Владимир Полосков. Венеры палеолита


(Окончание.)



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 2(40), 2023.



Часть V. Почему именно так?

Версии


Учёные назвали верхнепалеолитические статуэтки эпохи верхнего палеолита «венерами», скорее всего, отчасти в шутку. Ну совсем не похожи они на изображения прекрасной богини античности Афродиты — греческого аналога древнеримской Венеры. Впрочем, в конце статьи будет изложена еще одна версия… тоже, правда, содержащая долю шутки.

Шутки шутками, однако то, что это изображения реальных женщин, вполне вероятно…

Вариант 1: стеатопигия

Стеатопигией называют наличие значительного количества тканей на ягодицах и бёдрах. Это «наличие» не ограничивается ягодичными областями, а распространяется на внешнюю и переднюю поверхность бёдер и сужается к колену, создавая криволинейную фигуру. Высказывалось предположение, что эта генетическая особенность была когда-то весьма широко распространена. Именно в поддержку данной теории использовались статуэтки Венеры эпохи палеолита, иногда называемые фигурами «стеатопигиотной Венеры», обнаруженные от Европы до Азии и демонстрирующие значительное развитие бёдер.

Версия вообще-то сомнительная, но в связи с генетической обусловленностью «курносости пятой точки», думается, по крайней мере отдельные случаи стеатопигиотных натурщиц, скорее всего, имели место быть.

На фото слева — неолитическая «стеатопигиотная богиня» из Пано Хорио (5800—4800 гг. до н. э.), терракота, остров Крит. На фото справа — уже фактически наше время: женщина койсанской (бушменско-готтентотской) расы, иногда считающейся крайне обособленным вариантом внутри «большой» негроидной расы, а иногда даже выделяемой как самостоятельный расовый ствол.

Вариант 2: синдром Морганьи — Стюарта — Мореля

Это болезнь, при которой обнаруживается гиперостоз (утолщение) внутренней лобной костной пластинки, ожирение, а также ряд других эндокринных и обменных нарушений. Недуг в подавляющем большинстве встречается у женщин, в основном после сорока лет, но иногда проявляется и до тридцати. Среди представителей мужского пола синдром, за редчайшими исключениями, не встречается.

Данное заболевание часто сопровождается припадками необоснованной ярости и внезапного бреда. Древние люди могли полагать, что больные в эти моменты беседуют с духами, — поэтому их зачастую воспринимали как посредников между миром духов и людей.

Вариант 3: беременность и частые роды

Вполне рабочая версия, не требующая никаких дополнительных объяснений. Итак, беременность, частые роды — и связанное с этим изменение внешнего облика…

Реальный облик женщин верхнего палеолита

Весьма возможно, он был таким:

«Рептилоид», если трактовка реконструкторов точна, — конечно, не пережиток мезозоя и не пришелец, а некий мифологический персонаж, который для нас, за незнанием тогдашней мифологии, так и останется загадочным. Время от времени среди наскальных рисунков и палеолитических скульптур встречаются разного рода «композитные» существа: достаточно вспомнить человека-льва из позапрошлого номера…

Остальные же реконструкции вполне могут соответствовать реальности. Около 35—10 тыс. лет назад — период поздневалдайского (осташковского) оледенения, соответствующего Вюрму-III. С одной стороны, нашим предкам в зимнее время года приходилось прятаться от холодов, вследствие чего появлялось много «свободного» (относительно, разумеется) времени. С другой стороны, несмотря на тяжёлые климатические условия, еды в тот период кроманьонцам хватало, не голодали люди…

В Европе — ледники, вплоть до границ современных Чехии, Италии, Франции. Ледники аккумулируют влагу, погода стоит всегда ясная и солнечная. Коротким летом зелёная поросль бурно идёт в рост. В итоге — даже зимой под снегом (а зимы холодны, но снег неглубок!) полным-полно пищи для крупных травоядных. Бизоны, олени, мамонты и прочие растительнояды пасутся рядом с людьми неисчислимыми стадами. Добыть зверя легко, и для этого не требуется напряжения сил всего племени.

