Карл-Август Аванти. Рисунки и легенды францисканца брата Джеронимо, известные из альбома, преподнесенного в дар королю Пруссии Фридриху II


(Продолжение.)



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 2(52), 2024.


Perpetuum mobile proximus montibus


Судя по закольцованности механизма, версия о том, что брат Джеронимо в этот раз вновь взялся за разработку Perpetuum mobile, не кажется фантастической. Однако исключить вероятность того, что для машины имелось вполне бытовое предназначение, тоже нельзя. Достоверных сведений о том, чтобы эта разработка была предложена какому-то монастырю или вельможе для воплощения в жизнь, нет. Допускается, что конструкция так и не была завершена или казалась самому францисканцу столь мощной, что поделиться своими разработками он мог только со Святым престолом, который в силу обстоятельств не оценит трудов минорита.

Слава к Perpetuum mobile proximus montibus пришла в последние годы XIII столетия. Согласно сказаниям, не имеющим никаких подтверждений в документах эпохи, рисунок был отправлен епископу Турина. Зная о притязаниях Савойской династии на земли святого отца, которые могли вылиться в полномасштабную войну с осадами городов, брат Джеронимо желал снабдить твердыню военной машиной. Естественно, чтобы Perpetuum mobile proximus montibus начал истреблять противника, нужно было отказаться от спасения души. Жители Турина оказались богобоязненными людьми, потому привести в действие подарок минорита никто не решался. Мастера же, работавшие над сооружением механизма, погибали страшной смертью, едва успев покаяться в совершенном грехе.


Результатом неторопливости стало превращение страшной машины со всей сопровождающей ее документацией в трофей графа Амадея V. Perpetuum mobile proximus montibus был захвачен солдатами при перемещении из Турина в Кьери, который, узнав, какая именно боевая машина движется к его стенам, закрыл ворота. Могущественного представителя Савойского дома не смутила легкая победа. Следует отметить, что он действительно живо интересовался идеями францисканца-изобретателя, но из-за политической ситуации не мог лично встретиться с миноритом и заказать ему работу. Естественно, попадись ему в руки вычурная конструкция, собранная по собственноручным чертежам брата Джеронимо, граф не обратил бы внимания на нелепые страхи не только простых людей, но и своего двора.

Среди многочисленного потомства владыки Савойи присутствует и легендарная личность его незаконнорожденного сына Мартина. Получив хорошее воспитание, он должен был быть пострижен в монахи, однако упросил отца разрешить ему вести жизнь отшельника. Молодой человек сокрыл свои истинные замыслы — вместо служения Богу он намеревался овладеть секретом трансмутаций металла. Золото ему было необходимо для реализации амбициозных планов. Следует отметить, что Амадей V был дважды женат и оставил многочисленное потомство. Не исключено, что внебрачные дети у него были и граф, не желая превращать свое весьма богатое наследство в источник розни, заранее заботился об их судьбах. Летописных источников, подтверждающих существование таких потомков и среди них некого Мартина, не существует, что можно трактовать и как их отсутствие, и как наличие у каждого из них достойного места в обществе.

В подаренном отцом поместье на берегу озера Ле-Бурже наш герой разместил алхимическую лабораторию. Ужасы, происходившие там, сохранились только в народных сказаниях. Архивы расположенного рядом процветающего города Шамбери не сохранили ни одного из легендарных эпизодов, связанных с деятельностью Мартина, ставшего черным магом. Ни внезапных гроз, ни осушения озера, ни даже огней, окружавших горизонт, никто из современников предполагаемого чернокнижника не наблюдал. Возможно, сказители заимствовали описания страшных предвестий грядущей эпидемии чумы, приписав их деятельности колдуна. Помимо власти над стихийными бедствиями, Мартин получил и несметные богатства. Теперь он мог совершить переворот и, свергнув брата, занять престол Савойи. В уединенное имение потянулись мрачные личности, готовые с оружием в руках выступить против законного государя.

Финал истории чародея необычен — вместе с бандой бродяг к нему явился человек в монашеской рясе. Это был не кто иной как брат Джеронимо. Пришел он из Иерусалима, где покаялся в грехах и твердо решил избавить мир от своих зловещих машин. Францисканец не то сам проклял Мартина, не то вновь обратился за помощью к Дьяволу, и властолюбивый заговорщик вместе со своим скарбом отправился на дно озера.

Если учитывать, что, согласно легендам, попытки поднять из-под воды роковую лабораторию предпринимались воспитательницей антипапы Феликса V Бонной, то до нас дошли поздние варианты сказки про нечестивого алхимика. Прототипом главного героя мог являться и сам Амадей V: его интерес к передовой технической мысли не встречал единодушного одобрения в народе, но приписывать злодеяния тому, кто расширил границы графства, было неприлично. Так и родился образ обиженного правителем отпрыска, совершавшего то, что сложно было приписать отцу.

(Продолжение следует.)

Оставьте комментарий