От редакции. Криптозоология по переписке: диалог с читателями



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 2(16), 2021.


Валерий О.

Когда я был преподавателем в ПТУ в Новосибирске, один учащийся из Алтайского края (о своем месте жительства он говорил, что до его деревни нужно добраться тремя видами транспорта: до Барнаула — на поезде, потом до райцентра — на автобусе или маршрутке, а дальше уже только на лошадях) рассказывал: у них в дерене мужики постоянно жаловались, что йети ворует их мёд, да так неуклюже, что разбивает ульи и пчёлы разлетаются. Один раз они подошли на пасеку как раз в момент, когда йети начал крошить ульи: ну, и мужики выстрелили в воздух, погнались за ним. Йети побежал наверх по тропинке, в руках он держал что-то цветное. В какой-то момент он бросил на землю это и убежал. Когда пасечники подошли, они увидели, что это была кофта одного из них, которую тот забыли тут в прошлый раз.

А лет 20 назад я услышал (по каналу «Депутатское радио» города Новосибирска) о таком случае. Зачитывались воспоминания бывшего метеоролога, который дежурил на станции в Тянь-Шане: «Очередной годовой отпуск я решил провести в виде турпохода до Новосибирска: расстояние около 3 тыс. км. Я в полном снаряжении двинулся в путь…  Передо мной был большой овраг, и перед тем, как его обойти, я решил пообедать. В какой-то момент смотрю — напротив меня за оврагом стоит человекоподобное существо с телом, очень похожим на женскую фигуру (с женской грудью), но всё обросшее густой шерстью серо-коричневого цвета. Мы смотрели друг на друга некоторое время — и она ушла».

До Новосибирска он добрался, уже не помню, то ли за 30, то ли за 40 дней, отпуск закончился, и он сразу полетел обратно на работу. На следующий год метеоролог решил ещё раз пройтись тем же путём и возле того же оврага увидел ту же женщину: говорит, «чувство было такое, что она как будто ждала моего появления. У неё на руках был ребёнок, она протянула его ко мне — и я понял, что она хочет похвалиться: вот что у неё есть! Потом послышался свист, она напряглась и ушла в лес, но, уходя, повернула голову и последний раз взглянула на меня».

Третий раз метеоролог не стал рисковать.

От редакции

Перед нами, к сожалению, не «первоисточники». Очень интересно бы узнать, о какой деревне в Алтайском крае шла речь (конечно, за несколько десятилетий биологическая обстановка вокруг нее могла измениться до неузнаваемости) и как на самом деле пасечники называли лесного человека. Наверняка не «йети», как то прозвучало в сегодняшней передаче бывшего преподавателя: это все равно что назвать топтыгина «гризли», а умку «нануком». В целом же это описание содержит очень любопытные и правдоподобные подробности.

Также интересно бы узнать, какой именно метеоролог рассказывал историю своего похода для озвучивания на новосибирском радиоканале, содержались ли там конкретные данные о его маршруте и т. п., но вряд ли это удастся через 20 лет. Сюжет, по правде говоря, выглядит романтически приукрашенным — но он вполне может опираться на реальные события…

Андрей

В 1974 г., в середине июля, я отдыхал в небольшом городке в Ленинградской области. Мне было 17 лет. Как водится, вечером на тусовочном месте собирался молодняк: и местные, и отдыхающие у теток или бабок. Костерок разводили, песни пели под гитару, с девчонками целовались, по маленькому стаканчику бражки употребляли (у кого было): про дурь разную в те времена даже не слышали!

Таким местом для тусовок у нас была автобусная остановка на отшибе, в лесу, метров 400 от ближайших домов, чтобы своими воплями народу не мешать. Удобно: скамейка какая-никакая, крыша над головой и еще речка с мостом, под ним парочки уединялись. С нами ходила «городская» восточноевропейская овчарка: огромная, очень свирепого вида, но лапушка характером — была уверена, что люди созданы для того, чтобы ее вкусняшками угощать.

И вот как-то вечером, часов в 11, собака вдруг жутко зарычала и бросилась по дорожке, ведущей в лес. Мы все замолчали — и за ней, туда: еще напугает кого-нибудь! Вдруг видим: наша собака несется в обратном направлении, глаза налиты ужасом, вся скукожилась, хвост поджат аж до носа… У остановки разворачивается — и стремглав наутек к дому!

