От редакции. Криптозоология по переписке: диалог с читателями



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 10(12), 2020.


П. В.:

Осенью 2019 года во Владимирской области недалеко от города Киржач я слышал очень странный звук, ранее никогда и нигде мною не слышанный. Время было около десяти часов вечера. Лесной массив прямо у автодороги. Звук очень сильный и резкий: крик или даже рык живого существа. Я боевой офицер и охотник с 30-летним стажем, но ничего подобного не слышал и идентифицировать данный звук не смог.

И вот недавно на канале Германа Куртова (в одном из выступлений, которые в «Горизонте» собраны в рубрике «О криптозоологии на YouTube») увидел рассказ кого-то из ваших энтузиастов, который говорил, что он встречал следы снежного человека в Киржачском районе. Призадумался я, хотя особой веры в реальности данного существа у меня не было. А на днях посмотрел видео американцев, где их рыком пугал вроде бы тоже снежный человек: https://www.youtube.com/watch?v=YSF2vtuuGbo, звук как на 8:48. Не знаю, фейк это или нет, видео вообще странное, к нему много вопросов, но рык из этого ролика (вне зависимости от его подлинности) очень схож с тем, что слышал я, только в моем случае был более злобный.

В лесу бываю минимум еженедельно даже зимой, в следах разбираюсь очень неплохо, но следов снежного человека никогда не встречал (и пока собственными глазами не увижу, не поверю). Но ваши ролики смотрю с интересом, так как виден научный и глубоко обоснованный подход.

Некоторые дополнительные подробности. В этих местах я не браконьерствую: довольно часто там хожу без путевок и лицензий, но в этих случаях и без оружия — наблюдаю за зверьем и его следами, ваблю, оттачивая подзыв и наблюдения по его применению. Вырос и до 35 лет жил в Сибири. Несмотря на ослабленный слух в результате двух контузий, активно маню косуль и лосей во время гона самодельными манками. Медведей брал и с лабаза, и с подхода, и даже троплением. Загонные и коллективные охоты не жалую. С волками встречался всего пару раз в жизни, но подвываю с детства неплохо. На засидках провел, я так думаю, не один десяток ночей. Так что к различным звукам животных и ночным звукам в лесу привычен.

Однако после того вечера даже с соседями делился непониманием источника услышанного звука. Но, пока не сложилcя паззл, я и думать не мог про вашего «подопечного».

Итак, подробнее сам факт события. Точную дату не помню, но приблизительно 10—15 сентября 2019 года. Начинается гон лосей. Я решил посидеть вечерок на засидке, сделанной знакомым мне человеком, так как она находится на слиянии трех кабаньих троп. Далее кабаны чаще всего перебегают автомобильную дорогу на одном и том же участке, частенько и лоси двигаются тем же маршрутом вдоль ручья. Место это располагается [Редакция по просьбе автора — с которой абсолютно согласна! — не называет точные координаты, равно как и его имя.]. Дорогу пересекает небольшой ручей с пойменной растительностью. Основная масса леса — смешанная с преобладанием хвойных. Поскольку имею теперь проблемы со слухом, то на засидках всегда использую активные наушники, которые усиливают тихие и заглушают громкие резкие звуки. Поэтому подход кабанов и лосей слышу метров за 150, когда они задевают сучки, шуршит опавшая листва. Затем становится слышна их голосовая перекличка, а поближе — звуки втягивания воздуха, когда они принюхиваются к моим следам, и их попытки определить на запах мое местонахождение. У всех животных свои звуки приближения.

На засидке я находился с 19:00, засидка расположена на дереве у ручья на высоте около 7 метров. Часов в восемь вечера, а затем в девять я несколько раз поманил голосом самца лося, далее только слушал. Сначала я слышал лишь изредка шебуршащихся метрах в 15 от засидки мышей. Около десяти часов вечера со стороны автодороги, но в лесу пару раз хрустнули ветки. В том месте достаточно много ветролома из елей. До меня метров 80. Я стал внимательнее прислушиваться, так как не улавливал других характерных звуков приближения крупных животных. Сразу же исключил для себя кабанов, так как те бы на таком расстоянии уже принюхивались и были бы слышны. Чаще так тихо подходит лось, с редкими звуками хруста веток от наступления на мелкие валяющиеся ветки. Я стал смотреть в тепловизор, но плотность леса не давала видимости далее 30—35 метров, тем более сверху вниз. А минут через пятнадцать раздался громкий крик-рев.

