Сергей Удалин. Двойники Земли Санникова



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 9(47), 2023.



Земля Санникова. Русская Атлантида. Казалось бы, вопрос о ее существовании давно уже закрыт, но на самом деле до сих пор остается немало вопросов. Причем нельзя сказать, что это новые вопросы. Большую часть сведений, использованных в этой статье, можно найти в книге известного исследователя Арктики Фердинанда Врангеля «Путешествия по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю», написанной еще в 1841 году и получившей, между прочим, Демидовскую премию, которую вручала Императорская академия наук. То есть факты эти давно известны науке, но их то ли не замечали, то ли замалчивали.

Фердинанд Петрович Врангель (портрет художника А. Ф. Першакова)

Начнем с того, что Яков Сальников, которого Врангель с очаровательной надменностью морского офицера упорно именует мещанином, трижды наблюдал неизвестную землю и при этом в разных направлениях:

  • 16 марта 1810 года — на северо-восток от мыса Каменного острова Новая Сибирь (самого восточного в Новосибирском архипелаге);
  • летом того же года — в 70 верстах к северо-западу от западной оконечности острова Котельный;
  • в конце марта 1811 года — приблизительно в 50 верстах к северу от Фаддеевского острова (который на самом деле является восточной частью Котельного острова, но это сейчас не важно, а важно то, что он расположен между Котельным и Новой Сибирью).

О первом случае Врангель сообщает, что Санников «принял синеву за отдаленную землю». О последнем говорит так: «видел землю с высокими горами».

Здесь необходим ряд уточнений:

  • во-первых, нас не должны смущать огромные расстояния — 50 и 70 верст. Бывалые полярники подтверждают, что необыкновенная чистота и прозрачность воздуха в северных широтах позволяет видеть куда дальше, чем мы привыкли. Да и Матвей Геденштром, руководитель экспедиции, которой помогал Яков Санников, писал, что видел хребет Деревянных гор на острове Новая Сибирь с расстояния в 120 верст;
Карта экспедиции Геденштрома. К сожалению, происхождение неизвестно: возможно, поздняя подделка… но в любом случае она выполнена с учетом данных, полученных экспедицией

  • во-вторых, мещанин Санников был удостоен экзотического звания «почётный иноземец» явно не за то, что ему померещилась так и не найденная земля. Он много лет возглавлял охотничью артель, промышлявшую на северных островах, и его считают первооткрывателем по крайней мере двух из них: Столбового и Фаддеевского. Чтобы предположить, что такой опытный человек «принял синеву за землю», нужно обладать самомнением лейтенанта Врангеля;
  • в-третьих, 16 марта 1810 года Матвей Геденштром тоже видел «синеву, похожую на отдаленную землю». Причем находился в этом момент в пяти милях от Санникова и поддаться его влиянию никак не мог, разве что задним числом. Хотя это сомнительный аргумент. В исследованиях севера Геденштром был дилетантом (за что его неоднократно отчитывает в книге Фердинанд Врангель). Однако свой вклад в науку все-таки внес (как, впрочем, и Врангель, при всем своем брюзжании);
  • и наконец, в-четвертых, примерно в 70 километрах (и верстах) на северо-восток (тоже приблизительно) от острова Новая Сибирь расположен остров Вилькицкого (только не перепутайте: в Северном Ледовитом океане есть два острова Вилькицкого: один в Карском море, а другой в Восточно-Сибирском). И открыт он был только в 1913 году. Вполне вероятно, что именно его и видел Яков Санников 16 марта 1810 года. И тогда получается, что одна из трех Земель Санникова все-таки нашлась. Почему на этот факт никто не обращает внимания — совершенно непонятно.

Однако продолжим. В 1820 году в Арктику были направлены сразу две исследовательские экспедиции (в некоторых источниках их считают за одну). Колымскую экспедицию возглавил наш старый знакомый лейтенант Фердинанд Врангель, а Усть-Янскую — лейтенант Петр Анжу. В задачу обоих входило описание северного российского побережья и близлежащих островов, а также проверка слухов о неизвестных землях.

И вот 5 апреля 1821 года лейтенант Анжу, прервав работы по описанию острова Котельный, направился на северо-запад от него на поиски Земли Санникова (второй по нашему списку), но, преодолев 70 миль, так ничего и не нашел. Казалось бы, на нет и суда нет, но Петр Анжу предпринял еще три попытки. Попробуйте отгадать: в каком направлении? Правильно, строго на север от мыса Высокий (который, правда, находится на острове Новая Сибирь, но расположен ближе всего к острову Фаддеевскому). То есть в сторону первой земли Санникова. А затем еще дважды — на северо-восток от острова Новая Сибирь, к третьей земле. И у нас нет причин сомневаться в том, что Анжу с равной серьезностью относился ко всем трем вариантам.

А вот барон Эдуард Толль искал только одну Землю Санникова. Что неудивительно — он ведь сам ее видел и даже описал, еще в 1886 году, за четырнадцать лет до начала своей экспедиции, двумя годами спустя закончившейся трагически. Судя по определенным им координатам — 77°30′ с. ш. 142°20′ в. д., — это была третья земля Санникова, с той поры ставшая канонической.

