Степан Сараев. Чжанцзяцзе. Не только Аватар!

Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 3(53), 2024.

Жена сказала: надоело все хуже горькой редьки. Давай съездим куда-нибудь, чтобы крышу снесло. Она не дословно так сказала, а иначе как-то, по-женски, но смысл я понял, опытный. Речь идет об осени 2023 года. То есть ковид еще не полностью был искоренен из нашей жизни. Это я к тому, что планирование путешествий в то время имело немало подводных камней.

Это все технические детали, но вот куда поехать, чтобы «крышу снесло»? Долго думал и нашел оптимальное решение: в Чжанцзяцзе. Это Китай, вдруг кто не знает. А если точнее — все же смотрели «Аватар» и удивлялись тамошним пейзажам. Так вот, пейзажи оттуда — из Чжанцзяцзе.

На пути туда запомнился такой момент. Перелет внутренними китайскими авиалиниями: Пекин — Чжанцзяцзе, самолет «Айрбас 321», 8 мест в бизнес-классе, 6 занято. Русскими. Основная тема разговоров — в Кин-за-цзу летим. А эконом плотно забит китайцами. Это я об обеспеченности населения. Лететь, кстати, 2 часа 40 минут.

И тут весьма важный момент — организация всего этого дела. Да, самое простое — отдаться на волю туроператоров, и, в принципе, потом можно не волноваться, если с туроператором повезло. Или на свой страх и риск все самому организовать. Я пошел по сложному пути. И таки повезло. В том смысле, что выбрал удачный отель в удачном месте в удачное время и что никто из задействованных не подвел. Так не всегда бывает.

Жили мы в поселке Улинъюань. Это севернее Чжанцзяцзе, рядом с Парком. И Интернет, и я теперь советуем: там лучше всего. Хотя мы и не сравнивали, поскольку есть аспекты, которые только там понимаешь. Основной из них: не только лишь парком Аватара славится бескрайнее Чжанцзяцзе, ой не только парком. Но по порядку.

Из отеля нам заранее пришло предложение обеспечить трансфер, и мы с женой согласились. В Китае, особенно если с непривычки, весьма суетно. Мягко говоря.

А тут немного подождали, и появился весьма симпатичный (по китайским меркам) шофер, который сделал свое дело по высшему разряду. Оказалось, что это какой-то родственник кого-то из отеля, и в дальнейшем мы еще не раз ездили с ним.

До сих пор жалею, что по дороге мы в одном месте не остановились. Дело было вечером, темно, и одно из зданий было ТАК ПОДСВЕЧЕНО, что… но, увы, не остановились, и своего фото нет. Приехали, заселились. Удача в том, что там была женщина-администратор, прекрасно владеющая английским языком. Это в Китае ну очень важно.

Еще нюанс. Многим кажется, что в таком раскрученном месте полно иностранных туристов и много англоговорящих помогальщиков — так вот нет! Туристы там в подавляющем большинстве китайские, и все заточено под них.

И завтраки в отеле тоже. А китайский завтрак — это уж очень на любителя. Я пару раз попробовал, очень странные ощущения. Что-то можно есть, что-то так себе, а что-то вообще никак.

Далее. Нет, я заранее подготовился и знал, что, помимо «аватаровского» заповедника, там много чего интересного, но, как оказалось, знания из Интернета — ну, малость своеобразные.

Англоговорящий администратор спорить не стала и сказала: ну, два дня на парк, так два дня. И по Интернету оформила нам билеты туда. Кстати, стандартный билет на три дня, можно их все заполнить.

Утром встали и пошли. У Парка три входа. Улинъюань расположен рядом с восточным и, по идее, главным.

Несложные формальности — и мы на большой автобусной остановке внутри. Там опять-таки теряешься: куда первым делом податься? И все надписи в основном на китайском.

Не знаю, насколько оптимальным был наш маршрут… приходилось все время демонстрировать жене, что я знаю, что делаю. Короче, сели в автобус и поехали. Уже там, в автобусе, наблюдали красоты вокруг неописуемые, а мы едем и едем.

Приехали. Точнее, автобус дальше поехал, а мы вышли. Там новый аттракцион — игрушечный поезд с мордой какой-то смешной собаки с ушами. Проехали минут десять.

