Тимофей Конев. Суббота, скука



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 7(45), 2023.



Суббота. Скука.

От звонка будильника в понедельник утром до установки таймера выключения телевизора в пятницу вечером сирены выходных поют свою лживую песнь об отдыхе, скромных радостях и короткой свободе. И вот суббота. И скука.

Время к полудню. Завтракать поздно, обедать рано. Есть особо не хочется, но бутерброды с чаем кажутся здравой мыслью. Неспешные шаги на кухню, походя с комода захвачен планшет — чай в полной тишине лучше оставить философам из соцсетей.

Планшет, иконка видеохостинга, трансляции, первая попавшаяся.

«…озов, военврач высшей категории, врач-токсиколог, медицинский блогер и научный просветитель. Здравствуйте, Алексей! Расскажите нам подробнее об этом новом направлении в медицине: действительно ли оно так эффективно, как о нем говорят? Чего от него стоит ждать, чего не стоит? Безопасно ли оно и почему вокруг него столько споров и скандалов?»

Голос ведущей не слишком старательно изображает интерес. После перечисления титулов ожидаешь увидеть грузного повелителя кафедры в пиджаке и галстуке цвета тоски, но на экране моложавый мужчина лет около шестидесяти, терпеливо улыбающийся в импозантную седую бородку. Под клетчатой рубашкой гостя надета футболка с принтом, призывающим питаться котами в терапевтических целях. Забавно, пока можно не переключать.

«Здравствуйте! Ну, начать, наверное, следует с того, что это направление не такое уж и новое. Если не вдаваться в подробности, то начало ему было положено в середине двадцатых, причем случайно. Одна из команд, участвовавших в каком-то из первых постковидных „Нейротлонов“, наделала много шума, сумев реализовать обратную связь для нейропротеза. Вы, в принципе, до сих пор без труда можете найти видео оттуда».

В памяти появляется образ опутанного проводами молодого парня без руки. Он щупает протезом какие-то предметы, скрытые от его взгляда, и дрожащим голосом описывает их жюри или комиссии — кто их там разберет… На лицах жюри удивление, на лице парня счастье.

Капли воды стекают по чайнику, оставляя прерывистые дорожки.

Нехитрые богатства холодильника озаряются светом не сразу. Видимо, залипает концевик. Надо бы что-то с этим сделать.

«Значит, что сделали эти ребята… Они, помимо вполне на тот момент стандартной энцефалографической… э-э-э… шапочки с датчиками, использовали также хитрую самодельную сеточку из проводов, диодов там каких-то и прочей электроники — я в этом не силен, извините. Сеточка эта под управлением компьютера, принимавшего и обрабатывавшего данные энцефалографа, могла создавать и локально очень точно изменять магнитное поле, создавая наведенный ток в нейронах. Собственно, основное ноу-хау заключалось даже не в сеточке, а в алгоритме управления полем.

Соответственно, компьютер получал данные о возбуждении в моторных нейронах, интерпретировал их и выдавал команды протезу, затем получал и интерпретировал данные с тензодатчиков протеза, после чего подавал команды на изменение магнитных полей сеточки. Эти поля создавали в нейронах токи, более-менее похожие на естественные, и человек получал ощущения пускай и отдаленно, но похожие на настоящие…»

Лишний довод в пользу теории эволюции: созданный по образу и подобию совершенного бога человеческий разум вряд ли стал бы зависать полминуты перед холодильником, чтобы прийти к принятому две минуты назад решению взять оттуда колбасу, сыр и масло. Но он зависает. Не самый очевидный момент.

«…вовсе не во врачебной практике. Первыми отметились цифровые гиганты — вспомним, с каким энтузиазмом начали грызть друг другу глотки за патенты ребята из Купертино, Маунтин-Вью и Рэдмонда. Правда, победили, как всегда, ребята с Тайваня.

Сейчас почти у каждого продвинутого юноши — мы ведь помним, что таким юношам частенько бывает и за тридцать, и за сорок, — есть нейрогарнитура, позволяющая фактически силой мысли управлять и компьютером, и смартфоном, и любым другим совместимым девайсом. Действительно очень удобно. Опять же, очень модно сейчас стало снимать кино с нейроэффектами. Я ходил на нейроремейк „Титаника“, да простят мне этот термин, — впечатления непередаваемые совершенно! Брызги воды, ветер, вибрации какие-то — все ощущается совершенно отчетливо. Хотя калибровка почти в сорок минут несколько утомляет. Ну и несколько человек ушли с сеанса из-за того, что их укачало. Хочется верить, что в ближайшем будущем удастся с этим справиться, особенно на фоне того, что уже в этом году обещают прикрутить запахи, а в ближайшие пять лет и зрительные образы. Уж не знаю, что нас…»

Чайный пакет ждет в кружке. Бутерброды ждут на тарелке. Шум закипающей воды наполняет кухню.