Сила звука была колоссальная, так как активные наушники не усилили его, а глушили, как выстрел. Когда я ранее несколько раз демонстрировал друзьям действие данных наушников, то постукивал пальцами по их одежде и они слышали этот звук, в то время когда без наушников его не слышно. Затем один из них для пробы кричал во все горло, а тот, кто в наушниках, слышал резкий, но не громкий звук.

Так вот, в этот раз звук был несравнимо громче крика человека, стоящего рядом. Протяженность рева — несколько секунд, до трех. Гортанный, грубый. И сразу же за ним треск падающего дерева. А потом — гробовая тишина. Лоси подходят относительно тихо, а убегают с характерным треском ломаемых на пути сучьев. Здесь же — именно гробовая тишина. Тепловизор в зоне обнаружения тоже не показывал ничего, но она, как я уже говорил, и была-то невелика.

В районе полуночи я спустился и ушел домой. Но такое происшествие обоснованно вызывало у меня огромное любопытство. Утром часов в десять я уже был на предполагаемом месте источника звука. Бурелом там сильнейший, и никаких следов — хотя любые следы копытных, без сомнений, остались бы.

Вернулся и поделился с соседями, описывая это так, как будто огромный и злой зверь сорвался с дерева (треск падения) и заорал. Только тут было наоборот: сначала заорал, а потом треск падения дерева, да еще звук гортанный, а не утробный, как у медведя, хотя по другим характеристикам похож на рык, который я как-то в Сибири слышал от огромного медведя, попавшего в браконьерскую петлю.

Из зверей, как вы уже поняли, водятся лоси, кабаны… лет пять назад (единственный раз!) видел зимой проходные следы двух пар косуль, в позапрошлую зиму прямо на этом же месте по ручью прошел одиночный самец волка (до этого я был уверен, что здесь их нет), много бобров, белки. Есть пара выводков тетеревов, рябчика много. Зайцев перестал встречать летом, только зимой редкие следы. Лис полно, енотовидных собак не встречал. Кунички попадаются. Очень много лягушек и змей.

Поскольку в ваших лекциях постоянно звучал вопрос о важности «антропогенных» источников пищи, сразу сообщаю: свалок рядом нет, на дачных поселках мусорки в центре и вывозятся регулярно. Кукурузных полей вокруг тоже нет, но в охотхозяйствах садят овес. Я периодически высыпаю в разных местах по мешку овса и гороха для подкормки кабанов, по следам и перерытому проверяю, но они не всегда находят. Все мясное подпортившееся также отношу в лес для лис.

С первых лет нахождения в этих местах (уже 11 лет) всегда удивлялся отсутствию здесь медведей и волков. Медведь хоть зверь и очень осторожный, но следы на лесных дорогах в Сибири оставляет достаточно часто. Особенно заметно в распутицу и по первому снегу. Да и помет нередко можно найти в лесу. Здесь же я ни разу ничего подобного не встречал, как и задиров на деревьях. О единожды виденном мною зимой следе волка см. выше.

Теперь, когда пытаюсь все же разобраться с данным ревом, убежден, что источник его подходил к месту засидки на манный голос гонного лося. Но, разобравшись, что я подаю его с неестественной для лося высоты, присмотрелся, прислушался, принюхался — и решил меня напугать.

А теперь — новости этого сентября, 2020 г. Ходил вечером на свою новую засидку. Она расположена вверх по течению этого же ручья метров на 400 от того места, высота ее уже 10 метров. Бывало ранее, что кабаны и лоси прямо проходили под ней, принюхивались, не понимая, куда пропал мой след, чувствовали запах, но обнаружить меня не могли.

Пришел на место опять-таки в 19:00 часов. Тихо понаблюдал за наступлением сумерек и потом в 20:20 начал манить. Несколько лосиных «охов» за минуту. Около 21:00 с той стороны леса, откуда к засидке подходил я, кто-то тихо и коротко свистнул. Минут через пять аналогичный свист был с другой стороны. Затем тихо до 22:04. А потом снова интересный факт: чуть левее того места, откуда был первый свист, раздалось постукивание по дереву чем-то (похоже на стук палкой). Ударов 8—10 с одинаковыми интервалами секунд в пять, на высоте человеческого роста от земли. Затем все стихло, были пару раз небольшие шорохи, но это как обычно. Вот не знаю, стучит ли дятел в полной темноте, когда небо закрыто тучами, ни луны, ни звезд… И интервалы стука слишком большие для дятла и очень уж ритмично по интервалам.