Барон Толль, погибший в поисках Земли Санникова
Яков Санников-младший: внук «того самого» Санникова. Помогал экспедиции Толля

И когда в 1937 году по этому самому месту прошел ледокол «Садко» и тоже ничего не обнаружил, стало окончательно ясно, что никакой Земли Санникова не существует. Ни той, которую видел барон Толль, ни, тем более, той которую описал академик Обручев: с мамонтами и онкилонами.

А впрочем, с онкилонами тоже не все до конца ясно. И теперь самое время вспомнить ненадолго исчезнувшего из нашей истории лейтенанта Врангеля. Куда же он отправился со своей экспедицией и что там искал?

Для начала отметим, что именно он записал на Чукотке легенду о народе онкилонов, которые враждовали с чукчами и вынуждены были во главе с вождем Крехаем переселиться на соседний остров, а затем ещё дальше.

Но главной или, во всяком случае, одной из главных задач его экспедиции были поиски так называемой Земли Андреева. Позвольте остановиться на этом подробней.

В 1763 году сержант Степан Андреев был оправлен из Нижнеколымской крепости в экспедицию на Медвежьи острова. По возвращении он доложил, что смутно видел далеко на горизонте неизвестную землю. А через год ему же поручили проверить собственные показания. Преодолев по льду на собачьих упряжках около пятисот вёрст, Андреев увидел большой низменный остров, шириной приблизительно в восемьдесят вёрст. А затем в двадцати верстах от острова обнаружил свежие следы оленьих упряжек, после чего решил повернуть назад: то ли из-за болезни одного из спутников, то ли (что более вероятно) из опасений встретиться с недружелюбными туземцами.

Позднее была предпринята не одна попытка отыскать Землю Андреева, но все они тоже закончились безрезультатно. Вероятно, виной тому возникшая путаница в направлениях, поскольку изъяснялся Андреев простонародным языком, не вполне понятным столичному начальству. Вот как выглядит его рассказ о первом наблюдении неведомой земли: «…акосо севера в южную сторону или по-здешнему назвать к полуношнику едва с трудностию видеть синь синеет или какая чернь чернеет, в подленник об оном обстоятельно донести не имею — земля или полое место моря». Понятно, что это «накосо севера в южную сторону» те, кто пытался пройти этим же маршрутом, могли трактовать по-разному…

В результате этих неточностей в описании за сержантом закрепилась слава ненадежного свидетеля, а так называемая «Земля Андреева» была признана несуществующей. Этому способствовало и то обстоятельство, что отчёт о второй экспедиции так и не опубликовали, а в отчёте о первой упоминалась только «синеющая синь», которая и в самом деле особого доверия не вызывает.

Исследователи Арктики называют разных кандидатов на роль настоящей Земли Андреева — либо остров Новая Сибирь, либо остров Врангеля. Оба приблизительно подходят и по размерам, и по расстоянию, только расположены по разные стороны от устья Колымы и Медвежьих островов. Особенно забавно получится, если правы последние: Андреев нашел остров Врангеля, а Врангель остров Андреева — нет.

Крайне раздосадованный неудачей, Фердинанд Врангель немало поспособствовал тому, что донесение сержанта посчитали «баснями». Однако именно в его записках приводится весьма любопытная цитата из журнала «Сибирский вестник» за 1823 год: «Другие известия доказывают, что эта земля имеет жителей, которые называют ее Тикеген, а сами известны под именем хрохаев и состоят из двух племен».

Этот же народ хрохаев упоминает и так называемая «Карта Плениснера», на которой изображён Чукотский полуостров с окружающими его морями и островами.

Карта Плениснера: иллюстрация опубликована в книге Врангеля

А теперь давайте вспомним имя вождя онкилонов из записанной Врангелем легенды — Крехай. А племя из журнальной заметки называлось хрохаи. Несмотря на незначительную разницу в написании, нетрудно сделать вывод: это самая обычная для самых разных народов практика связывать название племени с именем его легендарного вождя.

Так вот куда, оказывается, уплыли онкилоны! На Землю Андреева. И получается, что это ее Обручев описал под именем Земли Санникова. Или, скорее, совместил две загадочных земли в одной. Но назвал свой затерянный мир более звучным, более известным именем.

Вот только что же случилось с настоящей Землей Санникова? Если она всё-таки была, то куда могла подеваться?

Некоторые острова в море Лаптевых полностью либо частично состоят (точнее, состояли) не из вулканических пород, а из ископаемого льда, покрытого слоем почвы. Пока этот слой оставался неповреждённым, острова могли не меняться веками. Но стоило ему однажды нарушиться, как острова начинали быстро таять. Подобное произошло, к примеру, с островом Васильевский, который в 1823 году исследовал лейтенант Анжу. По его данным, протяженность острова составляла 7,4 км. К 1912 году она уменьшилась до 4,6 км, а после 1936 года остров Васильевский перестал появляться на навигационных картах. На месте острова гидрографы обнаружили песчаную банку.

Точно такую же банку приборы зафиксировали и в точке предполагаемого нахождения Земли Санникова.

На этом можно было бы поставить точку. Но не хочется. А хочется чего-нибудь оптимистичного.

В 2014 году в районе Васильевской банки (бывший остров Васильевский) был обнаружен новый остров, размерами 370 на 125 метров. По одной из версий, он образовался из донных песчаных отложений. Глыбы льда, перемещаясь по мелководью, сгребли их, словно бульдозером, в одно место.

Кто знает, может, когда-нибудь точно так же поднимется со дна моря еще один двойник Земли Санникова?

Оставьте комментарий