуют молча, обмениваясь хриплыми возгласами.

Этот фильм мог стать полноценной античной трагедией, все атрибуты которой перечислены в предыдущих абзацах, но не такими родились жители Угеттеры, чтоб впадать в отчаяние и отдаться на милость судьбы. Во всякой перемене своей участи, по чьей бы воле она ни происходила, они старались выискать каплю света, даже в кромешной тьме ушедших веков они находили маленькие радости и бережно хранили их, воскресая павших духом и поднимая сломленных невзгодами. Когда смерть — частая гостья на улицах, она неизменно приходит в дома; этого не избежала и семья Чесиры и Луиджи: двое их детей ушли совсем молодыми. Кто-то из родных умирал от голода и болезней, их вечных спутников, кто-то от ран, иные от пули в неведомом далеко, иные совсем близко и от тех, кого недавно считали своими. История корчилась, в муках рождая непостижимое будущее, и живущим надлежало не сдаваться, не подставлять спину, но найти достойный ответ и выдержать испытания, не сломавшись.

Об этом фильм. О том, как непросто выжить в жерновах истории и при этом остаться человеком, теряя, обретать и, страдая, возвышаться. Сохранить мудрость сердца и силу духа. Подняться над бедами и сберечь себя и родных. Именно потому картина и собрала целую россыпь призов на разных фестивалях: в Бильбао, Брюсселе, Токио, Турине, став победителем на Европейском и Средиземноморском киносмотре, взяв гран-при в корейском Пучхоне и французском Аннеси.

После просмотра многие аплодировали картине. А все потому, что куклы, то смеясь, то плача, расскажут трогательную, печальную, возвышенную, простую и знакомую историю давних лет, в которой найдется место и время всем и каждому. И даже в самую тяжкую годину будет гореть свет неугасимого человеческого сердца.

Папы бывают разные

Ремейки культовых картин чаще всего особого успеха не имеют, ибо по определению вторичны к созданному фильму, хотя и выпускаются иной раз в больших количествах, желая на местном уровне локализовать мировой успех оригинала, получить хоть кассу. Достаточно вспомнить, сколько было адаптаций культовых «Бобро поржаловать» или «Идеальных незнакомцев», про которых наш «Квартет И» снял в целом неплохую, но не настолько выразительную «Громкую связь». Подобного нельзя сказать о ребутах — кардинальных переделках картин к новым условиям, нравам, культуре: в противовес ремейкам, они удаются куда чаще. Как пример можно привести «Правдивую ложь», получившуюся даже интересней французской «Тотальной слежки», или корейский ответ фильму «Между небом и землей» — ленту «Один день». Вот и сейчас индийская вариация ставшего уже классическим фильма «Бессонная ночь» Фредерика Жардена под названием «Кровавый папочка» вышла весьма достойной.

Сюжет, безусловно схож, хоть в нем и немало отличий, еще больше очевидных, когда режиссер боевика Али Аббас Зафар, прежде известный по мелодрамам, не просто аккуратно перенес историю в родную страну, но внес в нее существенные коррективы в свете недавних событий, а именно повального карантина, вызванного вспышкой коронавируса и здорово прошедшегося по стране. Действие фильма происходит как раз в самый разгар эпидемии, когда цены на услуги и товары разом взлетели, особенно в Индии, где даже банка кока-колы стала золотой.

А начинается все так же. Двое полицейских предприняли удачную охоту на наркокурьеров, отбив у них три килограмма кокаина: надо ли говорить, сколько это богатство стоит во время карантина? Вот только во время грабежа подельники убили не просто «шестерку», а самого брата наркобарона, который, надо понимать, их без мести не оставит. Первым делом он похищает сына главного героя, Сумайра, и пока только требует вернуть отнятое.

