Лучшие письма читателей



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 2(40), 2023.


Евгения Тильман

Скажите, а почему до сих пор нет информации об исследованиях вилюйских котлов из Долины Смерти в Якутии? Какой металл, как и когда изготовлен… Эти сведения вообще опубликованы где-то, или их замалчивают? Просто странно: местность ведь отдаленная, но все-таки доступная, находки сделаны давно и несколько раз.

От редакции

Мы даже не сразу сообразили, о чем речь. Потом поняли: о знаменитой (или пресловутой) «аномальной зоне» где-то в верховьях реки Вилюй и о якобы находящихся там загадочных сооружениях, напоминающих врытые в землю огромные медные или железные «котлы».

Дело в том, что сведений об исследованиях материала этих котлов нет по весьма уважительной причине: они никогда не были обнаружены. Легенда (в которой, кстати, говорится только об одном «котле») была записана в 1850-х, опубликована в 1887 году — и, в общем, не очень выделяется на фоне других сибирских преданий, порой весьма причудливых. Искать и «котлы», и саму «долину» (кавычки нужны потому, что речь вообще-то должна идти об одном из участков речной долины самого Вилюя) начали уже в нашем веке. О каком участке может идти речь, примерно удалось выяснить, но ни котлов, ни иных аномальных объектов там не нашли.

Если смутные (и ни разу не подтвержденные) сведения о каких-то находках все же на что-либо опираются — то, возможно, речь идет об обнаружении таежными охотниками обломков первых ступеней космических ракет-носителей, которые могли там падать уже в позднесоветское время. По крайней мере, уже в постсоветское время такие обломки действительно падали в верховьях Вилюя. К легенде позапрошлого века эти случаи отношения иметь, конечно, не могут, однако вполне способны подкрепить ее задним числом.

М. А.

Я еще у советского белорусского писателя Владимира Короткевича читал о каких-то ящерах из белорусских болот. А недавно на каком-то форуме говорили, что об этих монстрах упоминают также средневековые немецкие и английские путешественники. Это правда? Короткевич ведь тоже собирал народные легенды, мог что-то слышать!

От редакции

Да, Владимир Короткевич изучал местные предания, так что за его «художественными реконструкциями» могла скрываться некая реальность. Немецкий путешественник — это, надо полагать, Сигизмунд (Зигмунт) фон Герберштейн, «Записки о Московии», первая половина XVI века. В Москву и из Москвы он ездил через «Литву» (в тогдашнем понимании, то есть нелегко понять, где там проходит граница между польскими, старобелорусскими и собственно литовскими этносами, землями и обычаями). Одно из мест «Записок» Герберштейна содержит следующее описание:

«…В этих уединенных местах и поныне очень много идолопоклонников: одни почитают огонь, другие — деревья, солнце или луну; есть и такие, которые кормят в своих домах вроде пенатов неких змей на четырех коротких лапках, напоминающих ящериц, только крупнее, с черным жирным телом, не более трех пядей в длину; называются они Giwoites.

В установленные дни они производят в домах очистительные обряды и, когда змеи выползают к поставленной пище, всем семейством со страхом поклоняются им до тех пор, пока те, насытившись, не вернутся на свое место. Другие зовут их Jastzuka, иные же — Szmya. У них есть определенное время, когда они кормят своих богов: посреди дома ставится молоко, а сами они располагаются на коленях по лавкам; тут появляется змея и шипит на людей, как рассерженный гусь, — и тогда люди молятся и поклоняются ей со страхом.

Если с ними случается какое-либо несчастье, они приписывают это тому, что плохо кормили и принимали домашнее божество-змею».

Как видим, «монстрами» этих существ назвать трудно, на объекты легенд они, совершенно без какого-либо пиетета и даже интереса описанные, тоже не похожи. Однако и с известными представителями местной герпетофауны (или, может быть, амфибиями?) эти «гивойтесы», «ящурки» и «змии» никак не соотносятся.

В XVIII—XIX веках, когда местные легенды и обычаи стали объектом научного изучения, название «гивойтес» у литвинов относилось к ужу, и ужи, считавшиеся «покровителями домашнего очага», действительно могли содержаться в некоторых жилищах. Но, похоже, в прежние времена их роль играли какие-то другие рептилии, напоминающие скорее среднего размера агам или небольших варанов, — а может быть, амфибии, потому что мелкие формы гигантских саламандр (кстати, весьма холодоустойчивых) они тоже напоминают.

А английский путешественник — явно Джером Горсей, автор «Записок о России», относящихся уже ко второй половине XVI века. Он видел существо не совсем такое и не совсем там:

«Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иноземцу, что чудесно поправился».

Описание чуть более драматичное, но тоже достаточно приземленное, не похожее ни на вымысел, ни на ошибку. Во всяком случае, свою внезапную болезнь (связана она с отравлением «крокодильими миазмами» или нет), ставившую под угрозу все планы, Горсей должен был хорошо запомнить.

Загадочное мертвое существо в оригинале названо crocodileserpent — «крокодилозмей». Кем оно могло быть — предполагать не решимся. Конечно, не собственно крокодилом: для него это слишком северные широты…

Х. Ч.

Несколько слов о материалах январского номера, произведших на меня наибольшее впечатление. Рассказ Маковецкой «Подарок про запас» чудо как хорош! Издателям — перечитывать и смекать. На второе место я бы поставил сказку Ники Батхен «Как ворон Кэре большую рыбу ловил», на третье — историю Карла-Августа Аванти про античную машину, хотя и не совсем художественная литература.

Из статей выделю материал про ефремовского хищника «Дело о звере гишу» и работу А. Архипова «Нераскопанная история Харькова». «Алмасты и каратэ» тоже было интересно читать.

А вообще — не пора ли показать журнал тем, кто рассказов отнюдь не пишет, зато умеет читать? Он того стоит, но вот лично я узнал о нём только сейчас. Как-то это неправильно…

От редакции

Тут нам и сказать в ответ особо нечего… Разве что добавим: «Горизонт» вообще-то читают отнюдь не только писатели, мы получаем отзывы из самых разных кругов.

Оставьте комментарий