Евгений Войскунский, Михаил Дудин. Листовка Ханко



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 5(7), 2020.


Перед нами реальная листовка советского гарнизона полуострова Ханко (Гангут), выпущенная 10 октября 1941; авторы текста — двое бойцов этого гарнизона, будущий известный фантаст Евгений Войскунский и уже тогда довольно известный поэт Михаил Дудин.

Содержание листовки, как видим, достаточно крутого замеса — ну так и время было крутое…

Маршалу Маннергейму (а не Гитлеру) эта листовка, оформленная в стиле «Письма запорожцев турецкому султану», адресована потому, что с гитлеровскими войсками военно-морская база Ханко воевала лишь три дня, а уже 25 июня основным противником сделалась Финляндия. На собственно военную сторону событий сейчас, в общем, уместно посмотреть иначе, чем то виделось нашим бойцам в те дни и месяцы, — причем для этого «иначе» вовсе не обязательно разделять взгляды В. Суворова. Финляндия к 1941 г. по всем известным причинам оказалась в чрезвычайно сложном, фактически безвыходном положении. Период «трехдневного нейтралитета», продлившийся с 22 по именно что 25 июня, не был для финской стороны совсем уж фикцией, однако ее позиция и действия в тех обстоятельствах и в самом деле далеки от безупречных или хотя бы нейтральных. Но… никуда не денешься: первый выстрел — точнее, бомбовый удар — на советско-финском фронте все же был произведен с нашей стороны. Не только в 39-м, но и в 41-м. А за бомбардировкой последовали и выстрелы, прежде всего артиллерийские — которые та же база Ханко опять-таки произвела по Финляндии первой (финские батареи лишь через несколько часов получили от командования разрешение открыть ответный огонь, причем на тот момент еще без права на переход границы, только со своей территории… ну совсем как у нас 22 июня!).

К тому же вспомним, что этот мощнейший форпост был основан на территории, совсем недавно захваченной советскими войсками в ходе Зимней войны, — причем население старинного города Ханко было в процессе основания выселено подчистую. А вдобавок не забудем, что после артиллерийского удара 25 июня немецкие части с облегчением отступили от базы Ханко, предоставив ее осаду финнам, и сосредоточились на эстонском направлении. Что к концу октября сделало дальнейшую оборону этой базы бессмысленной…

Впрочем, как бы там ни было, все эти материи не имеют прямого отношения к Войскунскому, Дудину и их однополчанам. Они выполняли приказ, они героически сражались — оружием и словом. Результатом последнего и стало «Письмо барону Маннергейму», сейчас выглядящее, пожалуй, как рассказ о событиях альтернативной истории…

Нам эта листовка была предоставлена участником ВОВ ветераном балтийского флота замечательным писателем и переводчиком Л. Ф. Маковкиным, ныне, увы, тоже уже покойным.



Оставьте комментарий