Анна Горелышева, «До Земли рукой подать» 7,8,7,5,8,8 — 7.17

Но вы же сами сказали:

«Сделай так, чтобы каждый дурак понял, что это настоящий космический корабль!»

Из диснеевского мультика

Наташа очень некстати проснулась в полседьмого. Уж сегодня-то, как раз, можно было и расслабиться: экзамен по выживанию вчера сдан на пятерку, а через два дня — день рождения. Правда, придется встречать его тут, на станции. Таковы правила: после возвращения группа должна четыре дня провести в карантине.

Школьная станция, как и большинство других миникосмодромов, представляла собой вращающийся тороид, внутри которого создавалось искусственное тяготение, а с наружной поверхности стартовали школьные экскурсионные космобусы, , разгоняемые центробежной силой,

Наташа сто раз улетала со станции с классом на экскурсии, здесь три года назад под «Гимн великому городу» ее провожали на Сту, сюда она в детстве возвращалась под осень из пионерских лагерей. Отсюда в конце следующего учебного года она стартует на выпускную экскурсию.

Без сомнения, пятерки у всех ребят ее звездочки были заслуженными: теорию они знали замечательно, не раз участвовали в городских и межпланетных олимпиадах и приносили награды своей школе. Они достойно держались на «днях выживания», проводившихся примерно раз в четверть, когда директор по внутренней связи скорбным голосом объявляла, что власть в городе захватили Огненоносные творцы, помидоры-мутанты или еще кто похуже и во двор школы уже введены передвижные излучатели. Недаром Вадим Павлович, их преподаватель выживания, любивший повторять, что главное — это «каменное лицо и непоколебимое стремление к победе», всегда ставил ребят из наташиной звездочки в пример. Так что оснований волноваться за теорию у ребят не было. Что же касается практики, им не раз приходилось бывать в мирах пострашнее выдуманных директором и уж тем более почти обжитой хрестоматийной Гиганды, куда их забросили на экзамен.

Наташа вылезла из спального мешка и с тоской напялила карантинный гермокостюм. На верхней полке дрыхла Ника. Рядом валялась раскрытая книжка с какими-то детективчиками. Наташа хмыкнула и пошла умываться, будить Нику не стала: ей вчера досталось больше всех. Вдобавок ко всему, ей пришлось пропалывать морковку с высокой засоренностью в космодромной оранжерее, пусть отдохнет. За оранжерею, как общепризнанный биолог, отвечала Наташа, и ребята из ее звездочки ей помогали. Но вчера, после возвращения, все были заняты, и вкалывать пришлось одной Нике, как самой свободной. Роботов на станции не держали принципиально — считалось, что все должны делать сами школьники.

Наташа вошла в оранжерею, включила ирригационные установки, ионизатор воздуха, проверила, не требует ли подпитки ионная почва. Морковка за ночь успела слегка зарасти — зря включили с вечера подогрев.

Она сорвала парочку кабачков, заметно подросших за ночь, набрала щавеля и корзину фруктов и отнесла в столовку. Кати и Виты — поваров из параллельного 10 «А» — еще, конечно, не было на «боевом посту». Впрочем, завтрак только в полдевятого.

Наташа решила, что вполне справится с приготовлением праздничного завтрака сама. Он непременно должен быть праздничным, ведь сегодня «приветствовать Цезаря» отправляется звездочка главного Наташиного конкурента — Сережки Полубелова. Ну и еще одна из 10 «А». Так что угостить их замечательным завтраком — дело чести.

Она включила комп и нашла рецепты кабачковых оладий, пирожков со щавелем и фруктового мусса, сходила в «пантеон-рефрижератор» за необходимыми продуктами, прихватив и несколько пакетов любимого всеми кедрового молока. Потом вымыла фрукты, накрыла столы и задала микроволновке программу на приготовление завтрака к 8:30. Интересно, какое угощение приготовят ей в подарок ко дню рождения?

До завтрака оставалось еще полтора часа, и Наташа решила вернуться в свою каюту — почитать на досуге иллюстрированную «Историю Прогрессорства». Проходя мимо спортзала, стена в котором была из прозрачного спектролита, девочка машинально бросила взгляд на голубую в белых облачках Землю. Она почему-то, в отличие от школьного двора, не надоедала, может быть, потому, что постоянно была разной.

Тут Наташа остолбенела от удивления — метрах в пятистах от школьной станции висел НЛО — ярко сиявший на солнце корабль очень необычной, но чем-то знакомой Наташе конструкции. Он выглядел очень старым и явно нежилым.

