Гровер Кранц. Отпечатки рук сасквача



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 4(18), 2021.


Было получено два гипсовых слепка рук предполагаемого сасквача. Отпечатки более чем в полтора раза превышают размер нормальных человеческих кистей и относительно очень широки. Большой палец не противопоставлен, и, соответственно, отсутствует возвышение большого пальца. Характеристики этих отпечатков рук, как и связанных с ними отпечатков стоп, предполагают, что они принадлежат гигантским гоминидам.

Сасквач, или бигфут, является часто описываемым, но до сих пор неподтвержденным двуногим приматом, который предположительно обитает в западной части Северной Америки. По описаниям очевидцев, это волосатые человекоподобные существа восьми — девяти футов (2,44—2,75 м) ростом. Наиболее осязаемым доказательством существования этого вида до недавнего времени были их похожие на человеческие следы, в большом количестве измеренные, сфотографированные и отлитые в гипсе.

В течение лета 1970 года Айвен Маркс, проводник с северо-востока штата Вашингтон, сфотографировал отпечатки ладоней двух этих животных и сделал их гипсовые слепки. Маркс одолжил оригинальные слепки автору этих строк, который сделал с них латексные формы, чтобы изготовлять точные копии для дальнейшего изучения. Здесь представлены изображения копий, а не оригинальных слепков, и потому они имеют однородный цвет.

Подлинность этих слепков невозможно доказать никакими прямыми средствами. На то, что они не были подделаны, убедительно указывает тот факт, что это только лучшие два из нескольких отпечатков, которые были отлиты в гипсе, и что были сделаны фотографии многих других. Для мистификатора создание их всех было бы связано со значительными трудностями.

Два хороших отпечатка, описанных здесь, — оба от левых рук, которые ровно отпечатались на мягкой земле, показывая все пальцы и очертания ладоней. Более длинный отпечаток демонстрирует, что все пальцы были несколько согнуты, а их кончики сильно вдавлены во влажную землю. Его фактическая длина составляет 292 мм до конца третьего пальца, но кисть была бы ближе к 300 мм, окажись этот палец полностью вытянут.

Рис. 1. Пластиковый слепок отпечатка руки сасквача с севера штата Вашингтон. Это более длинный из двух слепков отпечатков

Ладонь имеет ширину 174 мм по дистальным концам пястных костей, исключая большой палец.

Более короткий отпечаток можно охарактеризовать как почти плоский; длина его 265 мм, а ширина — 185 мм. Только второй палец этой кисти слегка согнут. Другие размеры, не приведенные здесь, могут быть самостоятельно вычислены читателями на основе фотографий (рис. 1 и 2).

Следы стоп, соответствующие длинной кисти, имеют длину почти 500 мм. Более короткая кисть, как сообщается, связана с отпечатками ног длиной 432 мм, литые копии которых также находятся в распоряжении автора. Можно видеть, что соотношение размеров рук и ног подобно тому, которое встречается у человека.

Кисти, которые предположительно оставили эти отпечатки, можно сопоставить и противопоставить кистям современного человека по нескольким параметрам. Наиболее очевидной является их огромная величина — в линейных размерах они более чем в полтора раза превышают кисть среднестатистического европейца. Моя собственная кисть, обычных пропорций, но довольно крупная, достигает 205 мм в длину и 95 мм в ширину1. Таким образом, кисти сасквачей на 46,4% и 29,3% длиннее моих и на 83,2% и 94,6% шире, что дает среднее значение более чем на 63% больше в этих двух измерениях. Это, по крайней мере, соизмеримо с заявленными оценками роста.

Кисти относительно очень широкие. Моя собственная кисть имеет ширину, которая составляет 46,4% от ее длины, в то время как соответствующее число для длинной руки сасквача составляет 58,1%, а для более короткой руки — 69,8%. Главное различие между ними заключается в длине пальцев. Фактически более короткая кисть имеет более крупную ладонь, и в длину, и в ширину, в то время как третий палец, по-видимому, составляет только 33% от общей длины руки, если измерение правильно. На длинной руке эта цифра явно составляет 42% от ее длины — вполне человеческая пропорция.

Пальцы хорошо отделены друг от друга, а разделение между сегментами их фаланг можно увидеть в нескольких местах, особенно во II и V пальцах более длинной руки. Все пальцы относительно широки, особенно на своих кончиках, и почти одинакового размера в пределах одной руки. Наблюдается очень незначительное уменьшение длины и ширины от III до V пальца, как у человека. Это относительное единообразие в размерах пальцев кисти интересно сочетается с почти одинаковым размером пальцев ног.

Положение пальцев также является несколько необычным, причем одинаковым образом в обеих кистях. Только V палец четко продолжается по прямой от своей пястной кости. Остальные три пальца в значительной степени расходятся веером, так что II палец кажется сильно смещенным к большому пальцу от его более нормального, или человеческого, положения. Другими словами, длинные оси всех четырех пальцев сходятся в точке и расходятся от точки у основания ладони, но не на центральной линии кисти, а скорее на ее краю под пятым пальцем (возвышение мизинца). Значение этого не очевидно.

Рис. 2. Более короткий слепок отпечатка руки сасквача

Вероятно, самая неожиданная особенность, характерная для этих рук, — это явная непротивопоставленность большого пальца, которая отчетливо проявляется у обеих особей. В более короткой руке ладонная поверхность большого пальца довольно плоска и находится в той же плоскости, что и все пальцы. В более крупной руке отмечается сгибание большого пальца параллельно сгибанию других пальцев при погружении в грунт. Тем не менее оба этих больших пальца отделены от основания ладони и вытянуты в сторону в совершенно человеческом направлении.

