Александр Шурыгин. Мраморная вуаль. Нетленные шедевры



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 2(16), 2021.


В начале 1700-х годов для коллекции Петра I, российского императора, в Италии была приобретена за немалые по тем временам деньги необычная, фантастическая по своему исполнению скульптура, изваянная из каррарского мрамора в натуральную величину человеческого роста. Необычность её была в том, что безукоризненно исполненное скульптурное изображение тела молодой женщины было укрыто тончайшей мраморной вуалью. Автором этого изображения был итальянский скульптор Антонио Коррадини (1668—1752 гг.), которого по праву считают основоположником нового жанра изобразительного искусства, несмотря на некоторые сообщения о том, что подобная техника обработки мрамора существовала ещё в Древней Греции.

Эта скульптура Коррадини была установлена в Летнем саду Санкт-Петербурга и находилась здесь до конца XVIII века, затем она была перенесена в Георгиевский зал Зимнего дворца, где в 1837 году пострадала от пожара. Восстановить удалось лишь верхнюю часть статуи в виде бюста, названного реставраторами «Дама под вуалью». Бюст этот был установлен в садике Царицынского павильона в Петергофе.

Однако мировая известность и слава пришли к Коррадини после завершения им мраморного шедевра, хранящегося ныне в капелле Сан-Северо в Неаполе. Это статуя «Целомудрие» («Pudizia», 1752 г.), являющаяся надгробным памятником Чечилии Гаэтани, матери Раймондо де Сангри, князя Сан-Северо, умершей вскоре после родов. Вот фотография этой скульптуры и снимки отдельных её фрагментов, показывающие детали изумительно тонкой работы великого мастера в дотоле неизвестной технике обработки мрамора.

Вскоре после окончания работы над «Целомудрием» Антонио Коррадини получил заказ от князя Раймондо на создание другой скульптуры, которая позднее будет названа «Христос под плащаницей». Он успел изготовить глиняную модель будущего творения, но болезнь и последовавшая за ней смерть не позволили ему завершить эту работу. Её исполнение князь доверил молодому скульптору Джузеппе Санмартино, который сохранил замысел Коррадини и внес в него лишь небольшие изменения. Завершенная скульптура — это самый удивительный и бесценный шедевр, хранящийся, как и «Целомудрие», в капелле князей Сан-Северо. Вызывает восхищение в этом шедевре всё: и образ Христа, и композиционное решение скульптуры, и эта удивительная тончайшая мраморная вуаль плащаницы.

«Христос под плащаницей» считается вершиной творчества Джузеппе Санмартино, ничего равного этой скульптуре, по мнению специалистов и критиков, он больше создать не смог.

А у произведений Коррадини другая судьба: многие его работы, выполненные в той же технике мраморной вуали, украшают музеи, соборы и площади Венеции, Рима, Вены, Дрездена, Неаполя, Праги, Лондона и других городов. Вот одна из таких работ — бюст «Женщина под вуалью» («Puritas», 1717 г.), который хранится в Museo del Settecento в Венеции.

* * *

Прошло почти столетие, прежде чем другие скульпторы (кстати, это тоже были итальянцы) вернулись к технике мраморной вуали, безупречно освоенной ранее Коррадини и Санмартино. Среди них были Джованни Страцца и Джованни Мария Бенцони.

В середине XIX века Джованни Страцца завершил работу над бюстом «Дева Мария под вуалью» («The Veiled Virgin»), завораживающим своей почти нереальной точностью воспроизведения в мраморе настоящей шелковой вуали. Вот снимки этого бюста, сделанные в разных ракурсах, и детализирующий снимок, который показывает эту потрясающую «почти нереальную точность».

Джованни Мария Бенцони, работавший в Риме, создал многочисленные великолепные изваяния из мрамора в стиле неоклассицизма (его «Диану» можно увидеть в санкт-петербургском Эрмитаже). Но только одна из множества его скульптур выполнена в технике мраморной вуали — скульптура «Ребекка под вуалью» (1864 г.). На фото — фрагмент этого творения Бенцони, хранящегося в Музее Салара Юнга в индийском Хайдарабаде.

* * *

О том, как достигается эффект тончайшей вуали на мраморных скульптурах, рассказал талантливейший итальянский ваятель Рафаэль Монти (1819—1881 гг.). Он родился в Милане, обучался скульптурному искусству у себя на родине и в Вене, но волею судьбы большую часть жизни провел в Англии, где создал значительную часть замечательных работ, выполненных в технике мраморной вуали.

Техника создания вуали, которую использовал в своей работе Монти, заключалась, по его словам, в следующем. Он подбирал для создания скульптур куски или глыбы мрамора с неоднородной двухслойной структурой: верхний слой мрамора был более прозрачен и менее плотен, а нижний — более плотен и непрозрачен. После тончайшей ручной обработки верхнего слоя он превращался в вуаль, под которой скрывалось создаваемое автором художественное изображение. По-видимому, этой же техникой пользовались и его знаменитые предшественники.

Как уже было отмечено, Монти создал значительное число скульптур в технике мраморной вуали. Среди них наиболее известны «Дама под вуалью», несколько работ под общим названием «Весталка» (весталка — девственная жрица богини Весты, покровительницы домашнего очага и жертвенного огня в древнем Риме), скульптура «Сёстры милосердия» и аллегория «Сон скорби и радость мечты».

Вот как выглядят эти скульптуры на фотографиях, которые расположены в том же порядке, что указан выше (фотография «Весталка» — снимок лишь одной из скульптур Рафаэля Монти с этим названием).

