Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 2(4), 2020.
История наблюдений «реликтового гоминоида» давно уже не связывается только с тем китайско-тибетским и непальским регионом, откуда некогда и было пущено в массы знаменитое название «снежный человек», он же йети. Тем не менее и из этих краев продолжают приходить довольно регулярные сообщения. Более того: в результате одной из таких встреч сравнительно недавно появилась возможность составить достаточно подробный портрет неведомого обитателя Гималаев.
Сама эта встреча не является такой уж недавней. В 1991 году Аркадий Тишков, участник объединенной советско-китайской гляциологической экспедиции (которая проводила исследования на высотах 4800—5200 метров на северных склонах Гималаев вблизи китайско-непальской границы), сумел сфотографировать неизвестное животное. Снимки были сделаны камерой со стандартным объективом (50 мм) с расстояния около 100 метров, в результате чего изображения на пленке получились очень маленькими. За прошедшие с тех пор более чем полтора десятилетия об этом наблюдении был написан ряд статей и сделано несколько сообщений на встречах криптозоологов разных стран — так что в целом обстоятельства этой встречи научному миру известны хорошо. Однако именно фотографии загадочного существа в публикациях не использовались: из-за большой зернистости пленки они оказались неразборчивыми. Тем не менее новая техника обработки видеоинформации позволяет увидеть то, что прежде было скрыто от глаз исследователей.
Для достижения результата были использованы рельефные прорисовки тела объекта. Различные ракурсы частей тела животного на фотографиях позволяют провести определенные геометрические преобразования с целью получения их в стандартном виде (например, фас и профиль — для головы). По положению глаз и других характерных точек лица оценены углы поворота головы для тех же кадров в вертикальной проекции. На следующем этапе производилось сравнение изображений одних и тех же деталей на различных кадрах и построение на этой основе согласованных форм частей тела. Использовалась электронная техника многослойного рисования с помощью программы Adobe Photoshop.
Впрочем, не будем утомлять читателей техническими подробностями: они опубликованы в специальных изданиях. Важно то, что в результате нам удалось со многими подробностями рассмотреть облик высокогорного примата.


В целом лицо имеет более «человеческий» облик, чем у других современных антропоидов, — особенно при виде спереди.
Наибольшее внимание на реконструкции привлекают кисти рук. Правую кисть существо держит перед животом, пальцы полураскрыты, большой палец направлен внутрь ладони, сама же ладонь направлена вверх и развернута наружу. Для руки человека такое положение было бы неудобным — хотя вообще-то руки имеют очертания, близкие к человеческим. Левая рука держит темный предмет, вероятно камень, таким образом, что большой палец противопоставлен остальным (для обезьян это невозможно).
Существо сидит на коленях, несколько наклонясь вперед; туловище держит вертикально. Форма стоп в общих чертах опять-таки похожа на человеческую — хотя, когда в такой позе сидит человек, его колени выдвинуты вперед дальше и пятки находятся под туловищем. Таким образом, длина бедер и ног в целом у этого существа несколько короче, чем у человека.
Тем не менее общая структура тела ближе к человеческой, чем к строению человекообразных обезьян. В облике чувствуется значительная физическая сила, это впечатление не скрадывает даже малый рост (по осуществленным А. Тишковым замерам валуна — менее 140 см).
Достаточно ли этих фотографий для того, чтобы к проблеме активно подключилась официальная наука? Взгляды ее на этот счет в последнее время заметно изменились. И причиной тому во многом стали… находки знаменитых «хоббитов» с острова Флорес (Homo floresiensis): в сущности — карликовых обезьянолюдей, обитавших на земле столь недавно, что от них до эпохи первых городов прошло гораздо меньше времени, чем от первых городов до нас!
Как признак нового подхода можно оценить трансформацию взглядов главного редактора журнала «Nature» Генри Ги: человека, который не только входит в передовой отряд науки, но и как редактор авторитетного издания определяет, что будет читаться в научных кругах. Когда в феврале 2002 года автор прислал ему материалы с этими фотографиями, Ги ответил следующим образом: «Благодарю вас за представление рукописи, но, к сожалению, мы не сможем ее опубликовать. „Nature“ придерживается политики отклонять значительную часть рукописей без рассмотрения референтами. <…> В этом случае мы убеждены, что представленных материалов недостаточно для доказательства существования нового вида крупного примата в Гималаях».
Но вскоре после открытия «хоббитов» он же в своей статье «Флорес, Бог и криптозоология» [Gee H., Published 27 October 2004 on-line at http://www.nature.com/news/2004/041025/full/041025-2.html] признаёт: «Открытие того факта, что Homo floresiensis смог подойти столь близко, по геологическим меркам, к нашему времени, позволяет считать, что в рассказах о других загадочных человекоподобных существах, таких как йети, содержится зерно истины. <…> Теперь криптозоология, изучающая их, может быть принята теплее».