Некий транспортный узел с дорожками в разные стороны, базарчиком и клетками с обезьянами. Прошлись по базарчику. Жена до сих пор не может простить, что я не дал ей купить некую особо правильную женскую расческу из местного дерева! Ну, и обезьяны кругом. Не советую ни кормить их, ни общаться как-то. Животные непредсказуемые. Нам-то повезло, а вот некоторым нет. Что интересно, далее по маршруту видели много разных табличек на английском и китайском. И только на русском «Просьба обезьян не кормить!».

Умный в гору не пойдет — это не для нас. Мы пошли в гору! Два с половиной часа лезли, все в гору и в гору. Да, ступеньки, да, виды, да, иногда скамейки для отдыха. И весьма немного тех, кто тоже вверх идет. Причем чем выше поднимались, тем более искренней была доброжелательность от немногочисленных попутчиков. Разумеется, исключительно китайских.

Виды там, конечно… Потрясающие — это ничего не сказать, классический «Аватар» отдыхает, это таки надо видеть. Но увидели немногие. Всего нам по дороге человек двадцать повстречалось.

Наконец добрались наверх. Там народу много, но все ленивые: поднялись по канатной дороге. Здесь мы поели. После утреннего китайского завтрака захотелось чего-нибудь привычного. А тут — «Макдональдс». Китайский. Почему-то просто кофе без добавления кока-колы не дают. Погуляли немного по панорамным площадкам и спустились по канатной дороге. Да, автобусы внутри парка бесплатные, а вот за смешной поезд и разные подъемно-спусковые сооружения надо доплачивать. Ну или пешком. То есть там как бы два уровня: верхний и нижний, по которым циркулируют автобусы по непересекающимся маршрутам. Есть карты, но слегка… неразборчивые.

Далее небольшой пробел в памяти, и мы то ли доехали, то ли дошли до самого известного места — до лифта Байлонг. Чуть ли не самого высокого в мире. Доплатили, сели, точнее встали, поехали. Жаль, что застеклен лифт не на всем пути, сначала как по трубе какой-то движемся. Но очень быстро и, когда начинается застекление, весьма зрелищно.

Но вот мы наверху и идем смотреть самую раскрученную достопримечательность — ту самую гору Аватар Аллилуйя.

Что ж, впечатляет. Да, наверное, с фирменным туманом, когда кажется, что этот поросший лесом каменный столб парит в воздухе, впечатляет больше. Возможно. Но и так весьма красиво и необычно. Хотя знающие люди говорят, что под Пермью и покруче.

Проходим далее по узкой смотровой тропинке и любуемся видами. Иногда пытаемся понять, почему очередной столб так назван (там много поясняющих табличек).

Потом жену ввергло в панику весьма странное геологическое образование — огромный естественный мост. Тут не описать, видеть надо. Она категорически отказалась пройти по тропинке на этом мосту и запросилась вниз.

По поводу еды, кстати. В рестораны Улинъюаня мы заглядывали, но не более того. Уж очень они там все, э-э-э, китайские. Питались чем придется. Об этом чуть подробнее. Там есть некая центральная улица, где много разных магазинчиков. Мы облюбовали один, где из весьма богатого выбора разных фруктов выбирали понравившееся, и нам их нарезали, чистили и т. д. После этого шли к нашему отелю, и, не доходя два дома, заходили в кондитерку, и там добирали остальное. Я сам в кондитерских товарах не очень, но жене весьма по душе пришлись круассаны с кремом из дуриана. Там продавалось и молоко, что меня несколько удивило, поскольку в прошлый приезд в Китай мы находили молоко с большим трудом.

На второй день мы решили дойти пешком до западного входа в Парк. Для этого нужно проехать на автобусе к началу тропы вдоль ручья Золотой Кнут. Прошли по тропе. Виды — сплошное загляденье. Плюс целебный родник и место съемки культового китайского фильма «Дорога на Запад». Именно там снимали кульминационную сцену битвы со Злом. Для тех, кто фильм не видел: эту сцену демонстрируют на огромном экране, несколько странно смотрящемся посредине весьма дикого пейзажа.

Шли примерно два часа и добрались до автобусов западной части Парка. Проехали до начала канатной дороги и поднялись наверх. Кстати, именно там расположена площадка с самым красивым видом на скалы. По моему мнению. Там же попробовали местные сосиски и в первый раз отказались попробовать местную ягоду, похожую на нашу ежевику, но растущую на деревьях.