Опять после вабы… Не хотелось бы впадать в паранойю… В принципе можно допустить, что это просто не встречавшиеся мне еще звуки мелких зверушек. Как всегда, был в наушниках, потому свист и стук явно очень тихие.

В 23:45 я спустился и ушел. При движении домой всегда пользуюсь фонарем, да и без него по такому густому лесу не пройдешь. И так треск стоит, а если не светить, то и глаза выбить недолго.

Наушники для прослушивания дальних подходов — очень даже то, что нужно. Есть только один минус — это значительная глухота, когда их снимаешь после долгого использования. Слух привыкает халявить и не улавливает обычных звуков природы несколько минут. Но зато когда сидишь в них на засидке, то слышишь мышей в листве на пару десятков метров. И еще надо привыкнуть к определению расстояния до звука. В первый раз, когда их использовал, слышал, как матка с поросятами кормятся, — и мне казалось, это прямо за кустами метрах в 15. Когда же рассвело и пошел смотреть, то выяснилось, что рылись они метрах в 50 от меня.

Вот приходит мысль попробовать яблок оставлять где-нибудь, вот только не придумаю, где, чтобы быть уверенным, кто воспользовался. И стоит ли ставить там камеру. На кормушках зверей я их прежде ставил.

Следы теперь буду ещё более внимательнее наблюдать. Посмотрим, что из этого выйдет.

Еще немного о деталях услышанного. Свист был такой, как будто человек сложил губы трубочкой (а не через подвернутую в себя губу), тихо свистнул, а чуть позже ему ответили… Представьте, как свистят, когда вставляют свист в песню (только без смены тональностей), а не когда показывают свист разбойников.

Между этими точками, откуда звучало пересвистывание, высохшее сейчас русло ручья, а по берегам густой кустарник, пройти бесшумно удается только лисам, более крупное — всё с треском. Так что это два разных источника.

Заметил ли меня (в засидке, а не после ухода из нее) тот, кто ревел в прошлом году, или те, кто пересвистывались в этом? Разглядеть засидку ночью невозможно, если не подойти хотя бы на 15—20 метров. В сентябре это еще менее вероятно, так как лист на деревьях только начинает опадать. Позже, когда лес просматривается, никаких необычных случаев и звуков я не встречал.

Вот появилась мысль, что в первый раз, когда был крик, я был без оружия — а он подходить мог из любопытства, с той стороны, где не было моего следа и запаха. И пугать мог не меня, а предполагаемого самца лося. Или же, что еще более вероятно, высоту мою он понял, а вот как лось туда забрался — нет: наверно, оттого идентифицировать не смог и решил испугать. Последний же раз подходил с той стороны, где прошел я, и поэтому мог чуять запах человека: отсюда и другое поведение.

На прошедшей неделе я сидел два раза на высокой засидке (где был свист и стук), все было тихо, как обычно, — лишь единожды прошла недалеко пара кабанов.

Лось-самец охает или ухает (что-то между громким кваканьем и оханьем), когда слышит соперника (ответные оханья или треск сучьев). Если же ищет самку, то издает стон-скрип короткими отрывками около 2—3 секунд. Самка, давая понять, что готова принять самца, длинными стонами разрешает сделать садку. Самца я имитирую голосом в сложенные ладони, самодельным манком со шнурком или электронным манком. Самку только электронным. Ладони, естественно, всегда со мной, а вот манки — когда как. Эффект от электронного самый лучший.

Кстати, при ваших экспедициях тоже можно бы использовать такие манки для проверки привлечения, так как фонотека очень разнообразна, от птиц до зверей: тетеревиный ток, крик раненого зайца или кормежки кабанов… Некоторые из этих звуков, вероятно, могут заинтересовать вашего «подопечного».

От редакции

Очень интересное сообщение и полезные советы (такие наушники и манки у нас никто не применял, надо будет в ближайших экспедициях опробовать).

