Продержится ли Германия до середины 1915 г.?



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 10(36), 2022.



Предлагаем вниманию читателей заметку из журнала «Природа и люди», вышедшего в феврале 1915. Это, правда, пересказ парижской статьи — но петербургское издание (кстати, одно из самых умных и сдержанных в тогдашней России: недаром его возглавлял знаменитый популяризатор науки — и фантастики тоже! — Яков Перельман), как видим, охотно солидаризуется с цифрами и, во всяком случае, не оспаривает выводы.



Приводятся выдержки из размышлений Франсиса Лора, опубликованных в газете «Journal». Автор пытается оценить запасы германских ресурсов (людей, хлеба и золота) и сделать соответствующие выводы о продолжительности войны. Эссе интересно в первую очередь конкретными числовыми показателями, которые свидетельствуют о том, насколько ожесточенно-безжалостной была первая мировая война и сколько жизней она загубила. Любопытно и просто сопоставить предсказания Лора с действительностью, о которой мы сегодня прекрасно осведомлены.

На эту излюбленную в настоящее время тему в газете «Journal» Франсис Лор поместил некоторые соображения, могущие интересовать наших читателей.

Основанием для его выкладок в общих чертах служат следующие положения: настоящая война может кончиться только тогда, когда будет сломлено сопротивление наших противников. Австро-Венгрия и Турция уже теперь находятся в состоянии разложения, и потому сила сопротивления Тройственного союза сводится к оценке сопротивления Германии.

Для ведения войны нужны три главных элемента: люди, хлеб (в обширном смысле — пропитание) и золото.

Потери Германии в людях, убитыми, ранеными и без вести пропавшими до конца января н. с. (за 6 месяцев войны), могут быть исчислены по официально объявленным спискам потерь приблизительно в 2¼ миллиона человек (не считая больных), в том числе 250 000 пленных или пропавших, 600 000 убитых, 700 000 тяжело раненных и 700 000 легко раненных, могущих потом вернуться в строй.

Число людей, находящихся в Германии под знаменами, автор статьи исчисляет в 4 миллиона человек (для сравнения приведем, что в наших предшествующих заметках величина германской армии была исчислена в 3 753 000 человек, а потери, включая умерших и выбывших неспособными от болезней, за 6 месяцев в 2 500 000 человек; численность же армии пополнением из запаса пока может быть доведена до прежней цифры). Она, таким образом, потеряла около 50% своего состава, или, вернее, 38%, если из убыли исключить число вернувшихся в строй легко раненных. По мнению Лора, армия, потерявшая такой процент своего состава и долженствующая оперировать на протяжении 1200 километров на обоих фронтах, уже не в состоянии произвести успешного решительного наступления — она не в состоянии победить.

Будут ли потери германцев вперед уменьшаться?

Нет, говорит автор статьи. Германцы по-прежнему будут терять в боях средним числом по 10 000 человек в сутки. Сколько времени это может продолжаться?

В июле месяце Германия истощит весь свой запас в 3 миллиона человек, и армия будет состоять из старых людей ландвера и ландштурма (и новобранцев ускоренного призыва) с жалкими остатками постоянной армии. В общем более одного года германский народ не в состоянии выдержать такой войны.

Второй элемент — хлеб, или вообще питание, — как известно каждому, уже теперь вызывает чрезвычайные мероприятия со стороны правительства. Франсис Лор не верит тому, что в Германии фактически наступит голод: с одной стороны, подвоз и реквизиция в занятых областях будут продолжаться, с другой стороны, принятыми мерами, при известной привычке немцев к порядку и экономии, прокормление армии и населения новым хлебом К. К. (Krigskartoffelbrod), несмотря на неаппетитное название его, будет обеспечено до нового неурожая, но это население и эта армия будут уже не здоровыми, упитанными, пылкими и полными энергии, а малокровными, слабосильными и слабонервными. Уменьшенная в своем числе и военной годности, к июлю месяцу германская армия будет истощена и в физическом, и духовном отношениях.

Еще важнее недостаток в различных материалах, необходимых для снабжения армий: металлов, нитратов нефти, хлопчатой бумаги, каучука и многих других предметов. От недостатка их несомненно пострадает и играющая теперь столь выдающуюся роль техника на войне.

По мнению Франсиса Лора, самый роковой для Германии вопрос — это обладание третьим элементом для ведения войны: золотом. Финансовое благополучие каждого государства зиждется на его кредите, а последний на имеющемся в его распоряжении золотом запасе. Разоренная Австро-Венгрия и блокированная Германия, не принадлежащие сами к добывающим золото странам, не могут никоим образом пополнить своего золотого запаса, в отличие от государств Тройственного согласия.

Автор исчисляет, что германский банк (в конце декабря) имел золотой запас в 2,6 миллиарда франков, австро-венгерские (в июле 1914 г., с тех пор неизвестно, но верно много меньше) 1,3 миллиарда франков, оба государства всего 3,9 миллиарда франков.

Россия, Франция и Англия (4,7; 4,4 и 2,3 миллиарда франков) имели вместе в декабре 11 миллиардов франков золотого запаса; притом же у них запас золота с декабря увеличился почти на 400 миллионов, а у немцев он уменьшается.

Германия расходует в день 65 миллионов франков на войну, она теряет в день средним числом 10 000 человек, и предметы первой необходимости в ней повысились в цене на сто процентов.

По мнению автора статьи, она с трудом может дотянуть войну до июля месяца 1915 г. — это, по его мнению, последний срок.

Оставьте комментарий