Михаил Кубрин. О двух выдуманных аномальных зонах



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 9(11), 2020.


Как сказал поэт, «мы ленивы и нелюбопытны». На российских сайтах, посвященных всяческим «аномалиям», тысячи людей читают про упомянутые «загадочные происшествия», но многим ли придет в голову поискать первоисточники — там, откуда они должны прийти?..

В ходе обсуждения этих «тайн» в комментариях к одной книге я, дабы помочь автору писать реалистично, а не на основе баек, решил отбросить лень и проявить любопытство.

Данная статья посвящена двум «всемирно известным» крупным «таинственным исчезновениям» людей: деревне Ангикуни в Канаде и городку Хоер-Верде в Бразилии.

Узнать сами эти легенды, точнее хотя бы одну из их версий (а они порой сильно разнятся!), читатели легко смогут и сами — достаточно лишь ввести упомянутые названия в поисковик Рунета.

Потому упомяну их лишь вкратце.

1. Деревня Ангикуни

В недавних книгах на эту тему пишется, что однажды в Канаде исчезло все население деревни инуитов у озера Ангикуни, насчитывающее аж две тысячи человек. Исчезло, оставив нетронутыми все вещи — ну, это обычный штамп в таких случаях.

Перво-наперво стоит заметить, что регион, где это якобы произошло, весьма малонаселен, он находится на севере Канады, и его столица-то в описываемые времена насчитывала всего лишь семь тысяч населения.

Так что урежьте осетра, любители аномалий!

И действительно его стоит урезать, потому что таким толстым-то осетр стал лишь в результате многочисленных переписок легенды. Изначальный ее автор был куда менее наглым или более умным. Или просто лучше знал реальное положение дел, чем потомки.

Проведя поиск в Интернете на англоязычных сайтах, я нашел сведения о том, как шел генезис данной легенды.

Сегодня нет никаких следов существования деревни в том месте, на которое указывают рассказы. Никаких документов, свидетельствующих о том, что деревня там когда-либо была, — тоже нет. Есть только книги и газетные заметки о самом «происшествии».

Как удалось выяснить, самая ранняя публикация о «тайне деревни Ангикуни» принадлежит перу журналиста Эммета Келлехера — 29 ноября 1930 года в газете «Галифакс Геральд».

Там рассказывалось, что некий траппер Джо Лабелль в ноябре 1930 года приплыл на каноэ к эскимосской деревне Ангикуни. Его встретили лишь две голодные, тощие, как скелеты, скулящие собаки. Трупы еще семи собак лежали рядом. Все шесть (да, всего лишь шесть — нормально для инуитской деревни!) чумов эскимосов оказались пусты, хотя у него сложилось впечатление, что все вещи брошены так, будто жители ушли ненадолго, рассчитывая скоро вернуться.

Неподалеку от деревни была вскрытая могила, ранее накрытая кучей камней, тела в ней не было.

Позднее эксперты, вызванные полицией, установили, что мертвые собаки умерли от голода (примечание от меня: «А почему эти две голодные хаски не съели семь других мертвых собак? Странно, не правда ли?») и что деревня, вероятно, была покинута за два месяца до открытия Лабелля, в начале зимы — заключение, основанное на типе ягод, найденных в кастрюлях.

Всего исчезло 25 (двадцать пять) человек — мужчин, женщин и детей.

Все жители окрестных деревень утверждали, что всему виной злой дух Торнрарк — персонаж местной мифологии.

Вот так. Две тысячи похищенных НЛО эскимосов превращаются всего в двадцать пять!

Следующие 28 лет деревня не упоминается, похоже, нигде, но в 1959 году выходит книга некоего Фрэнка Эдвардса «Страннее, чем наука», который упомянул это происшествие, отведя ему три страницы, и увеличил число исчезнувших эскимосов до тридцати человек. При этом он не ссылался на публикацию 1930 года, так что многие считают именно книгу Эдвардса первоисточником сведений об Ангикуни и переписывают именно его версию, а не первоначальную.

В дальнейшем другие авторы увеличили число пропавших до 1200 человек и добавили, что некие свидетели видели там тогда НЛО.

Наконец, в 2000-х годах новые «источники», переписывая историю у предыдущих авторов, «нарастили» число пропавших до двух тысяч и добавили, что разрытым уже оказалось целое кладбище (а не одна могила, как вначале).

«Ну ладно, — может сказать читатель, — пусть исчезли не две тысячи человек, а всего двадцать пять, но ведь все же исчезли?»

Но нет, вряд ли кто-то исчезал вообще, потому что, скорее всего, просто никого изначально и не было.

