Карл-Август Аванти. Рисунки и легенды францисканца брата Джеронимо, известные из альбома, преподнесенного в дар королю Пруссии Фридриху II


(Продолжение.)



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 10(36), 2022.



Remis contra opus sclavitus christianus


В конце 1256 года венецианский дож Реньери Зено принял монаха-францисканца, который обещал спасти не одну христианскую жизнь и помочь республике в войне с Генуей. Эта встреча не будет казаться столь странной, если учесть, что вельможа был лично знаком с Франциском Ассизским, покровительствовал его ученикам, а также получил лестные отзывы о таланте брата Джеронимо в искусстве создавать всевозможные полезные механизмы. Минорит вместо того, чтобы увлечь дожа полетом своей технической мысли, изложил план внедрения Remis contra opus sclavitus christianus в жизнь в таком тоне, за который можно было поплатиться свободой, а то и головой.

Насколько тяжел и опасен труд моряков, в те времена знали все. Не всегда врагом человека была разгневанная стихия — отсутствие ветра приносило не меньше бед. Практически все корабли оснащались веслами, и за время плавания этот способ передвижения применялся иногда не реже парусов. Противостояние христианской Европы с магометанами способствовало появлению особой группы тружеников флота — гребцов-невольников. Брат Джеронимо искренне желал облегчить участь пленников. Работу на суше, которую им поручали, следовало признать менее рискованной. Даже самый суровый надсмотрщик не решился бы убить человека или надолго лишить его пищи, на галерах же такие испытания ждали каждого. Надежд дождаться выкупа для небогатых христиан, определенных османами на принудительные работы на корабль, не было.


Францисканец изобрел весла, движимые маятником и направляющими цепи полосами металла. Судну стоило только двинуться с места, как механизм начинал работать без участия человека. Монах желал, чтобы Зено через купцов передал чертежи Remis contra opus sclavitus christianus магометанам с требованием оснастить этим устройством все, что способно плавать. Желая доказать необходимость безотлагательно начать переговоры с противником и внедрение в жизнь проекта, Джеронимо переусердствовал. Его речь была излишне эмоциональна.

Дож счел поведение монаха дерзким. Заподозрить представителя духовенства в желании помочь противникам всего христианского мира было сложно, но идея передать чертежи на Восток, независимо от цели, была названа им богопротивной. Будучи искушенным политиком, Зено велел своим людям следить за миноритом, чтобы выяснить, кто и с какими целями его прислал. Обласканный Святым престолом вельможа боялся, что его противники используют этого странного человека для того, чтобы бросить тень на репутацию правителя Венеции. Представители духовенства, еще недавно рекомендовавшие дожу встретиться с Джеронимо, не ожидали подобного исхода встречи, потому открестились от опасного знакомца. Радетеля за судьбы братьев во Христе спасли аристократы, искренне заинтересовавшиеся его работами.

Представители влиятельного семейства Морозини не побрезговали познакомиться с учинившим скандал монахом. Возможно, что их дом он посетил еще до рокового выступления перед дожем и был рекомендован ими. Они нашли идеи Джеронимо смелыми и стоящими. После неприятного происшествия именно Морозини убеждали Зено, что минорит является не провокатором, а только слабым человеком, полагающимся на могущество главы Венецианской республики. Дож не был падок на лесть, однако донесения его слуг свидетельствовали в пользу версии Морозини. Слежку было решено прекратить, брат Джеронимо несколько дней погостил у своих покровителей, после чего покинул город. Немногим позже работы францисканца будут использованы ими, но мечта о Remis contra opus sclavitus christianus так и останется нереализованной.

Хочется верить, что благородный замысел монаха не был воплощен по причине, названной некоторыми мореходами: сложный механизм не выдержит качки и выйдет из строя. Однако не исключено, что у венецианской знати не было желания возвращаться к проекту с плохой репутацией. О механических веслах старались не вспоминать, но время шло, подробности частной встречи дожа с францисканцем так и не стали достоянием широкой общественности, потому не обросли слухами и канули в лету, сохранившись лишь в отдельных воспоминаниях людей, близко знакомых с Реньери Зено.

Было бы самонадеянным искать во всех сказаниях о самодвижущихся лодках след Remis contra opus sclavitus christianus. Механизм был единожды упомянут в рукописях Алфонсо де Албукерке. Португальский флотоводец упоминает донесения капитана, который своими глазами видел персидское судно, шедшее на веслах, приводимых в движение не силами людскими. Получив объяснение относительно далекого от мистики происхождения устройства, моряк проявил доблесть в сражениях с иноверцами. Кто именно развеял страх перед необычным кораблем или иллюзией его существования, в тексте не указано. Де Албукерке побывал в Италии, что подсказывает источник его знаний о возможности собрать подобное устройство, не прибегая к помощи Дьявола.

Куда более забавный случай произошел в 1397 году в аббатстве Везле. В канун Рождества бенедиктинцам были переданы пятеро солдат. Они утверждали, что могут освободить из турецкого плена Иоанна — сына и наследника правителя Бургундии. Для этого нужно только убедить Папу Римского передать им секрет сооружения корабля, который без ветра и весел дойдет до египетского берега, где гостей будет ждать сам султан Баязид. Паломничество служивых сопровождалось остановками в каждом населенном пункте с обильными возлияниями и пламенными речами. После ссоры с представителями церкви, которым не понравились странствующие проповедники, совращавшие народ бессмысленными сказками и скверным поведением, солдаты были направлены на перевоспитание. Спустя год Иоанн был выкуплен своим отцом. За свободу принца заплатили золотом, никаких чудес не потребовалось.

(Продолжение следует.)



Оставьте комментарий