Все перечисленное ОЧЕНЬ похоже на поведение реликтового гоминоида, включая стук по деревьям: были такие описания. И свист — типично его манера. Правда, по этому описанию, конечно, нельзя исключить и другие объекты: филин тоже порой посвистывает. Классический свист, издаваемый реликтовым гоминоидом, — длинный, мощный, полностью исключающий всех филинов и т. п.: для такого звука нужен большой объем грудной клетки. Но из этого, конечно, не следует, что гоминоид обязан всегда и везде свистеть только так. И тем более не факт, что механизм издавания свиста у него такой же, как у нас: губы заметно другие, гортань не идентична… дыхание, возможно, более диафрагмальное…

Любопытно, что таким образом они в основном друг другу сигналы подают, особенно ночью. Так что, возможно, Вы зафиксировали перекличку. Конечно, мог и один свистеть, переходя с места на место, общаясь так «сам с собой» или даже как бы поддразнивая Вас, — но если незаметный переход из одного места к другому исключен, потому что «пройти бесшумно удается только лисам, а более крупное всё с треском»… Такая подробность хороша: можно рассчитывать (точнее, надеяться) на популяцию, а не на одиночку. Разумеется, если данный случай в принципе имеет отношение к нашей теме. Но для проверки такого и нужно организовать экспедиции. Будем надеяться, после завершения карантина, в следующем сезоне, это удастся сделать.

По поводу хождений без ружья или с ружьем: встреч с вооруженным человеком гоминоид по возможности (когда ему удается заметить оружие, что бывает часто) избегает.

Если найдете какие-то признаки лежки — постарайтесь шерсть посмотреть. Хотя это, разумеется, совет настолько напрашивающийся, что его можно бы и не давать…

О других признаках обитания реликтового гоминоида, которые полезно поискать. Он, бывает, «вяжет» друг с другом ветки или стебли травы. Порой это образует некие подобия шалашиков, иногда — просто бессмысленные «воротца» над тропой или даже в полушаге над землей. В таком «шалашике» может и задневать, может соорудить его специально «к сведению» возможных наблюдателей, но вообще это не обязательно функциональные действия, он скорее развлекается, себя занимает: «детское» или, если угодно, «обезьянье» поведение, пускай и более сложное, чем позволяет мозг и руки нынешних антропоидов. Советуем посмотреть в окрестностях насчет таких «знаков».

К большому сожалению, среди тех, кто интересуется вопросами реликтового гоминоида, полно людей, которые никогда не видели естественно замусоренного леса, поэтому узнают такие «знаки» в обычных природных образованиях, называют их «рунами», пытаются вступать в разумный контакт. Это сильно дискредитировало самую проблему «знаков»… но реальная основа тут есть.

По поводу прикормки. Мы бы посоветовали оставлять не просто яблоки, но как бы «остатки неаккуратной трапезы», чтобы естественней выглядело. Можно что-то и на дерево подвесить там же, рядом с этим «местом бивака», на высоте человеческого роста, чтобы выглядело естественно, а не как специальная приманка. И полуоткрытый спичечный коробок с солью оставить. Можно в таких местах еще и помочиться неподалеку (да не покоробит этот совет читателей). А если в тех местах, где велика вероятность встречи, экспедиционная группа разбивает более-менее долговременный лагерь — рекомендуется вечером над костром жарить сало с луком или в небольшом котелке медленно нагревать красное вино: все это прежде всего для запаха, хотя потом и сковородку, и котелок (добавив туда сахара) есть смысл оставить с краю лагеря уже как пищевую приманку. С помощью обоняния он, конечно, ориентируется хуже, чем настоящие звери, — но лучше человека.

Кстати, мелкую добычу (от крысы до сурка) гоминоид иногда потрошит, оставляя кишечки, а порой и единым блоком с содержимым грудной клетки. Это тоже характерный признак, другие обитатели леса так добычу не разделывают. Но мышки с лягушками гоминоид, пожалуй, целиком сглотнет, без потрошения.

Вообще он очень редко выступает в качестве активного хищника, а уж чтобы даже самый могучий самец мог с хищнической целью подбираться к точке, где трубит гонный лось, — такое представить трудно до невозможности. Это не самый подходящий объект, чтобы его пугать, а тем паче пытаться употребить в пищу. По нашему разумению, даже крупному самцу гоминоида от такого лося лучше бы держаться подальше…

Может быть, он просто любопытствовал? Или подходил к засидке, именно предполагая, что она охотничья? Тут уже возникает и «материальный» интерес: если лось будет добыт охотником — на месте разделки туши гоминоид, как и медведь, найдет, чем поживиться.

А медведей, разумеется, нет не потому, что реликтовые гоминоиды их вытеснили: они в принципе умеют существовать «параллельно», особо не мешая друг другу. Их пищевые ниши и места обитания пересекаются лишь частично, так что этим представителям дикой природы чаще всего удается найти компромисс.

Найя Диним:

По поводу статьи в сентябрьском номере «Боквус, Паквузилахль и другие».