Ну а мы тут все герои: у кого ремни солдатские (страшная вещь, кто понимает), у кого цепь от велосипеда, а у кого и финарь в кармане! Смотрим на ту дорожку в лес — кто-то идет: нам сперва показалось, словно бы в плащ-накидке рваной. Ну, мы гурьбой к нему: мол, какого хрена пса напугал?! Подбегаем метров на 10 — и разом встали как вкопанные: оно стоит перед нами — лохматое хрен знает что, глаза горят желтым цветом, как у животного (солнце позади нас садилось)… Огромный — метра 2,5 ростом, особенно огромны плечи: мы их за накидку приняли. Смотрит на нас…

Это была не обезьяна точно, но что-то обезьянье в облике есть. А взгляд — на 100% думающий.

Потом он скривил рожу и свистнул (или это энергия какая-то была?) — и этот свист был круче, чем звук истребителя на взлете! Пронял нас до ядер клеток. Все, что в руках было, мы бросили (включая мою новую дорогущую гитару: 26 тогдашних рублей) — и бежать! Бежали быстрее нашей собаки!

Потом в сарае хозяина собаки сидели, до утра дрожь всех колотила. А на пса вообще невозможно было смотреть, он даже от конфет отказывался. Потом он только до моста ходил, даже купаться не лез, как бывало раньше. И вообще в лес (любой) с тех пор ни лапой: останавливался и начинал выть.

На следующий день самые смелые из нас пришли туда, забрали свое «оружие». Только гитара была раздавлена.

Больше мы туда не ходили, тусовались с тех пор у пионерлагеря. Взрослым рассказали, а они нам ответ — нехрен у кладбища шляться, там всякая нечисть бродит! Та лесная дорожка действительно к кладбищу вела, до него метров 300 было.

Повторюсь, к остановке мы более никогда не ходили, даже днем. Не знаю, почему: он нам ничего не сделал. Думаю, прежде, чем к остановке выйти, он вряд ли за нами подглядывал: собака услышала бы или унюхала. А как наткнулся на нас, посмотрел, понял, что дети, шуганул — и все! Уверен: тварь разумная. Предположу, что даже посмеялся потом, глядя, как мы бежали.

В те годы мы про йети и не слышали, такое в СМИ не печатали. Уже спустя несколько лет, работая «в загранке» (на круизном лайнере), в журнале «Штерн» увидел рисунок и статью. Спросил у переводчиков, про что она, — вот тогда и узнал, кого мы тогда встретили.

Потом я в спецназе служил, в горячей точке побывал, по лесам и болотам около 4000 км прошел днем и ночью, бывало страшно до соплей и пота холодного — но такого животного ужаса более не испытывал.

Если и хотелось бы рассмотреть такое вот существо лучше, чем при той встрече, то разве только с безопасного расстояния и через окно машины, поезда, вертолета.

Кстати, о подобном случае довелось слыхать. Я с 1987 г. на железной дороге работал помощником машиниста, и у нас одна локомотивная бригада (собственно машинист и помощник), остановившись на красный свет, пропускала Р200 по встречному пути (когда Р200 шел, все электровозы в радиусе 20 км останавливали: просто напряжения не хватало). Глаза закрыли, задремали — и услышали, как кто-то снаружи по железу шарит. Встали — и лицо в лицо увидели эту тварь, а ведь нижний край стекла электровоза (ЧС2Е) — это 2,5м от рельса! Машинист от страха контроллер врубил и поехал, проехал красный, экстренный тормоз сработал. Крик, шум поднялся: проезд на красный сигнал на железной дороге — самое тяжелое нарушение! В объяснительных написали, что и как, но их заставили переписать, что уснули, а то бы ребята на медкомиссию с усиленным осмотром невропатолога отправились. Их и так на 3 месяца в наказание перевели «в канаву» на ТО-2.

Место встречи: Ленинградская область, перегон «Торфяное — Померанье», осень 1988 г. Описывали похоже, только машинист говорил, что это мужик был, а пом. маш. утверждал, что баба: груди заметил.