Подушечка, или возвышение, у основания большого пальца практически отсутствует. В этом возвышении находятся главные мышцы (abductor pollicis brevis, opponens pollicis и flexor pollicis brevis), которые у человека тянут противопоставленный большой палец, обеспечивая ему различные движения поперек ладони. Так как в этом случае большие пальцы не противопоставлены, то вполне логично, что область возвышения большого пальца не утолщена. Потребовался бы человек, хорошо знакомый с анатомией человеческой руки, чтобы установить связь между непротивопоставленным большим пальцем и отсутствием возвышения большого пальца. Это склоняет к признанию отпечатков подлинными. Айвен Маркс не имеет подготовки в области человеческой анатомии, и ни один другой человек не мог бы оставить незаметно для Маркса такое множество отпечатков, не оставив при этом и своих собственных следов.

На более крупном отпечатке руки вдоль дистального сегмента II пальца можно увидеть серию параллельных гребней и бороздок. Они проходят перпендикулярно длинной оси пальца в положении, соответствующем отпечаткам пальцев человека дугообразного типа (рис. 3). Гребни находятся почти на расстоянии 2 мм друг от друга и расположены ближе к кончику пальца. Это расстояние значительно, вдвое больше, чем на гребнях моих собственных пальцев в том же месте. Можно было бы предложить другое возможное объяснение этих гребней: что они представляют собой зернистость куска дерева, из которого была вырезана модель руки. Окажись это так, гребни должны были быть ýже бороздок, однако здесь, как и в случае с отпечатками пальцев человека, наблюдается обратное.

Поперечная складка видна на ладони более длинного слепка под III—V пальцами. Другие складки на ладони обозначены смутно, а их идентификация неопределенна.

Есть много других неровностей на поверхности гипса, которые не могут быть идентифицированы с точки зрения анатомии человека. Большая часть этих неровностей, без сомнения, происходит от неровностей грязи, в которую были вдавлены руки, а также от различных частиц, попавших в отпечатки до того, как были сделаны слепки.

Обе руки создают впечатление очень плоских ладоней и пальцев с отвесно поднимающимися краями. Такое может быть результатом образования мозолей, которые особенно выступают вокруг всех этих краев. Столь же отвесные края имеют место и в следах ног, связанных с этими руками. Более крупная особь демонстрирует меньшую мозолистость как на руках, так и на ногах.

Во многих отношениях эти отпечатки рук демонстрируют то, чего можно было ожидать, если допустить, что существа, которых, как сообщается, видели оставляющими гигантские следы ног, реальны. Единственная совершенно неожиданная черта — непротивопоставленный большой палец. Кисть руки сильно напоминает ту, что предназначена для рытья земли и сгребания ягод с кустов, а не для манипулирования предметами. Сгибание всех пяти пальцев в одном и том же направлении лучше всего способствовало бы упоминаемым функциям. В результате подобного использования также следовало бы ожидать сильной мозолистости, в том числе по всем краям.

Рис. 3. Кончик второго пальца отпечатка более длинной кисти демонстрирует гребни и складки

Другой особенностью, не показанной на иллюстрациях, является очевидная негибкость рук. Я исследовал три различных слепка отпечатков одной и той же левой руки более крупной особи и фотографии еще большего количества отпечатков обеих ее рук. Во всех случаях пальцы, включая и большой, находятся в очень близком, хотя и не совсем одинаковом относительном положении и степени сгибания. Фотографии большего количества отпечатков более короткой руки указывают на то же самое. Напротив, их следы ног (по многочисленным слепкам и фотографиям) часто показывают различия в положении пальцев. В отличие от человека, подвижность пальцев рук этих существ не больше, чем у пальцев ног, а, возможно, меньше.

Последний интересный момент — относительная длина большого пальца, которая различна у обеих рук. Более короткая имеет относительную длину большого пальца, сравнимую с человеческой. Более длинная кисть имеет относительно более короткий большой палец, даже после того, как сделана щедрая поправка на его разгибание. К сожалению, нельзя привести цифры с достаточной точностью, потому что проксимальная точка измерения располагается слишком неопределенно. Это заметно контрастирует с длиной пальцев; более короткая кисть имеет как самые короткие пальцы, так и самый длинный большой палец. Такую высокую степень индивидуальных вариаций можно предположить в очень немногочисленной популяции любого из крупных млекопитающих. Изображенные здесь слепки доступны для изучения серьезными исследователями, связавшимися со мной в г. Пуллман, штат Вашингтон (Pullman, Washington).

Публикация этого описания создает интересную проблему. Будущие сообщения о отпечатках рук, с фотографиями или гипсовыми слепками, могут быть заподозрены в подделке, если они продемонстрируют все характеристики, описанные здесь. Однако любой опытный охотник или проводник не должен испытывать затруднений при распознавании следов живого существа, особенно если их приходится сравнивать с отпечатками, сделанными при помощи твердых искусственных форм.

Перевод Алексея С. под редакцией Григория Панченко


Northwest Anthropological Research Notes 5(2), Fall 1971.

https://www.woodape.org/index.php/sasquatch-handprints/

1 Гровер Кранц был человеком очень большого роста (под 2 м) и крупного телосложения. (Примеч. ред.)

Оставьте комментарий