Лучшие письма читателей



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 1(27), 2022.


С. Писарева

В самом начале пандемии несколько раз были сообщения, что собаки и кошки могут болеть коронавирусом — а если даже не болеть, то переносить его. Потом такие сообщения исчезли, и я поняла, что они, наверно, не подтвердились. Но вот недавно узнала, что в ветеринарных лечебницах собакам делают прививки от коронавируса! Значит, все было правдой?

От редакции

Коронавирус коронавирусу рознь: их десятки разновидностей; каждая, как правило, видоспецифична для конкретного животного-хозяина. (Кто был хозяином «нашего» ковида прежде, чем тот после мутации сумел перейти на человека, — до сих пор споры; но в любом случае речь не о собаке.) Собачий коронавирус для людей не опасен, а вот у псов он вызывает одну из форм энтерита — достаточно неприятную болезнь. Другое дело, что вакцина именно от него относительно малоэффективна… Но да не воспользуются этим доводом антипрививочники: речь идет именно о вопросах вакцинирования собак!

Александр Шварц

Мой московский знакомый показывал место, где до революции располагался магазин швейцарских часов, и утверждал, что именно там был главный офис их фирмы, потому что основатели ее — русские часовщики швейцарского происхождения. А в Швейцарию они, по его словам, перебрались только после революции — и лишь с той поры миру стало известно о «швейцарском качестве» часов. Это так?

От редакции

Пришлось крепко порыться в источниках. Нет, по большому счету — неправда: основателем часового дела в Швейцарии является Даниэль Жанришар по прозванию Брессель, свою деятельность он начал в первые десятилетия XVIII века, и уже при его жизни появилось несколько мастерских, славящихся своим качеством. Однако есть нюансы.

Весь ХХ век и значительную часть XIХ практически синонимом часов швейцарского качества являются изделия фирмы «Тиссо». Основатель этой династии, Шарль-Фелисьен Тиссо по прозванию Дагет, родился в 1804 году в семье потомственных часовщиков, но собственный торговый дом открыл лишь в 1846 году вместе с сыном Шарлем-Эмилем, который к тому времени тоже сделался опытным часовых дел мастером. Все это происходит в Швейцарии. А тот Тиссо, который еще более чем через полвека организовал отделение фирмы в Москве, — это уже «просто» Шарль (1860—1936), внук основателя династии. Он действительно широко развернулся, выполнял заказы для царской семьи, сделал несколько линий офицерских часов для разных родов войск, принял российское гражданство (не отказываясь, впрочем, от швейцарского), а его наследник Поль, он же Павел (1890—1951), и вправду стал «русским часовщиком швейцарского происхождения». Дело шло к тому, что центр фирмы переместится именно в Россию… но в 1917 году по понятным причинам дело к тому идти перестало и вообще захирело. Так что традиции фирмы продолжил другой внук основателя, Поль-Эдуард, не покидавший Швейцарии…

Татьяна Васильева

Скажите, пожалуйста, планирует ли «Горизонт» стать изданием не только электронным, но еще и бумажным?

От редакции

Болезненный вопрос. Когда мы запускали этот проект, то лелеяли наполеоновские планы: мол, первый полный год, конечно, ежемесячник будет только электронным, но сопровождать его будут 2 бумажных альманаха (один — литературная фантастика, современная и ретро, еще один — научно-популярные материалы), в которые войдут ключевые тексты; а на следующий год хорошо бы уже и для ежемесячного журнала бумажный «спутник» делать, пускай пока хотя бы небольшим тиражом… Но достаточно заглянуть в архив номеров, чтобы убедиться: первые выпуски состоялись буквально впритык перед пандемией. А она ломала и не такие планы. Так что остается находить утешение в том, что все это время удалось ни разу не сбиться с ежемесячного ритма — хотя и только в электронном формате.

Это действительно неплохой результат: очень многие куда более богатые проекты, начатые в то же время (просто наихудшие из возможных условий для старта!), не только со всех ритмов сбились, но и полностью прекратили свое существование…

Когда теперь удастся вернуться к прежним планам, удастся ли вообще и в какой форме — гадать не беремся. Очень уж сильно изменился издательский и читательско-покупательский мир. А то ли еще будет: завершение карантина, как видим, отнюдь не на горизонте, так что ситуация продолжает меняться — и точно не в лучшую сторону.

Оставьте комментарий