Выбор актера на главную роль тоже весьма неожидан. Шахид Капур больше известен как плейбой и бонвиван, вот и тут у него внешность эталонного красавчика, пусть и потрепанного непростой полицейской жизнью. Прежде он часто снимался в клипах известных эстрадных певцов, а потому тем более удивителен такой поворот его карьеры. Но нельзя не признать, с новой ролью справляется он на ура. Герой в его исполнении не только харизматичен, но и закономерно мрачен, немногословен и драматично суров, отчасти смахивая на молодого Аль Пачино времен «Собачьего полудня». Узнав о захвате сына, он выкрадывает у приятеля сумку с добычей и немедля отправляется в самое осиное гнездо, в гостиницу, принадлежащую наркобарону. Прекрасно понимая, что вряд ли ему оставят голову на плечах, но хоть сына, может, пощадят.

И тут отдельное спасибо стоит сказать Зафару, заодно и написавшему сценарий: барон в его варианте не штампованный злодей, умеющий быть или злым, или злым и подлым, не жертва непонятных обстоятельств, заставивших его возглавить преступный мир, но вполне гармоничная личность со своими представлениями о добре и зле, которые он постепенно рассказывает зрителю. И в словесном поединке с подельниками, с другим доном, итоговым получателем товара, даже с Сумайром он нисколько не проигрывает. Барон колоритен, интересен и зловещ. Как и сам герой, полицейский с червоточиной, отец с проблемами. И у него своя история, которую одной сценой не опишешь и которая выплывет полностью только в самом конце картины.

А пока герой приходит в отель, но, чтоб не умереть сразу, прячет в туалете сумку с наркотой. Вот только туда же следом прибывает криминальная полиция города, чей шеф, начальник Сумайра, немедля приказывает помощнице перепрятать кокаин. И теперь, лишившись своего главного и единственного козыря, Сумайр мечется по отелю в тщетных поисках заветной сумки, пытаясь выкроить для себя хоть немного времени и понять, в чем же дело, а заодно разузнать, где же искать сына. Пружина (или петля?) затягивается еще туже, когда становится понятно, что у шефа полиции свои виды на сумку, своя компания в отеле и свои планы на ночь, в которых нет места ни Сумайру, ни боссу мафии. Силы обеих сторон начинают стягиваться к гостинице, и теперь герою, внезапно оказавшемуся между молотом и наковальней, предстоит спасти сына и как-то выбраться из осиного гнезда.

Интересен режиссерский подход к перестрелкам и мордобою, которые, несмотря на карантин, в отеле вспыхивают постоянно. А что вы хотите, там еще проходит подпольный праздник, собрались гости, приглашенные хлебосольным хозяином. Во время большинства таких правонарушений музыка и фоновые шумы, обычно используемые для усиления эффекта, внезапно стихают, и остается только хрип раненых, тяжелые удары, стук гильз о паркет или мрамор и гнетущая тишина.

Финал картины также не разочарует. Против обычая копировать его у изначального варианта, Зафар придумывает кардинально свой. Что тоже неудивительно, ведь фильм, хоть и имеет массу отсылок к оригиналу, вышел совсем иным, нежели французский триллер. При этом ничем не уступая аналогу, а уж в головоломном финале явно его превосходя.

Связанные одной цепью

Порой в поисках интересного кино заглядываю в такие уголки, куда наши дистрибьюторы не ходят. А напрасно. Как вам камбоджийский киберпанк в духе Пауло Коэльо? Заинтересовались? Тогда продолжу.

Речь пойдет о фильме «Связанные кармой» — перевод названия условный, у нас локализации картины пока нет, и неизвестно, будет ли.

Недалекое будущее, в котором технологии победили окончательно и бесповоротно: все земляне чипированы и постоянно виснут в сети, вне зависимости, бедные они или богатые. Что неудивительно — еще пару десятков лет назад мы и представить не могли, что мобильный будет у каждого чуть не в обязательном порядке. В одной семье, очень бедной даже по меркам Пномпеня, живет мальчик Ленг Хенг, который видит удивительные сны из прошлых жизней. А поскольку его семья задолжала всем уже в реальной жизни, то она пытается заработать самыми экстравагантными способами. Бабушка тестирует новые виртуальные образы, сестра матери сдает свой мозг в аренду, старшая сестра Ленг Хенга взламывает чужие сим-карты, а сам Ленг Хенг продает свои удивительные сны, а еще отыскивает на помойках нужные сестре запчасти. Но даже это не помогает: за долги семью мальчика собираются переселять на выселки. Чтоб не допустить этого, Ленг Хенг решает найти золотую статуэтку Будды, с которой связано так много виденных им воспоминаний и которую он примерно представляет, где искать. Вместе с друзьями он отправляется в путь в богатые кварталы города.