* * *

Читатели этого очерка, посетившие мадридский музей Прадо, несомненно познакомились с творением ещё одного итальянского скульптора XIX века — Камилло Торреджани. Его бюст «Изабелла II», выполненный в технике мраморной вуали, является одним из наиболее известных экспонатов, хранящихся в музее. Создан он был по заказу Изабеллы II, королевы Испании, правившей страной в 1833—1868 гг.

Очередная фотография — фрагмент этого бюста, созданного Торреджани в 1855 году.

И ещё об одной мраморной скульптуре XIX века хочется рассказать. Её автор — американец Чонси Бредли Айвс (Chauncey Bradley Ives, 1810—1894 гг.). В 1844 году он переехал в Европу, жил и работал в Италии до конца жизни. Похоронен в Риме. Поэтому, пожалуй, не будет большой ошибкой отнести его к славной плеяде итальянских мастеров мраморной вуали.

Одна из его лучших скульптур была изваяна в 1880 (по другим данным, в 1884) году. Называется она «Ундина, выходящая из воды». Хранится «Ундина» в галерее Йельского университета, США. Вот снимки скульптуры и отдельных её фрагментов.

При завершении этого очерка, посвященного искусству итальянских скульпторов XVII—XIX веков, создавших непревзойденные по сюжетной задумке и мастерству исполнения шедевры в технике мраморной вуали, непременно нужно отметить не только необычайный талант этих мастеров. Не менее важно понять, в каких условиях создавались творения их рук. Ведь им приходилось найти для работы редкий материал — куски мрамора с неоднослойной структурой, а затем обработать их вручную, используя при этом, образно выражаясь, только молоток и долото. Талант художника и титанический труд, а ещё «золотые руки» мастера — всё это нужно для создания любых выдающихся произведений искусства, но в прежние времена, когда ещё не существовало современных технологий обработки материалов, для создателей мраморной вуали эти требования приумножались многократно. Вот почему мы с особым восхищением любуемся сейчас их творениями.

* * *

Справедливости ради нужно сказать, что и в наше время ваятели не чуждаются создания скульптур с имитацией вуального покрытия — не обязательно мраморного. Современные технологические решения и инструменты позволяют создавать подобие вуали на скульптурах, основой для которых служат глина, бронза, пластики и другие материалы.

Я хочу упомянуть здесь имена лишь двух известнейших современных мастеров этого вида изобразительного искусства, создавших десятки работ, которые хранятся и демонстрируются в музеях и выставочных залах многих стран мира.

Первый из них — Бенджамин Метью Виктор (Benjamin Matthew Viktor) — родился в 1979 году в Калифорнии, работает и преподает в штате Айдахо, США. В свои двадцать шесть лет он стал самым молодым скульптором, произведение которого было включено в коллекцию Национального скульптурного зала Капитолия (сейчас здесь находятся уже три его скульптуры). Материалы, с которыми работает Виктор, — это в основном глина и бронза. Многие его работы созданы в стиле неоклассицизма.

Второй не менее знаменитый современный скульптор, применяющий технику создания вуали в своих творениях, — Кевин Френсис Грей (Kevin Francis Gray) — родился в Северной Ирландии в 1972 году, в последние годы работает и живет в Лондоне. Материалы — бронза, мрамор, стеклопластик и др. Скульптуры Грея в основном изваяны в модернистском стиле.

Для того чтобы узнать, чего удается достичь современным ваятелям при создании вуали с помощью новейших технологий и инструментов, достаточно посмотреть на работы Бенджамина Виктора «Вирсавия» (2013 год). На первой из фотографий (спаренной) — скульптура Вирсавии, матери царя Соломона, изваянная из глины. На второй и третьей — отлитая из бронзы и её фрагмент.

Нет сомнения, это великолепные образцы изобразительного искусства. Но при всем их великолепии и высочайшем таланте автора (и других современных авторов), вряд ли они могут конкурировать с творениями старых итальянских творцов мраморной вуали.

Ведь подсознание наше воспринимает не только внешние достоинства любого произведения искусства, но и чутко улавливает нечто иное, скрытое от глаз, то, что кажется нам невозможным или недоступным. Для работ старых итальянских мастеров мраморной вуали трудными для восприятия являются не только данные им свыше талант, чувство прекрасного и золотые руки, но и то, что эти руки при работе над шедевром не держали, образно говоря, ничего, кроме молотка с долотом.

Буду признателен за комментарии, уточнения и дополнения.

5 комментариев в “Александр Шурыгин. Мраморная вуаль. Нетленные шедевры

  1. «ничего, кроме молотка с долотом»? А, может мы чего-то не знаем? В любом случае спасибо за статью.

    • Ну, это ведь не незапамятная древность, так что вряд ли можно всерьез говорить о «забытых технологиях исчезнувших цивилизаций». Тем более что наследники этой скульптурной традиции продолжали ваять статуи и в XVIII—XIX вв., так и, строго говоря, в XX—XXI.

  2. Бурные композиции, с открытым выражением чувств. Искусный скульптор. Но, как крепко держится, столь незамысловатое творение, вуаль на самих скульптурах?

    • На работах итальянских мастеров вуаль сохранилась со времени создания скульптур, а ведь прошло с тех пор уже несколько веков. Полагаю, что она не потускнеет и в будущем, во всяком случае до тех пор, пока не изменятся свойства поверхностного полупрозрачного слоя мрамора, а этого может не случиться. Сохранности шедевров будет способствовать правильное их хранение в музейных условиях.

    • На работах итальянских мастеров вуаль сохраняется уже несколько веков. Полагаю, что она не исчезнет со временем, во всяком случае до тех пор, пока не изменятся свойства поверхностного полупрозрачного слоя мрамора. Сохранению этих свойств будет способствовать правильное хранение скульптур в музейных условиях.

Оставьте комментарий