От редакции

Тут как раз перед нами первоисточник (во всяком случае, в первой части) — и все эпизоды тоже выглядят полностью достоверно: реакция людей и домашних животных абсолютно типична. Глаза, видимо, отсвечивали скорее оранжевым: это вариант того красного цвета, который характерен для реликтового гоминоида — но не для таких гораздо более адаптированных к ночной жизни животных, как, допустим, волк, медведь или рысь (у них глаза светятся разными оттенками зеленого). Насчет «энергии» — это, конечно, современные представления: резкий свист, издаваемый крупным самцом реликтового гоминоида на близком расстоянии, способен вогнать в панику и безо всякой «энергетической» подоплеки. А пригородное кладбище — не только «обитель всякой нечисти», но и просто заросшее, малопосещаемое место со множеством укрытий… и с регулярной «подкормкой», которая остается от навещающих могилки родственников. «Разумность» же взгляда и действий гоминоида в данном случае несомненна — и вовсе не требует сопоставления с человеческим разумом.

Несколько смутило нас, что пес «от конфет отказывался» — хотя, может, рассказчик по давности имел в виду просто сладости, «вкусняшки», а может, это были не шоколадные конфеты… Для собаки шоколад — просто отрава. Впрочем, для СССР 1974 г. шоколадные конфеты — дефицит, вряд ли ими собаку кормили.

Р200 — это «профессиональное сокращение» для ЭР200 (электропоезд рижский, с эксплуатационной скоростью 200 км/ч), советского скоростного электропоезда постоянного тока. Он действительно оказался слишком «энергоемок» для стандартной дорожной сети, а специализированные трассы, для которых он планировался, так и не были построены.

Рост за 2,5 м для самки реликтового гоминоида, пожалуй, высоковат, даже если бы речь шла об американском саскваче, однако мы ведь не слышали непосредственного описания железнодорожников: не исключено, что при пересказе утратились какие-то подробности или просто прав машинист, а не его помощник. Вряд ли реально отыскать в железнодорожной документации 1988 г. следы того эпизода — но если кто-нибудь из читателей подскажет, как можно к этому подступиться, то постараемся такой поиск организовать!

Алекс В.

Я в 1991 служил на КТОФ (Тихоокеанский флот) в обеспечении командования связью и был дневальным по гаражу, который находился на соседней сопке. Время — сентябрь, максимум начало октября, т. к. листва была ещё зелёной. В 23:00 плюс-минус 5 минут я шел по тропинке, соединяющей гараж с частью. Уже был виден свет от фонарей перед входом в воинскую часть, отражавшийся на листве зеленым (по этому признаку я сейчас и определяюсь с месяцем), когда я вдруг почувствовал вонь: свинарник, псарня и тюремная камера в одном букете.

Сама тропинка была в тени — и вдруг что-то на ней поднялось в метре от меня. Это «нечто» было значительно выше меня (с ростом 175 см), примерно на метр — впрочем, у страха глаза велики. Я увидел темный силуэт с конусовидной головой. Существо ухнуло, вроде как от неожиданности — и бросилось в сторону от тропы. Я же побежал в гараж, сменщику ничего не сказал, хотя он заметил мой ошеломленный вид… Просидел в гараже две вахты (8 часов) — и, возвращаясь в часть, заметил в месте нашей встречи поломанные кусты. Лишь тогда окончательно понял: мне не померещилось.

После этого я интересуюсь этой темой, хотя в Израиле, где живу сейчас, нет мест для изысканий…

От редакции

И в этом наблюдении все сообщаемые очевидцем подробности хорошо подтверждаются известными криптозоологам сведениями. Если, как мы предполагаем, резкий запах объясняется апокриновым потом — то действительно он преимущественно «самцовый» и будет тем сильнее, чем матерее самец… а также чем тревожнее для него встреча: не случайно апокриновый пот, например, у самцов горилл определяется как «запах страха» или «запах ярости»! Так что данный эпизод, в отличие от предыдущего описания (где встреча с крупным самцом произошла по его инициативе и в спокойной — для него! — обстановке), вполне закономерно сопровождается «ароматической волной»…

Оставьте комментарий