Дело в том, что в первоначальной заметке Келлехера говорится, что Джо Лабелль сообщил о своем открытии в Королевскую канадскую конную полицию, которая начала расследование этого дела — разумеется, завершившееся ничем.

Кортландт Старнс, руководивший Королевской конной полицией в описываемый период. В его послужном списке много успешных свершений, есть и нераскрытые дела — но «завершившееся ничем расследование исчезновения жителей Ангикуни» среди них не значится

Но еще в 1988 году австралийские скептики обратились в КККП и попросили уже вышедших в отставку сотрудников, которые работали в этих местах в 1930 году, прокомментировать историю. Те не смогли вспомнить ничего подобного. Никакой Джо Лабелль не обращался в КККП по поводу Ангикуни, КККП не высылала туда никаких поисковых групп.

«Единственные записи, что у нас есть, — это копии писем корреспондентам вроде вас, сообщающие им, что эта история полностью вымышлена», — ответили на запрос в полиции.

То есть итог — нет никаких документальных сведений о «таинственном исчезновении», кроме статьи-утки одного бойкого журналиста, которая совершенно ничем не подтверждается.

Зато ее уже девяносто лет успешно переписывают друг у друга любители аномалий, при этом все раздувая масштаб событий и добавляя все новые детали. А читатели во все это столь же успешно верят…

Читатель! Не будь «ленивым и нелюбопытным»!

2. Городок Хоер-Верде

В связи с этой «тайной» поисковик тоже выдаст вам множество ссылок на русские сайты соответствующей тематики. На английском языке их уже меньше, а вот на португальском (помните, что дело якобы произошло в Бразилии?) нашлась… только одна. И та чрезвычайно критическая.

Бразильцу далее и предоставлю слово (перевод мой собственный).

«Загадка Хоер-Верде — город, который исчез или не существовал

Кто-нибудь слышал о месте под названием Хоер-Верде? В последнее время я проводил исследование случаев странных исчезновений, и название Хоер-Верде часто попадается в статьях за границей. Рядом с материалами о Марии Целесте, Ангикуни, Маяке Острова Фланнан и даже колонии Роанок. „Загадка Хоер-Верде“ в обработке одной из статей — это действительно страшно и заставляет вставать дыбом волосы блогеров-гринго.

Самое удивительное, что это якобы произошло в Бразилии в 20-х годах».

Далее бразилец пересказывает саму историю: про пустой город, брошенные вещи и надпись на стене углем «Спасения нет» (по другой известной мне версии — мелом на школьной доске). Кстати, в отличие от прочих историй с якобы исчезновениями тут добавлен характерный штрих: в местной церкви якобы были разбиты священные изображения и найдены следы святотатства.

После чего автор пишет, что никогда не слышал об этом происшествии в своей Бразилии. Только с иностранных сайтов он о нем и узнал.

А дальше так:

«Некоторые утверждают, что население было изгнано „партизанами“ или „бандитами“, которые намеревались использовать город. Но если это так, то куда же делись люди и почему оставили свои вещи? Кроме того, эта теория „партизан“ типична для иностранцев, которые думают, что Бразилия — это банановая республика, где повсюду бегают герильясы и революционеры. Что, как мы знаем, величайшее преувеличение».

А вы думали, за границей только про Россию «клюкву» пишут? Впрочем, дальше наш бразильский друг в своем расследовании как раз добрался и до России:

«Кажется очень маловероятным, чтобы событие таких масштабов с таинственным исчезновением не менее 600 человек осталось не упомянутым в книгах, журналах, телепередачах. Все бразильские страницы, блоги и группы обсуждения не знают об этом, а те немногие, что знают, считают его крайне сомнительным. Практически ничего не написано на португальском языке о месте под названием Хоер-Верде (название, кстати, весьма странное для бразильского города).

Все, кажется, пришло извне, и поэтому я решил провести поиск.

Но повсюду копии все той же истории с небольшими изменениями.

В американском блоге Uneksplened.net я беседовал с автором статьи о Хоер-Верде, парнем по имени Крис Капс. Он был дружелюбен, но признался, что просто скопировал историю в другом месте, к сожалению, не помнил, где.

Узнав, что я из Бразилии и никогда не слышал об этом деле, он был обескуражен. „Это правда? — спросил он, но тут же предположил: — Может быть, это случилось где-то далеко в джунглях или слишком давно, поэтому вы и не слышали?” Я не стал спорить, однако объяснение „это было давно и в глухом месте“ меня не убеждает.

Я нашел еще один форум на Реддит, на сей раз на русском языке, где Хоер-Верде был указан в десятке самых таинственных исчезновений в истории. По мнению автора, он был на седьмом месте. Когда я спросил его, каков его источник, он ответил: „Нашел где-то в Интернете“.

