Дмитрий Тарасов. Хроника канадской криптозоологии: попытка выманить криптида (методика и результаты)



Канадскому криптозоологу Джону Уармсу за время многолетних поисков дважды (к 2015 году, то есть на момент издания его книги «Strange creatures seldom seen» — «Странные существа, которых иногда видят») удалось своими глазами увидеть искомых криптидов. Сначала в 2006 году, апрельской ночью он увидел гигантского реликтового бобра (Castoroides ohioensis) на юге провинции Манитоба. Об этом наблюдении можно прочесть не только в вышеупомянутой книге, но и в книге британского зоолога (и криптозоолога) доктора Карла Шукера «Mirabilis», вышедшей в 2012 году. Еще один вид криптидов Уармсу в компании нескольких человек удалось наблюдать двумя годами позже, и вот его рассказ:

«Если апрель 2006 года стал для меня памятным в связи с наблюдением гигантского бобра, то лето 2008 года запомнилось мне наблюдением гигантской змеи. Много лет назад я соорудил каюту и наблюдательный пост на старой понтонной лодке, но по разным причинам не удавалось использовать их по назначению, а именно привлечь и заснять гигантских змей в соседнем озере Святого Мартина (Lake St. Martin). И вот в августе 2008 года такая возможность представилась мне и моей команде: сыну Майрону, внуку Тайреллу, другу Гордону и его сыну Чэду. День тогда выдался солнечный и безветренный — идеальный для плавания. Мы обосновались в низовьях реки Фэирфорд1. Около Большого Рыбачьего острова (Big Fisher Island) в миле от впадения реки в озеро мы бросили якорь и стали устанавливать специальное устройство, имитирующее плавание и плескание крупного объекта. С помощью этого устройства я надеялся привлечь неизвестных обитателей озера, которые, по рассказам очевидцев, часто проявляют интерес к купающимся людям. И вот спустя минут двадцать после запуска устройства Гордон заметил некий продолговатый объект, рассекающий поверхность воды в 75 ярдах к югу от нас. На таком расстоянии существо не казалось мощным, оно едва показывалось на зеркальной поверхности воды, но, несомненно, это было живое существо длиной около 15 футов. От него расходились заметные волны, пока оно плыло с восточной стороны, причём оно двигалось без явных вертикальных или горизонтальных изгибов тела (with no apparent sign of locomotion). Через пару минут оно исчезло, и я тут осознал, что, будучи прикованными к созерцанию того, зачем сюда пришли, мы так и не дотронулись до камеры, отдав предпочтение биноклям. Ещё минут 15—20 мы прождали, прежде чем оно вновь всплыло на поверхность, на этот раз плывя прямо в нашем направлении, но опять на том же удалении в 75 ярдов. Через пару существо снова скрылось под водой, но спустя полчаса показалось вновь в третий и последний раз уже в противоположном направлении, к северу от нас. Оно либо проплыло под нами, либо, вероятнее, обогнуло нас и двигалось всё так же на запад, но теперь солнце у нас было за спиной, и потому мы смогли отлично разглядеть это длинное тёмное существо. На этот раз мы снова отдали предпочтение биноклям. Камера была с малым зумом, поэтому снимать на таком расстоянии мы не стали, надеясь, что в следующий раз удастся достать другую получше…»

Но, как пишет далее автор, в том сезоне различные обстоятельства не дали ему повторить поездку в те места. Поэтому он решил отложить поездку на следующий, 2009 год. Однако из-за неподходящих погодных условий ни в 2009, ни в 2010 году повторить эксперимент с выманиванием гигантских водных змей, к сожалению, не получилось.

Джон Уармс (справа) во время телеинтервью

Что же видели Уармс и его спутники на реке Фэйрфорд? Кроме данного выше скупого описания, больше подробностей в книге нет. Впрочем, это и неудивительно, учитывая, что объект они видели на большом расстоянии, хоть и с помощью бинокля. И плыло оно, едва показываясь на поверхности воды.

Судя по информации из книги, в тех местах обитают несколько разных змееподобных криптидов, самым известным из которых является так называемый манипого из озера Манитоба. Но есть и другие. По словам местной жительницы, полвека назад она лично видела убитую индейцами крупную змею «с округлой плоской головой и глазами на поверхности» (т. е., надо полагать, расположенными скорее не по бокам головы, а сверху, «на плоскости»). Некоторые другие наблюдали гигантскую змею, напоминающую миногу колоссальных размеров. Ещё иногда видят водных змей «с головой лося, только без ушей». Это, похоже, тот же объект, что и «морская лошадь» Эйвельманса (она же «кадборозавр», она же, по некоторым предположениям, «тюя су» — «речной верблюд» водоёмов Средней Азии, она же встречается в Сибири, в Скандинавии и, быть может, где-то ещё).

Вообще же в главе о манипого Джон Уармс пишет о семи различных видах криптозмей, обитающих в Межозерье. Возможно, некоторые из них со временем станут известны не только отдельным очевидцам, но и науке и всему миру.