«аспирант университета Джона Хопкинса Сэмюэл Джонсон. В тот момент он активно занимался моделированием депрессии у животных, конкретно у крыс. Конечно же, он хорошо знал об эксперименте Олдса и Милнера со стимуляцией у крыс центра удовольствия, и появление идеи о стимуляции аналогичного центра у человека у нас он находится в лимбической коре с помощью сеточки, о которой мы говорили выше, было лишь вопросом времени.

В ходе экспериментов был отработан алгоритм электромагнитного воздействия на нейроны определенных участков лимбической коры, стимулирующий выработку эндорфинов, окситоцина, дофамина, норадреналина и прочих эндогенных радостей, которые мы так любим.

Значение этого открытия переоценить очень трудно — по сути был найден почти полный аналог любым антидепрессантам. При этом аналог гораздо более быстродействующий, более тонко регулируемый, гораздо лучше совместимый со множеством прочих препаратов и почти без побочных эффектов. Это действительно был колоссальный прорыв! Забавно, кстати, что эта методика внезапно вывела понятие магнитотерапии из категории сомнительных методов и, в общем-то, псевдонауки в категорию общепризнанных явлений, даже несмотря на то, что точный механизм работы и по сей день вызывает вопросы».

В который раз одна и та же ошибка — не дать чаю достаточно остыть. Саднит губа, кончик языка противно немеет, чай разлит на стол дернувшейся рукой. Брызги попали на свежую футболку, обидно.

«…очень близко повторяет историю появления и распространения мефедрона. Началось все с того, что некий израильский умелец во время лечения депрессии по методу Джонсона понял, что стимнет — от английского „stimulation net“, как к тому времени назвали приспособление, — мало чем отличается от китайских нейрогарнитур. Взлом гарнитуры вообще не вызвал сложностей, корректировка алгоритмов потребовала привлечения каких-то его знакомых, но в конечном итоге эти нехорошие граждане явили миру первую версию прошивки, позволяющей воздействовать на лимбическую кору.

По Израилю прошивка распространилась за неделю. Потом она впервые всплывает в Испании и Франции. Европа была охвачена за месяц. Спустя три четыре месяца самодельными стимнетами стали пользоваться по всему миру.

В обществе в связи с этим принято попрекать власти за медлительность в борьбе с эфой — это сленговая производная от „эйфории“, — но я лично не вижу способов быстро и достаточно эффективно бороться с ней в силу ее нематериальности. Эта прошивка по сути своей просто файлики с исполняемым кодом. Как их отследить? Они копируются, пересылаются, модифицируются, шифруются… В США, например, поняли, что что-то происходит, когда начали систематически находить истощенные трупы никак не связанных между собой людей».

Боль в языке и губах притупилась, чай выпит наполовину, после бутербродов на столе остались крошки. Не побыть ли пару часов животным и не смахнуть ли крошки на пол? Все равно ведь предстоит уборка… Нет, не побыть. Или…

«…электроды. Олдс и Милнер вживляли их в общем-то наобум, так называемый центр удовольствия был открыт случайно. Они предполагали, что ток, пропускаемый через электроды, будет вызывать у крыс дискомфорт и они будут стремиться покинуть угол клетки, в котором дискомфорт будет возникать, однако все произошло с точностью до наоборот: крысы раз за разом возвращались в место, где происходила стимуляция. Потом крысам установили специальную педаль, позволив стимулировать себя самостоятельно. В конечном итоге крысы стали жать на педаль до семисот раз в час и были готовы делать это до полного истощения, игнорируя голод, жажду и вообще все.

Точно так же под воздействием эфы ведут себя и люди. В каком-то смысле, пусть и в узком, мы не смогли опередить в развитии крыс, отсюда и сотни истощенных трупов, и тысячи людей с повреждениями нервной и гормональной систем.

Человеческая природа такова, что этого не могло не произойти. Слишком уж много денег можно заработать

Причем дошло до того, что у эфы есть пробный период, после завершения которого можно оформить платную подписку! Вдумайтесь! До чего дошел прогрессНо главная людоедская наглость даже не в этом. Ограничение по времени воздействия у них следует покупать! Пожадничал? Очнешься на больничной койке! И отдельный тариф для суицидников! Одни люди, как крысы, не в силах побороть жажду удовольствия, а другие, как крысы, паразитируют на обществе, в котором живут…»

Чай выпит, крошки в мусорном ведре, посуда вымыта. Стало быть, мы крысы? Эвона как… Планшет продолжает бубнить на кухне. Слова не разобрать, но по расстроенно-возмущенным интонациям эмоции гостя вполне различимы. Суббота. Скука. Скука…

Компьютер, браузер, поиск, «эфа прошивка пробный период», энтер.

Оставьте комментарий