Картина вышла недешевой, компьютерной анимации в ней накручено изрядно, но как же без нее в киберпанковском будущем? Поэтому для ленты характерна очень любопытная особенность — сны главного героя плавно перетекают в абсурд его настоящего, вечно подключенного к сети, и возвращаются обратно, как бы замыкая цикл. Анимация окружает людей повсюду, а потому, стоит только герою просрочить платеж, как он тотчас теряется в реальности, лишенной анимированных подсказок.

Фильм этот — дебют в полном метре американского документалиста тайского происхождения Джейка Вахтеля, явившегося и автором сценария картины. Он много лет работал в Камбодже и основал в Пномпене детскую актерскую студию. Ее выпускники и снимаются в картине. Человек мира, Вахтель примечателен тем, что, родившись в Таиланде, начальную часть жизни провел в Штатах, а после работал — сперва на Шри-Ланке, затем уже в Камбодже. Для большего внимания к ленте и пущего удобства Вахтель выпустил картину сразу в двух вариантах озвучки — на кхмерском и английском. А еще пригласил звезд из родной кинодержавы. Так, Сахаяк Бунтханакит, прославившийся игрой в фильме «Пляж» с Леонардом ди Каприо, здесь играет роль профессора Сованна, видения о коем преследуют главного героя, а королева красоты Синди Синья Бишоп примерила роль доктора Софии, пользующей всех бабушек района, причем бесплатно. В этом плане фильм достаточно оптимистичен — несмотря на невообразимую бедность, семья главного героя живет, не голодая. Хоть бы в этом пророчества Вахтеля оказались близки к истине…

Дети в картине играют выше всяких похвал. Их стайка прочесывает город в поисках нужной пагоды, где хранилась статуэтка, а после отправляется в предместья Пномпеня, ища заветную вещицу уже там, а для этого нанимает девочку-папиросницу, славную своим умением отыскивать вещи. И правда, она быстро выходит на след профессора. Вот только странно, но он до сих пор жив. А это значит…

История нарочито неспешна, да и неудивительно, зрителю надо вникнуть в дивный новый мир, ощутить привкус горькой иронии от полной цифровизации населения, ощутить связь времен. А еще проникнуться не всегда понятной идеей реинкарнации, вереницы прошлых и будущих жизней, которые, для пущего удобства зрителя, не знакомого с буддизмом, Вахтель описывает вдумчиво и обстоятельно. Но вовсе не для того, чтоб раскритиковав будущее, вернуться к прошлому: фигурка Будды у него не сакральна, она носит лишь символический аспект воспоминаний о чужих жизнях, проведенных либо еще под французскими колонистами, либо сразу после обретения страной независимости — вот тогда уже история мальчика Сованна начинает смешиваться и переплетаться с бытием Ленг Хенга. Их жизни буквально пронизывают друг друга, сопоставляясь столь причудливым образом, что в финале картины мальчику предстоит сделать непростой выбор своей судьбы, для десятилетки почти непосильный. Немудрено, что финал оказывается своеобразно запараллелен со знаменитой картиной «Иди и смотри». Враз постаревший Ленг Хенг возвращается с грузом новых познаний в семью, точно прибывший из неведомых земель путник, сделавший свой выбор, с которым ему жить и эту жизнь, и возможно, не одну.

Печально, но до премьеры картины не дожил главный герой, Ленг Хенг Прак: мальчик умер вскоре после монтажа «Связанных кармой». Фильм посвящен ему, невообразимо талантливому актеру, оставившему наш мир совсем юным. Будто отправившемуся в новую жизнь, очистившись от чужих грехов жизни старой.

Оставьте комментарий