От редакции. Памяти Светланы Ким



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 6(8), 2020.


17 мая на 73-м году жизни от нас ушла Светлана Ким: художник, иллюстратор и художник-иллюстратор. В советское время — «живая легенда» книжной иллюстрации: по ее работам учились поколения студентов, да и в творчестве состоявшихся мастеров регулярно проступал и по сей день проступает «кимовский» стиль.

Светлана Ким никогда не считала себя художником-анималистом или орнитологом — но по ее работам такие художники учились

Наиболее привычный объект приложения сил Светланы — сказки: европейских классиков (Распе, Перро, братья Гримм, детские адаптации путешествий Гулливера и особенно любимый ею Андерсен: на всем постсоветском пространстве «визуальные образы» его сказок до сих пор во многом связаны с ее иллюстрациями), народные (итальянские, украинские, румынские, английские, народов Средней Азии и Дальнего Севера), литературные сказки отечественных авторов (в пору ее активного творчества это означало нечто иное, чем сейчас!) от Юрия Олеши и Тамары Габбе до скромного масштаба авторов детской фантастики, чья литература в общем-то и запомнилась главным образом по иллюстрациям.

Притчи Уайльда; волшебные миры «сибирской Ахматовой» Елизаветы Стюарт; поэмы Жуковского; «Рамаяна»: считать ли все это фантастикой? Межжанровые произведения: например, «Шепот на ветру» Алана Маршалла… которые тоже, в широком смысле слова, фантастика. И, наконец, фантастика не в «широком», а в собственном смысле слова, вполне взрослая — хотя для ее творчества это все-таки редкость.

У Маршалла отправляющийся в фэнтезийный квест юный рыцарь носит широкополую шляпу из австралийского буша, в роли его волшебного спутника выступает кенгуру, а мохнатый дракон словно бы явился из фольклора аборигенов «сумчатого» континента

Сколько книг Светлана проиллюстрировала за свою жизнь — трудно сказать. Она не вела подсчеты, даже когда доинтернетное время сменилось интернетным. Свыше четверти тысячи (!) — точно. А ведь были еще иллюстрации в журналах и газетах, были «отдельные» картины и графические композиции…

С 2002 г. Светлана постоянно проживала в Кёльне, Германия. Продолжала работать, хотя возраст и состояние здоровья регулярно напоминали о себе. Создавала картины и миниатюры, экслибрисы, сотрудничала с русскоязычной (и не только) периодикой, иллюстрировала детскую литературу и взрослые детективы. Оформляла отдельные книги и литературные серии для авторов и издательств России и Украины…

«Кёльнский период» творчества Ким во многом отмечен графическими и акварельными листами: фантастические одеяния, фигуры, лики, маски, птицы, рыбы…

Ряд экслибрисов и заставок к рубрикам Светлана Ким разрабатывала для журнала «Меридиан», предшественника и «родителя» нынешнего «Горизонта»


Шутки насчет «эпохи фотошопа» не про нее: всю жизнь Светлана Ким была художником и иллюстратором старой школы, ее рабочими инструментами оставались перо, грифель, кисть…

Последним ее «большим» циклом (к сожалению, по издательским причинам не вполне состоявшимся как по-настоящему большой, многокнижный) стало участие в работе над серией… да, именно фантастики: «отпускной», «курортной» фантастики издательства «Шико», Севастополь, частично увидевшей свет осенью (а должна была — летом) 2016 г. О том, какой планировалась эта серия, см. тут: http://samlib.ru/s/sk55/.

Стимпанк, динозавры, детская фантастика… Может быть, какое-нибудь из «курортных» издательств найдет в себе смелость возобновить и продолжить серию?

Незадолго до смерти Светлана просто для интереса сделала несколько графических рисунков к рассказу Олега Дивова «Вредная профессия». Уверены: в такой манере его еще никто не иллюстрировал!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s