Поэтому вполне возможно, что в стойбищах многие женщины занимались малоподвижным трудом — шили одежды, шкуры выделывали и т. п., а питались при этом из «общего котла», притом нескудного. Результат в таких случаях известен…



Еще одну группу версий можно связать с развитием у наших древних предков абстрактного мышления. Мифологический тип мировоззрения, определяющийся как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. И символизм, конечно…



А может быть, всему виной (или заслугой) матриархат?

Согласно «Большой советской энциклопедии», «Матриархат — это власть женщин, женовластие (от латинского mater — мать и греческого άρχή, которое переводится как власть или господство)». Даже в этом смысле связывать появление верхнепалеолитических венер с матриархатом (если он вообще был: современная наука в этом, мягко говоря, сомневается) в период присваивающего хозяйства — весьма сомнительное дело…

Но ведь есть и другой вариант: греческое άρχή можно перевести также и как начало, что уже позволяет говорить об обществе «материнского начала». А матрилокальные системы родства (никоим образом не являющиеся синонимом «власти женщин») известны у многих народов с архаичной системой устройства.

С «материнским началом» связывается целый ряд версий, символизирующих стремление людей верхнего палеолита к изобилию, плодородию и безопасности — во всей широте спектра смысловой наполненности. От амулета/оберега/талисмана до культов матери-богини и матери-прародительницы.

Сытость для древних людей, скорее всего, сама по себе всегда была мечтой и наградой «от духов природы», им было легко сделать вывод, что за нее в ответе кто-то (или что-то) со сверхъестественными способностями. Поэтому версия с амулетами выглядит вполне правдоподобной.

С культами сложнее… То, что фигурки — это «богини», весьма сомнительно. Их не хоронили с хозяевами, не приносили им жертв, не украшали и не хранили как-то по-особенному; некоторые, наоборот, символически калечили или даже разбивали («убивали»?). За редкими исключениями, они не несут на себе следов участия в ритуалах.

На этом, пожалуй, можно закончить. Осталось только добавить, что «венеры» исчезли 11 тыс. лет назад (с началом мезолита), а появились вновь через примерно 5 тыс. лет — уже в неолите и, как считается, уже в качестве воплощения фертильности людей и природы. То есть изменился смысл…

Изменился и облик венер.

Постскриптум

…1892 год. В Папском гроте в Брассемпуй (департамент Лез-Ланд) найдена Ла Пуар — статуэтка из кости мамонта, от которой сохранился только упитанный торс. Впоследствии Эдуардом Пиеттом (1827—1906) для этой статуэтки было предложено название «Венера». Справедливости ради надо отметить, что первоначальное название la poire означает всего-навсего «груша» — из-за её формы. Но… В данном конкретном случае Пиетту пришло на ум название «Венера» из-за подчеркнутой обработки половых губ вульвы и слегка выступающей лобковой области, которую он в своем описании со вкусом называет «мон де Венус» — холм Венеры, он же лобок. Именно с тех пор «венера» стала собирательным термином, используемым для обозначения всех палеолитических статуэток женщин: как правило, обнаженных и наделенных пышными формами.

La Poire (груша) — единственная статуэтка из всех артефактов Брассемпуй, которую Пиетт называл Венерой: «Венус де Брассемпуй». Это именование почти наверняка было отсылкой к Саартджи Баартман, так называемой «готтентотской Венере». Сара (Саартджи) Баартман была самой известной из по крайней мере двух женщин-хойхой (принадлежащих к койсанской расе), которые под именем «Венер-готтентоток» участвовали в выставках и аттракционах типа шоу уродов, столь популярных в Европе XIX века.

Баартман была рабыней голландских фермеров, поселившихся недалеко от Кейптауна. Хендрик Сезар, брат её хозяина, предложил женщине поехать в Англию на выставку, пообещав ей, что она станет богатой.

Оставьте комментарий