Лучшие письма читателей



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 8(34), 2022.


С. Вальская

Раз уж в переписке «Горизонта» поднимается собачий вопрос, спрошу и я. Меня всегда интересовало, как выглядели первые фокстерьеры, предки нынешних. Сейчас фоксы бывают гладкошерстные, а бывают жесткошерстные. Так какой тип у них исходный? Или этот предок был «ни нашим, ни вашим», как длинношерстная порода такс, у которых тоже есть, кроме нее, и жесткошерстные, и гладкие?

От редакции

Дело в том, что изначально фокстерьер — это, как в древнем неполиткорректном анекдоте, «не нация, а профессия». Речь шла о терьерах, играющих вспомогательную, но важную роль во время традиционной английской охоты на лис: конной, с гончими-фоксхаундами. Если лиса успевала уйти в нору, то туда пускали терьера (которого один из участников охоты вез с собой в специальной седельной сумке или просто перед собой на седле: темп погони, задаваемый во время такой охоты, норная собака своим ходом не выдержит), и после того, как он выгонит лису наружу, погоня продолжалась.

(Вот уже долгое время такое считается «не спортивным» и терьеров на конную охоту не берут: если лиса скрылась в норе — значит, ее счастье! Впрочем, сейчас сама охота с фоксхаундами подвергается массированной критике со стороны зоозащитников, во многих местах она запрещена и держится буквально из последних сил.)

Отбирались для такой охоты терьеры, во-первых, сравнительно небольшие и легкие, во-вторых, сохраняющие функции хороших норных собак, а в-третьих, достаточно прыгучие и относительно (для норников) высоконогие: большинство собак-норников приземисты, пускай и не всегда в такой степени, как таксы. Именно потому, что погоня продолжалась и после того, как лиса будет выгнана из норы (гончих перед этим придерживали, чтобы дать лисе шанс), терьеру надлежало без задержки продолжить преследование «в конном строю». Для чего требовалось вспрыгнуть не то чтобы буквально на уровень седла — но, во всяком случае, достаточно высоко, чтобы конный охотник сумел его подхватить, не спешиваясь. Желательна еще была значительная доля белой масти для вящей заметности: подхватывать пса часто приходилось если не на полном скаку, то уже в движении, отслеживая его прыжок краем глаза.

Такой отбор проходили терьеры, изначально принадлежащие к разным породным группам, но после «доработки» они обретали сходные качества. И вот гладкошерстные фокстерьеры — потомки староанглийского белого терьера (он влил свою кровь во множество пород до бультерьеров включительно), а жесткошерстные — вельштерьера (эта порода сохранилась до сих пор: вельштерьеры похожи на маленьких эрделей — точнее, наоборот, это эрдельтерьеры сохраняют в своем облике многие черты вельшей).

Так что это не одна порода с разным типом шерстного покрова, а две. Общего предка у них просто не было, точнее, он остался на уровне архаичных терьеров, еще не разделенных на породы.

Денис Воробьев

Меня заинтересовали многочисленные свидетельства о том, что при ночных встречах со снежным человеком глаза его светятся красным. Что это? Насколько мне известно у приматов, в основной массе (вроде бы кроме лемуров) отсутствует тапетум. Выработался в связи с ночным образом жизни? Слышал также, что животные, у которых есть тапетум, не так хорошо видят днём, как те, у которых глаза заточены под дневной свет. Обычно такие животные днём не «активничают» от греха подальше, выходят только с наступлением сумерек. Отсюда предположу, что в случае активности снежного человека днём он может не так хорошо видеть, с чем может быть и связано то, что он себя обнаруживает случайными свидетелями, у которых глаза больше адаптированы к дневному свету.

От редакции

Насчет тапетума: он в той или иной степени есть у всех приматов, включая нас. Но у дневных приматов нет окрашивающих его специальных пигментов, характерных для ночных животных (у которых в результате глаза обычно светятся желто-зеленым), зато присутствует родопсин, «зрительный пурпур», дающий именно красный цвет! В «Горизонте» № 11(25), 2021, об этом есть хорошая статья Жанны Иосифовны Кофман «Реликтовые гоминоиды на Кавказе. Сравнительные анатомия и физиология при оценке достоверности свидетельств в криптозоологии», где вопросы ночного зрения реликтового гоминоида рассматриваются в контексте исследования глаз ночных животных вообще.

Добавим, что неуклюжи и «подслеповаты» днем бывают прежде всего облигатно ночные виды (те же лемуры, во всяком случае некоторые), здесь же идет речь скорее о возможности «круглосуточного» режима, когда дневное зрение дополнено рядом особенностей, позволяющих ориентироваться и в темное время суток. Волки, олени, медведи, кабаны могут, в зависимости от обстоятельств, быть активны и днем, и ночью…

Л. Б.

В последнее время во многих домах почему-то снова появились тараканы. Моя подруга, которая никак не может их вывести (а больше 20 лет назад они исчезли как-то сами собой), говорит, что несколько раз видела среди них странных насекомых абсолютно белого цвета. Она уверена, что именно от них и «разводятся» все остальные (вроде бы обычные прусаки), как пчелы или муравьи — от матки. Это возможно? Я где-то читала, что тараканы сродни термитам, которых не зря называют «белыми муравьями»… Может быть, они потому и сумели вернуться, что теперь это «не тот» вид?

От редакции

Отличный вопрос для фантастики, однако он обращен к естественнонаучной «ипостаси» нашего журнала. Тараканы действительно сродни термитам, точнее, термиты — тараканам, и это делает термитов крайне необычной формой общественных насекомых (все остальные — представители отряда перепончатокрылых, даже утратившие крылья муравьи). Но тараканы общественными насекомыми не были и не стали, на тип размножения, характерный для термитов, они тоже не перешли. Белыми они бывают сразу после линьки, с еще не окрепшими хитиновыми покровами (поэтому, кстати, среди белых можно встретить и маленьких, которые на роль «маток» точно не годятся). Первые минуты и даже часы после финальной линьки взрослый прусак не только бел, как призрак (или термит), но и дополнительно странен: его крылья, еще не полностью расправившиеся, немного «кучерявятся».

Добавим, что сразу после линьки тараканы, как и любые насекомые, повышенно беззащитны, а потому они стремятся затаиваться в укромных местах. Если ваша подруга их все-таки видела — похоже, ее квартира тараканами действительно кишит…

А почему и как тараканы сумели вернуться в городские дома — неизвестно. Скорее, загадкой стало их предыдущее исчезновение. По поводу его придумано множество объяснений, но все факторы городской жизни, на которые эти объяснения опираются, продолжают существовать и теперь — однако прусакам они почему-то перестали быть помехой.

Оставьте комментарий