Яна Любарская. 50 оттенков синего, или Цвет рая



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 9(47), 2023.



На северо-западе Марокко, на склонах Рифовых гор расположился небольшой сине-голубой городок Шефшауэн, пропитанный древней мировой еврейской историей, славящийся своими сказочными рынками, ярким пятном выделяясь на фоне невзрачной пустыни.

* * *

В нем можно отдохнуть от привычного многоцветия иных марокканских домов, столкнуться с толпами туристов, щедрыми восточными рынками, с терпким запахом пряностей, кожи, свежеиспеченной сдобы и национальных аппетитных блюд. Излюбленный путешественниками, он отличается своими уникальными, старинными, привлекающими взгляд голубыми домами, от самых светлых тонов до лазурных. Его название означает «взгляд на рога» и пошлó от двух горных, здешних вершинных хребтов. На протяжении столетий город считался священным, благодаря чему в полной мере сохранилась его средневековая архитектура. Издали, из-за аналогичного цвета строений, Шефшауэн даже можно принять за второе море у моря. Такой уникальный стиль задали ему бежавшие сюда после изгнания испанские евреи, нашедшие здесь свое пристанище от преследований, называвшие голубой цветом рая.

Они верили, что все оттенки синего защитят их от сглаза. Особую изюминку этому марокканско-еврейскому чуду придают искусно украшенные синие двери, вычурные оконные рамы, удивительные по своей красоте лестницы; одним словом, каждый уголок города представляет из себя потенциальный новый фотосюжет. Те, кто уже побывал в этом оазисе отдыха и расслабления с синими фасадами и несравненным колоритом, вспоминают, как замечательно и любопытно бродить по его узким уютным сказочным улочкам, заглядывая в маленькие магазины. Здесь традиционно изготавливаются ткани и гончарные изделия, а предлагаемая на рынке палитра специй превосходит любую полку в европейском супермаркете. Местные жители настроены по отношению к путникам весьма дружелюбно, завышенных цен здесь также не найти.

Некоторые называют Шефшауэн зеленой долиной посреди пустыни, где легко насладиться свежим мятным чаем в тени оливковых деревьев, разглядывая бродячих кошек во время полуденного солнцепека, а у проголодавшихся искателей приключений есть возможность попробовать типичную марокканскую кухню в одном из многочисленных ресторанов. Город был основан в 1471 году и лишь двадцать лет спустя стал активно развиваться, благодаря беглецам из Испании. Началось все с того, что Мулай Али Бен Муса Рашид эль-Алами (1471—1511), основатель «синей сказки», когда-то возвел на месте маленькой берберской деревни первую мощную крепость Касба Шефшауэн с целью отражать нападения португальцев, которые к тому времени закрепились на северном побережье Марокко. Касба Шефшауэн сохранилась до наших дней, напоминая замок короля, став сегодня музеем городских артефактов. В 1492 году маврам-мусульманам и иудеям-сефардам было приказано покинуть Испанию. Огромное число прибывших и осевших в Шефшауэне, мирно соседствующих испанских мусульман и евреев и сформировали внешний вид марокканского города, по образу и подобию родной Андалузии. В зависимости от выполнения своих дальнейших обязанностей люди разделились на группы: мусульмане отвечали за строительство и создавали несложный архитектурный облик города, а евреи окрашивали его дома в разные оттенки синего – от светло-голубого до лазурного.

Важно отметить, что цвет этого марокканского города евреи определили не случайно, ведь в нашей традиции голубой (на иврите — «тхелет») связан с заповедью, по которой предписывается прикреплять к краям четырехугольных одежд особые кисти из шерстяных нитей — цицит и хотя бы одна из этих нитей должна быть голубой: «Скажи сынам Израиля, чтобы делали себе кисти на углах одежды во всех поколениях своих и вплетали в каждую кисть на тех углах голубую шерстяную нить, и появятся у вас кисти, посмотрев на которые, станете вспоминать все заповеди Господа и исполнять их… И будете святы».

Немного погодя иудеи принялись носить цицит неокрашенным, потеряв тайный секрет краски, требуемой для изготовления «тхелет», а в Вавилонском Талмуде подчеркивалось, что краску из улиток (хилазон) ни в коем случае нельзя подделывать. В конце XX века наши собратья пытались восстановить технологию окраски нитей, однако надежно реконструировать процесс не удалось, так как в итоге выходили разные оттенки и было неясно, какой из них в точности соответствует требуемому. Тем не менее голубой постепенно начал возвращаться в еврейский быт в виде молитвенного покрывала с кистями цицит-талита.

Вообще, еврейские мудрецы сравнивали голубой с проявлением Б-жественного присутствия, ведь «тхелет» напоминает море и небо. Таким образом, первые поселенцы Шефшауэна, окрашивая в этот цвет дома, увеличивали Б-жественное присутствие не только в своей душе, но и в окружающем мире, ежедневно созерцая цвет неба, моря, весьма серьезно подходя к процессу покраски.

Происходило это по следующей схеме: сперва трудились женщины, покрывали синей известью основания домов, примыкающие к ним тротуары, после в дело вступали мужчины, смешивая синий с белым, выводя путем такого смелого микса голубые полосы. При этом верх стен оставался белоснежным. Несмотря на то, что в наши дни евреев в тех краях почти не осталось, местные власти призывают народ красить кварталы в привычный синий цвет, подчеркивая особенный, неповторимый, отличительный облик города.

История также гласит, что Шефшауэн долгое время был закрыт для иноверцев, потому в полной мере сохранил свою самобытность, чýдную многолетнюю архитектуру. Забавно, что первым европейцем, чья нога ступила на эту землю в 1883 году, стал миссионер, французский исследователь Африки Шарль Эжен Фуко, прибывший в него всего лишь на час, да еще и в облике раввина. Для внешнего мира Шафшауэн открыли лишь в 1912 году, когда Марокко делили между Францией и Испанией.

Оставьте комментарий