Индейцев-«уинипегов», может, и нет, зато, к примеру, виннебаго — были и есть.

http://www.winnebagotribe.com/

Господа с «мутной интернет-странички», возможно, углядели весёлую картинку и красивое индейское словечко на дзене: https://zen.yandex.ru/media/ftontir_and_wild_west/kak-i-za-chto-byli-nakazany-indeicy-vinnebago-liudoedysodomity-17-veka-5edb7cbf84010c1c9bcec225. Или ещё где, в подобном же источнике. А к месту там иллюстрации или нет, это как левая пятка решит. Вообще эту картинку на ура лепят к любому тексту, где упоминаются какие-либо каннибалы, хоть индейцы, хоть папуасы.

Авторство картины вроде как тайной не является: «Battle between Tuppin tribes, from «Newe Welt und Americanische Historien» by Johann Ludwig Gottfried, published by Mattaeus Merian, Frankfurt, 1631 (engraving), artist: Bry, Theodore de (1528-98) (after)».

Вот она в относительно большом разрешении:

От редакции:

Спасибо за уточнение. Впрочем, стиль Теодора де Бри, выполнившего тот рисунок, автор статьи в «Горизонте» действительно узнал — но решил, что раз уж «публикаторы» с такой уверенностью говорят про XVIII в., то иллюстрация, наверно, принадлежит руке одного из продолжателей этого художника.

Значит, индейцы виннебаго, одно из племен сиу, ныне обитающее главным образом на территории штата Небраска… В статье, на которую Вы даете ссылку, их во всех смертных грехах обвиняют, даже в содомии — правда, кажется, путая ее с зоофилией (что, даже будь это истиной, все равно никак не объясняет «зооантропоморфную» фигуру на иллюстрации…). Разве только обвинения в троцкистско-бухаринском заговоре остается добавить.

Правда, трудно отрицать, что в непрерывных войнах прерийных индейцев вероломства и жестокости хватало (не будем стараться выглядеть политкорректно), причем сиу в этих вопросах опережали если не всех своих соседей, то большинство из них. Хотя поголовное уничтожение женщин (иногда за вычетом «полезных категорий»), стариков и детей проигравшей стороны входило в норму как раз у всех племен Великих Равнин…

Как бы там ни было, к виннебаго, реальным или «оклеветанным», эта иллюстрация никакого отношения не имеет. Датируется она не XVIII в., а XVI и изображает какой-то сюжет из реальности (или того, что художнику таковой представлялось) Южной Америки.

Указание на «битву между племенами туппин» («tuppin tribes») позволяет сузить пространство поиска. Сейчас эту группу племен называют тупи (а конкретную подгруппу, о которой идет речь, — тупинамба). Иллюстрация относится к книге Ханса Штадена «Warhaftige Historia und beschreibung eyner Landtschafft der Wilden Nacketen, Grimmigen Menschfresser-Leuthen in der Newenwelt America gelegen» («Правдивая история и описание страны диких, голых и жестоких людоедов Нового Света Америки»), написанной в 1557 г. и повествующей о событиях жизни этого гессенского ландскнехта, волей судьбы заброшенного в Бразилию.

В 1550—1555 годах Штадену довелось побывать в плену у тупинамба, активно практиковавших каннибализм, в чем пленник несколько раз чуть не убедился на собственной шкуре. Первоиздание его книги обильно (но гораздо менее умело, чем издания, выходившие из-под руки де Бри) проиллюстрировано, там есть прототип соответствующего рисунка — точнее, три прототипа, не объединенные в рамках одной картинки… И по этим первоисточникам, увы, совершенно ясно: ни о каком «реликтовом гоминоиде» речь не идет. А идет о ритуальной раскраске тела, дополненной наклеиванием на кожу птичьих перьев — и сочетающейся со сложной церемонией жертвоприношения, которая плавно переходит в каннибальское пиршество.

Иллюстрации со страниц 166, 167 и 168 «Правдивой истории…» Штадена: налицо все элементы, сведенные де Бри в единый рисунок

Теодор де Бри был талантливым, модным и востребованным иллюстратором, из его мастерской выходили, выражаясь современным языком, роскошные «подарочные» переиздания тогдашних бестселлеров. Надо ли удивляться, что он оказался не удовлетворен бесхитростными зарисовками вчерашнего ландскнехта — и «переосмыслил» их по-своему…

Что ж, иногда «закрытие» какой-либо сенсации не менее интересно и полезно для науки, чем ее предшествующее открытие. Тем более что оно никоим образом не опровергает «гоминоидную» сущность масок, костюмов и танцев, бытовавших у североамериканских индейцев.

Оставьте комментарий