Карл-Август Аванти. Рисунки и легенды францисканца брата Джеронимо, известные из альбома, преподнесенного в дар королю Пруссии Фридриху II


(Продолжение.)



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 9(35), 2022.



Canistrum ascendes


Искренне симпатизируя отшельникам, брат Джеронимо рассматривал их практику как возможность не столько скрыться от мира, сколько увлечь за собой как можно больше мирян примером праведной жизни и совершенствования своей души. Идеальным вариантом подобного подвига могла стать демонстрация Canistrum ascendes. Вряд ли создатель планировал сам воспользоваться своим механизмом. В силу того, что никаких упоминаний о подобных планах в рукописи нет, адресатом изобретения был или знакомец францисканца, или абстрактный потенциальный отшельник.

Конструкция, управляемая при помощи смещения груза, должна была позволить человеку без труда подняться по отвесному склону горы. Далее кабина закреплялась, а балласт превращался в строительный материал для укрепления неприступной кельи. Восхождение и монтаж убежища богослова не могли не остаться без внимания. Это должно было привлечь к обители как можно больше желающих узреть чудо и послушать проповеди. Внимание со стороны паломников и местных жителей не оставит обитателя Canistrum ascendes без пищи и воды. По заверениям самого Джеронимо, реализация этой идеи возможна не только в пределах христианского мира и вблизи от монастырей, готовых взять на себя заботу об отшельнике. Необычный способ перемещения наверняка впечатлит народы, не слышавшие о Христе, а высота, с которой будет звучать слово Божье, защитит его носителя от вероятных актов агрессии со стороны диких язычников.

Популярность, да и само наименование Canistrum ascendes связано с интересом к этой работе минорита Папы Римского Николая IV, который разглядел в этом орудии мирного проповедника боевой потенциал. В конце XIII века христиане потеряли ряд важных укрепленных городов на Святой земле и умоляли понтифика объявить новый крестовый поход. Будучи ограниченным в средствах, наместник святого Петра решил сделать ставку на военную хитрость. Николай IV был францисканцем, живо интересовался трудами своих братьев. Когда ему предложили несколько усовершенствованный вариант техники из рукописей брата Джеронимо, Николай IV отнесся к идее вполне серьезно. Рисунок Canistrum ascendes был доработан так, чтобы на стену вражеского укрепления можно было поднять нескольких бойцов. Решить вопрос веса и защиты атакующих можно было, заменив деревянный настил плетенным из прутьев, а также снабдив платформу крышей из того же материала, укрытого сверху кожей. Смельчаки Canistrum ascendes не могли рассчитывать на тяжелые доспехи и вооружение. Участие в штурме крепости сооружения, способного самостоятельно взбираться на стену, посеет панику в рядах магометан. Усилить эффект мог громкий звук, добровольцев должны вооружить, помимо прочего, трубами. Николаю IV льстило, что именно изобретение францисканца позволит одержать духовную победу над врагом.

До изготовления испытательных образцов и разработки плана доставки Canistrum ascendes дело не дошло. Отказ большинства государей Европы и глав рыцарских орденов предоставить средства и войска для участия в новом крестовом походе заставил Римского Папу отказаться от этой идеи. А изобретение брата Джеронимо получило наименование корзины, несмотря на то что изображений с плетеными элементами и защитой не сохранилось.

Так и не приняв участие в религиозных войнах, Canistrum ascendes сгубил одну жизнь. Случилось это почти столетие спустя в Неаполе. В 1381 году свергнутая королева Джованна I была заключена в крепости Кастель-дель-Ово. Среди сторонников Карла II Венгерского, ее троюродного брата, занявшего престол силой оружия, был и представитель дома Орсини. В свите этого вельможи состоял человек, проведший много времени за изучением архивов семейства и знакомый с хранившейся там рукописью брата Джеронимо. Придворный был покорен красотой уже немолодой королевы. Вскоре он нашел единомышленников. Современники по-разному оценивали нравственность Джованны, можно предположить, что немало знатных и отважных людей искали ее расположения и были искренни в своих чувствах к ней. Заговорщики разработали план побега своей госпожи, но были схвачены. В ходе обысков был обнаружен рисунок, изображавший странную конструкцию, которую планировалось применить для преодоления высоких стен замка. Эти сведения были получены в ходе допросов, но на суде дело было представлено иначе. Знатные семейства Неаполя смогли защитить своих членов от позора. Никому из аристократов не было предъявлено обвинения, их просто попросили удалиться из города. Простолюдинов, включая одного из людей, прибывших с Орсини, судили как разбойников. Неспокойные времена позволили не привлекать особого внимания к расправе над шайкой нечестных слуг.

В кругах, близких к новому королю, эта история обсуждалась серьезнее и повлияла на принятие рокового решения. Наличие в Неаполе сторонников Джованны и их готовность штурмовать Кастель-дель-Ово вызывали беспокойство. Факт подготовки невиданной доселе машины, которая поможет осуществить замысел, ставил под сомнение дальнейшее спокойствие и благополучие правителя. Вопрос вероятности сборки Canistrum ascendes, доставки машины к стенам замка и реализации плана не рассматривался. Узницу было решено перевести в другую тюрьму. Закончились странствия Джованны печально: ее задушили в уединенном замке Муро-Лукано. Смертный приговор бывшей королеве был вынесен в связи с куда большей угрозой, чем тайное сообщество ее поклонников: на Неаполь шел Людовик Анжуйский, признанный наследник Джованны.

Упоминание манускрипта брата Джеронимо в истории неаполитанской правительницы — сторонницы антипапы Климента негативно сказалось на репутации изобретений. Значительное временнóе расстояние, разделявшее францисканца и скандальную даму, ограниченный доступ падкого до сказок и легенд простого люда к информации о неудавшейся попытке спасения королевы уберегли имя минорита от напраслины. Однако семейство Орсини, в архивах которого хранилась рукопись, ограничило доступ к опасной тетради.

(Продолжение следует.)

Оставьте комментарий