Возможно, он ссылался на газету „Руссо Правда“ (Тут мне не совсем ясен верный перевод, это может быть и «Русская правда», и русская «Правда» — М. К.), где в 2004 году эта история была опубликована как факт!»

Завершается бразильская статья предположением, что вся история могла быть просто выдумана.

Потом другие бразильцы еще «отожгли» в комментариях к этой статье. Один бразильский читатель спрашивает, что вообще значит слово «Хоер»; другой ему отвечает, что это слово происходит от древнеанглийского «человек, работающий с мотыгой» — и не должно быть такого англоязычного названия города в Бразилии. Еще два комментатора сообщают, что «Хоер» — это «шлюха» по-голландски (то есть, получается, исчезнувший городок назывался «Зеленая шлюха»!). Четвертый читатель предположил, что «Хоер» — это искажение, произошедшее при переводе какого-то бразильского слова на русский, и именно из русских газет потом и пошло неправильное название города по миру…

Как бы то ни было, сами бразильцы уверены, что не знают никакой «тайны исчезнувшего в Бразилии города Хоер-Верде», никогда об этом не слышали и нигде в бразильской прессе и литературе не читали.

А посему… Читатели, лучше ищите в Интернете информацию о «таинственных происшествиях» в далеких странах на языках этих стран!


ОТ РЕДАКЦИИ

О «загадке Хоер-Верде» (Hoer Verde) мы ничего определенного сказать не можем, кроме того, что русскоязычным источникам она действительно известна куда лучше, чем англоязычным, — а сообщений из Бразилии в самом деле не видно, во всяком случае вот так с ходу. Но об истории «пропавших жителях деревни Ангикуни» (вернее, безымянного эскимосского стойбища возле озера Ангикуни: в разных вариантах — Anjikuni или Angikuni) кое-что сказать можем.

По-видимому, автору все же попались на глаза уже не перво-, а «второисточники», содержащие искажения. Согласно первоисточникам, траппер обнаружил «вымершую» деревню в ноябре, поэтому он туда не прибыл на каноэ, но пришел пешком: в эту пору и единственная питающая озеро река, и само оно покрыты льдом. Правда, согласно тому же сообщению, впечатление внезапной заброшенности усиливалось при виде стоящих на приколе эскимосских (или, политкорректно выражаясь, инуитских) каяков, будто бы только что оставленных их владельцами, — но в действительности эти каяки, если они существовали вообще, должны были быть «поставлены на сохранение» до весны. Поэтому к заброшенности поселения, подлинной или мнимой, вряд ли имели какое-то отношение.

Вопрос о том, почему две голодные, но живые собаки не съели тела семи других, объясняется просто: о мертвых собаках сообщалось сразу, а живые появились лишь в последующих пересказах. Равно как и «жители окрестных деревень, утверждающие, что всему виной злой дух Торнрарк». Каких, собственно, деревень? Не было не только их, но и поселения на берегу озера Ангикуни. То есть какое-то временное малое стойбище могло там появиться, но представители Канадской конной полиции не только отрицали, что им когда-либо приходилось заниматься таким расследованием, — они решительно заявили, что поселение в 25 человек для тех мест является ОЧЕНЬ большим даже по меркам 1960-х, не то что 1930-х, но никто и никогда не слышал даже о его существовании, не говоря уж об исчезновении.

В описываемые десятилетия Канадская конная полиция зимой чаще выполняла свои обязанности не верхом, а на собачьих упряжках

Так что урезать осетра приходится даже более радикально…

Тем не менее долгое время державшееся мнение, будто публикация Эдвардса от 1959 года является в действительности первой, а сообщение Лабелля просто вымышлено самим Эдвардсом, не подтверждается. Когда широко известный своими разоблачениями подкаст Skeptoid взялся за расследование казуса озера Ангикуни, его главный редактор не сомневался, что так и будет — тем более что о якобы поднятой Лабеллем тревоге молчали не только архивы полиции, но и все известные газеты округа Манитоба, где, по всей логике, эта драматическая новость должна была появиться. Однако… в процессе расследования выяснилось, что публикация конца 1930 г. все-таки существует. Правда, она вышла на страницах газеты «The Bee», город Данвилл, штат Вирджиния.

Местная пресса об этом случае промолчала, что, конечно, не свидетельствует в пользу его подлинности: это явно не тот случай, когда региональные интересы могли потребовать утаивания трагедии. Но, так или иначе, первые сведения об этом событии (вне зависимости от того, действительное оно или вымышленное) все же датируются 1930, а не 1959 годом…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s