От редакции:

Что бы могли сказать на это Уармсу «пережиточные» представители и наследники советской школы криптозоологии, некогда одной из сильнейших в мире? (Собственно, она такой остается и в постсоветском варианте, вот только сейчас носителей ее ценностей сохранилось гораздо меньше, чем самых редких криптидов, и вообще — не только их собственный круг узок, но вдобавок страшно далеки они от всякого рода «аномальщиков», коих в последние годы расплодилось безмерно…)

Прежде всего — что он нарушил один из важнейших пунктов неписаного кодекса: «Криптозоолог в определенном смысле „не имеет права“ увидеть и не предоставить доказательств, а если уж с ним такая беда случилась (это именно беда, а не везение) — он КАТЕГОРИЧЕСКИ не имеет права об этой своей встрече рассказывать. Во всяком случае, за пределами тесного круга коллег по профессии. Поэтому каждый раз, когда где-то кто-то начинает распространяться о таких материях, не продемонстрировав доказательств, — по отношению к нему сразу же снижайте градус доверия».

Потом можно бы сказать, что следует с большой осторожностью делить «непойманных зверей» (даже если они змеи) на разные виды. Особенно если речь идет о, в общем, сходных криптидах одного региона.

Впрочем, с еще большей осторожностью надо протягивать родственные связи к неизвестным видам далеких краев, особенно если опираться при этом на работы времен детства криптозоологии: Бернар Эйвельманс, «отец-основатель» науки о неведомых животных, до сих пор остается классиком, но некоторые его выводы, сделанные очень много десятилетий назад, нуждаются в серьезной корректировке. В частности, это касается рассуждений о «морской лошади». Даже если не говорить о ее связи с «речным верблюдом» и другими «монстрами пресных вод» Старого и Нового Света.

Кроме того, как-то даже слишком известно: самому опытному наблюдателю на водной глади без ориентиров и масштаба (и без соответствующей аппаратуры) очень трудно определить расстояние до объекта и, соответственно, размеры самого объекта. Следовательно, дистанция при первом, самом информативном наблюдении вполне могла оказаться меньше 75 ярдов, а длина существа — заметно менее 15 футов.

Ну и еще раз вздохнем по поводу очень слабенького документирования наблюдений. Да, часто точных данных установить не удается (особенно если сообщения исходят от малограмотных местных жителей, а встреча состоялась полжизни назад), но что такое «крупная змея» или «минога колоссальных размеров»? Под эти описания и существо полутораметровой длины подойдет…

Поскольку криптозоолог должен быть не последним, а первым, кто предлагает «известное» объяснение, давайте с этого и начнем.

Движение «без явных вертикальных или горизонтальных изгибов тела» упомянуто не случайно: вертикальные изгибы характерны для млекопитающих, горизонтальные — для рептилий и рыб… Но это в тех случаях, если их удалось как следует рассмотреть. А если не удалось — что ж, они могли быть «не явными». То есть в данном случае ни один вариант не исключен. Особенно если учесть, что почти все тело существа было скрыто под водой.

Прежде всего «напрашивается», конечно, крупная рыба. В пресных водах Канады обитает белый осетр Acipenser transmontanus, достигающий длины свыше 6 м, что даже более, чем «требующиеся» 15 футов. В Межозерье он, насколько нам известно, не отмечен — но возможность существования там крупных осетровых рыб (может быть, относящихся и к неизвестным видам!) не выглядит фантастикой. Это тем более допустимо, что во внутренних североамериканских водах осетры очень долго не были объектом промыслового лова: ни у индейцев, ни у белого населения, пренебрегавшего этой «дьявольской» рыбой даже в XIX в. Кстати, и летопись их происхождения довольно смутна: из 17 ныне живущих видов ископаемые предки известны лишь у 2 — а ведь они были у всех, просто не обнаружены!

К тому же тела многих осетров очень вытянуты, что при определенном ракурсе может создать «змеиный» эффект. А головы столь причудливы (во всяком случае, для непривычного наблюдателя), что могут быть сравнены с «лосиными».

В Евразии мы предложили бы и сома, причем даже не пришлось бы делать скидку на завышенные размеры: 5-метровый сом — огромная редкость, но… ловили таких. В Америке таких нет, однако, раз уж исключать преувеличение размеров мы не можем, то сразу встает вопрос об оливковом соме, он же «кошачий», он же «плоскоголовый», он же Pylodictis olivaris. Установленный максимум его длины — 175 см, вес — более 63 кг; в принципе ничто не мешает допустить, что в исключительных случаях эти сомы вырастают еще на где-то на треть… а уж допустить, что наблюдатели с большого расстояния примут двухметрового сома за пятиметрового, и вовсе просто… Тем более, что вот эта рыба как раз обитает в тех краях, где проводил свои изыскания Джон Уармс… А когда она движется близ поверхности (редко, но бывает такое), то у нее обычно сильных изгибов тела не рассмотреть, спинной плавник тоже из воды не выступает… Впрочем, это и для многих осетровых характерно…

Что до гигантского (размером со среднего медведя) бобра кастороидеса, «официально» исчезнувшего на исходе последнего оледенения вместе с остальными представителями мамонтовой фауны, — то он действительно является одним из объектов, возможностью существования которых занимается криптозоология. Но это, как учили нас классики, совсем другая история.

То же можно сказать и о гигантских (во всяком случае, очень крупных) неизвестных змеях Средней Азии и не только: существах водолюбивых и хорошо плавающих, а потому ответственных за ряд сообщений и о «водных монстрах», и о наземных «драконах». Но это тем более отдельная история — которую мы постараемся рассказать в одном из следующих номеров журнала.



1 Fairford River: и река, и озеро находятся в южной части канадской провинции Манитоба между крупными озерами Виннипег (Winnipeg) и Манитоба (Manitoba) в так называемом Межозерье (Interlake region). (Примеч. ред.)

Вернуться к содержанию номера

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s