Сергей Панарин, Григорий Панченко. Фантастика Гражданской войны



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 9(11), 2020.


Плакаты — тема особая. До радио и дебиловидения в мире агитации, пропагации и просто информации царствовали его величество плакат и языкастые агитаторы.

Со времёнъ старорежимныхъ агитаторы все повымерли, не донесли до нас изустности своей изразцовость, зато плакаты кое-какие сохранились и живут теперь в Интернете новой жизнью.

Гражданская война требовала наглядной пропагации, и художники по обе стороны баррикад «выдавали креатив». Вот, вперемежку, белогвардейские плакаты — и та ответка, которая прилетала белогвардейцам с союзниками от красных плакатистов-пропагандистов.

«Белый» образ врага для красных: зеленый змий. Интересно, не им ли вдохновлялся Булгаков под «Роковые яйца»?
«Красный» образ врага для белых: мятежный пролетарий, чем-то напоминающий Шарикова
Образ мужика с дубьём требует большей экспрессии. На сцене появляется знаменитый красный Кинг-Конг, весь в языках пламени горящих дворянских усадеб
Красный всадник, повергая противника, обычно рубит его с размаха (у белых было нечто похожее), но может и колоть
«За единую Россию». Как мало, оказывается, у политиков слов. Приходится перетряхивать раз в 70—80 лет. Разве что красного дракона отбросили всякие предтечи нынешней партии власти, а не она сама.
На плакате несколько обобщенная Сухарева башня (вскоре действительно разрушенная во имя новой эры), но контуры ее до странности напоминают сталинские высотки.
А текст под плакатом гласит:
«Плотным злобным кольцом охватил БОЛЬШЕВИЗМ сердце России. Казалось — ничто не в силах вырвать жертв. Но вот в лучах восходящего солнца появился всадник, добровольно взявший на себя подвиг спасения России. Мощно занесена рука всадника, и в бессильной ярости чувствует змий, что тверда эта рука, верен ее удар, и не избежать ему карающей десницы».
Ну что ж, для 1919 г. — альтернативная история, а для XXI в. — одна из любимых тем «попаданческой» литературы
Тоже мечник, но уже красный и без лошади, норовит оттяпать врангельскую руку. Рука тянется к угольному бассейну
«Белый интернационал»: ну как обойтись без сакраментального «Заграница нам поможет»?
Красный интернационал без дальнего зарубежья: Маяковский как плакатист выражает уверенность в скорой гибели Польши и нерушимости русско-украинской дружбы. Тоже альтернативная история…
Это 1 мая не какого-то далекого года, а 1920: «та единственная, Гражданская» еще не завершена, но «счастье для всех, даром» уже ожидается
Впрочем, не у всех в том году была такая уверенность…
И о будущей войне сразу начинают задумываться — правда, видя ее сквозь призму прошлой
Похоже, 1922 год. Аларм со стороны финнов (альтернативная история?). Красноармеец со штыком начеку
Кубизм с супрематизмом. Красный треугольный сперматозоид атакует белую яйцеклетку. Зигмунд Фрейд должен был бы прийти в восторг и тревожное состояние, увидев такой плакат. И наверняка захотел бы пообщаться с Лисицким Лазарем Марковичем, автором этой волнующей работы
Не японцы придумали эстетику хентай, шиш им!
Интересно, это художнику Лев Давыдыч лично позировал или как?
А вот и поляки против Троцкого. Точнее, против большевизма (который, конечно, для пропаганды приятней изобразить не как Тухачевского с Буденным, а как «обобщенного Троцкого»). Он для них воплощает «внешнюю угрозу» от России, потому выглядит куда более «по-роденовски», в виде скорее адски страшном, чем комично-уродливом, пусть даже большом. Выпади историческая карта иначе — польским художникам пришлось бы и Деникина с Врангелем изображать в этой же роли
И снова Маяковский (вместе с красным слоном) против поляков…
Можно сказать, Красная армия против некромантов. Тут борец с воинством Белых Ходоков хотя и в буденовке, но при этом в пенсне и без оружия. А лицо, пускай с несколько «троцкими» чертами, какое-то слишком интеллигентное для борца за дело мировой революции. Сразу чувствуется, что перед нами совсем другой персонаж: не полководец, не политик, но медик-гигиенист — реально главное действующее лицо против тифозной угрозы…
Белые тоже намереваются сражаться «против некромантов». Однако от плаката веет такой обреченностью, что трудно представить, будто при виде его на призывном пункте все ринутся под знамена союзников «дружественной Японии»
«Светлое будущее» белые тоже предлагают, но какое-то оно уж очень прошлое
И здесь «альтернативное будущее» тоже видится без полета фантазии. Кстати, название этого белогвардейского плаката уж очень знакомо: «Два мира, две системы»!
Плакат «Наш ответ Чемберлену» к гражданской войне не относится, будем рассматривать его как бонус.
Лозунг этот появился в 1927 году в связи с нотой английского правительства советскому (министр иностранных дел Чемберлен ее подписал) и последовавшей в ответ пропагандистской кампанией. В ноте содержалось требование прекратить «антианглийскую пропаганду» и военную поддержку революционного гоминьдановского правительства в Китае. 27 февраля в «Правде» вышла статья под названием «Наш ответ на английскую ноту», а 2 марта там же — заметка, озаглавленная «Привет Кантону! Вот наш ответ Чемберлену!».
Тоже чувствуется дух альтернативной истории…
И это тоже приветы Чемберлену. Перстень на среднем пальце могучего красного кулака сейчас многие истолкуют как «масонскую символику» — но для той эпохи эта трактовка была совершенно чужда. Как и символика, связанная со средним пальцем…


По итогам просмотра «белых» плакатов можно осторожно предположить, что большевики — очень неприятные люди. Антихристы и вандалы. А уж какие бесы ими рулят…

По итогам просмотра «красных» плакатов можно столь же осторожно предположить, что большевики — очень смелые и достойные люди. А не антихристы и вандалы, какими их рисовали белые.



Ну и напоследок — кое-что о «несбывшемся будущем». Или о сбывшемся, но не так. В любом случае красные о нем мечтали, всерьез задумывались — и, безусловно, моделировали куда смелей, чем белые. А если сейчас ясно, что дорога к Полудню, в плакате и реальности, пролегает не там — ну что ж… Все-таки эти модели были, влияли на свою эпоху. Да и на нашу через столько поколений как-то влиять продолжают…

Оставьте комментарий