Потом опять верхний автобус до канатной дороги — и домой.

На следующий день встал выбор, куда дальше. Или Большой каньон, или Желтая пещера. Жена подумала и сказала, что на Большой каньон ни ногой, ни какой иной частью тела. Мы там сами не были, но, если интересно, в Интернете полно снимков огромной канавы и хрупкого стеклянного (!) моста на ней. Именно это жену и испугало.

Итак, поехали к Желтой пещере. Для разнообразия — на автобусе.

Место, не столь раскрученное, как аватаровский парк, но по-своему более интересное. Небольшой предварительный парк с аттракционами в виде действующих древних механизмов, вроде водяной мельницы, весьма скромный вход и…

Зрелище, надо сказать, не менее запоминающееся, нежели Парк. Во-первых, огромное — иногда было ощущение, что это открытое место и наверху небо в тучах, во-вторых, из-за весьма своеобразной подсветки кажется, что находишься в декорациях фантастического или, точнее, фэнтезийного фильма. Плюс еще прогулка на лодке по весьма широкой и длинной подземной реке.

Что еще интересно: на выходе есть несколько магазинчиков с товарами, которые в других местах Чжанцзяцзе не купишь.

Обратно доехали на такси. Кстати, по стоимости примерно как на автобусе.

День четвертый. Мы заранее, в первый же день, сказали нашему отельному администратору о том, что у нас по плану посещение Тяньменя. Это гора такая на окраине Чжанцзяцзе, но с другой, южной стороны. Оказалось, там с посещением не все так просто. Да, они опять-таки дистанционно купили нам билеты, но есть нюанс. Там два входа-выхода. В виде канатной дороги. Длинной и короткой. Хотя «длинной-короткой» — это как посмотреть. То есть одна канатная дорога начинается прямо из центра Чжанцзяцзе около авто и ж/д вокзалов, а вторая довольно далеко от центра в некоем пригороде. Так вот, оказалось, что купить Абсолютный Билет, когда ты прямо от автовокзала попадаешь на эту самую Тяньмень и после просмотра той же дорогой возвращаешься в центр, — невозможно! То есть или начинаешь с дальней дороги и заканчиваешь ближней, или наоборот.

Мы выбрали вариант, когда начинаешь в пригороде. Опять приехал улыбчивый и приятный во многих отношениях таксист, отвез, объяснил, «что — где — куда», и уехал ждать нас около автовокзала.

Сначала мы поднялись на канатной дороге к, э-э-э, подножию и немного замерзли. Хотели купить тут же в магазинчике утеплительные толстовки с драконами, но размер нашелся только на жену.

Да, зачем, собственно, лезть на эту Тяньмень? А затем, что там Самая Большая Дыра в скале расположена, да она еще и весьма фотогеничная. Но снизу до дыры или 999 ступенек, или на… эскалаторе. Наверное, все ездили? Так вот, 17! Именно семнадцать больших эскалаторов, и ты — ТАМ, наверху.

И тут появился фирменный туман, которого нам так не хватало в аватаровских горах. То есть мы на Огромной Высоте, живописные скалы и узенькие дорожки, но ничего не видно: туман.

Сделали много своеобразных снимков и прошли-таки по имитации стеклянного моста над Большим Каньоном. Точнее, я прошел, а жена, плотно прижавшись к скале и, похоже, закрыв глаза, буквально проползла.

Опять-таки много всякого интересного увидели и проехали по местной канатной дороге, которая, в отличие от аналогов, была, что говорится, «попроще»: открытого типа, вроде тех, что горнолыжников наверх поднимает. Тоже весьма своеобразные ощущения, когда туман и лишь изредка внизу что-то видно.

Поели снова в «Макдональдсе», но со столь жестким китайским уклоном, что даже не поняли, что съели.

Потом добрались до Большой Канатной дороги и уже без приключений доехали до автовокзала. Надо сказать, что ехать по этой канатке ну о-очень долго, спасает только весьма своеобразная смена видов.

Встретились с нашим улыбчивым таксистом и прибыли домой.

А назавтра он отвезет нас на второй ж/д вокзал, откуда мы поедем в город Уишань. А это не совсем «совсем», но другая история.