— Наташа, привет! — услышала она и обернулась.

Это заспанная Ника, зевая, брела в спортзал делать зарядку.

— Привет, смотри-ка, что я нашла!

Сон с Ники сейчас же слетел, она мигом подскочила к Наташе и прижалась носом к спектролиту.

Несколько минут девочки разглядывали загадочный объект, потом Ника заговорщицким тоном заявила:

— Это корабль Странников.

— Да ну тебя! На земной орбите, да?

— Юмора не понимаешь! И что же это, по-твоему?

— Знаешь, очень смахивает на допотопные орбитальные станции… Ну, типа тех, которые назывались буквами греческого алфавита.

— Да-а, похоже… И штуки эти — как их? Солнечные батареи… или паруса… Только откуда они здесь? Ведь такие станции строили в начале прошлого века!

— Если не в конце позапрошлого, — заметила Наташа. — Впрочем, вокруг Земли летает столько всякого хлама…

— Ну и ты хочешь сказать, что она сохранилась здесь сто лет?

— Выглядит она соответственно.

— Слушай, Наташ, давай сходим посмотрим. Мы быстренько — туда и обратно.

— Что-что?

— И к завтраку вернемся, никто и не заметит.

— Даже и не думай, пока мы будем там ползать, наша станция уплывет.

— Куда это она уплывет — ты не видишь, они неподвижны друг относительно друга. Если не веришь, пойдем, проверим на компе.

— Никуда я не пойду. И тебе не советую.

— Да нас и хватиться не успеют! Только представь — как настоящие первопроходцы, с бластерами в руках…

— Какие еще бластеры, Ника? Это детские игры в космических разведчиков.

— Нет, — вздохнула Ника. — Ты не романтик. Ты ползучий прагматик.

— Ах, так?! — обиделась Наташа. — Ладно, пошли. Но учти: если мы влипнем в очередную историю, что, как известно, твое хобби, — объясняться с директором будешь сама.

— Ой-ой, как страшно!

Девочки вернулись в каюты и надели скафандры.

— У нас нет рации для связи с нашей станцией… — сказала Наташа. — Нужно пойти попросить у Вадима Павловича. На всякий случай.

— Да ты что?! Он же сразу начнет интересоваться, куда это мы собрались. Обойдемся без внешней связи. Не в Дальний Ареал летим. Давай лучше возьмем мячик. Если вдруг задержимся, скажем, что вышли поиграть в космический баскетбол.

Так они и сделали.

Наташа с Никой выплыли в космос, включили ракетные ранцы и за пять секунд долетели до станции. Вблизи она выглядела совсем мрачно и безжизненно, а по размеру оказалась совсем небольшой.

Ника несколько раз облетела станцию кругом, обнаружила на борту надпись «Мир» и несколько метеоритных пробоин.

— Эй, Ник, я вход нашла! — позвала ее Наташа.

Ника вернулась к ней и объявила:

— Это даже не «Альфа», это еще старше — «Мир».

— Ого! А я думала, его уже сто лет как утопили в Тихом океане.

— Как видишь, «Мир» бессмертен.

Наташа показала Нике незакрытый ирисовый люк, и девочки вплыли в шлюзовую камеру. Здесь было совсем темно, пришлось включить фонарик. Ника без труда разобралась в панели управления, закрыла люк и открыла вход в корабль.

— Тут есть кислород, — сообщила Наташа, посмотрев на датчик на рукаве своего скафандра. — И, кажется, нет никаких опасных микроорганизмов. Можно включить фильтрацию и дышать.

— Какие уж тут микроорганизмы, — проворчала Ника. — Они все давно вымерзли.

В корабле пахло старой пластмассой, металлом и пылью. Ника пошарила лучом фонарика по стенам узкого коридора. Обшивка кое-где отстала, под ней виднелись трубы и провода в разноцветной изоляции. Вдоль стены стояло три допотопных скафандра с надписью на шлемах «СССР» полукругом. Только тут Наташа явственно почувствовала, что станция очень древняя… Она с благоговейным трепетом дотронулась до одного из скафандров и тут же отдернула руку, испугавшись, что он сейчас рассыплется в прах.

— Эй, Наташ, смотри-ка! — окликнула ее Ника. Она показала на странный значок, нарисованный на стене — два кольца, соединенные двумя черточками.

— Что это?

— Как? Ты не знаешь?! — притворно ужаснулась Ника. — Это фирменный значок Странников, такой же нарисован рядом с названием станции.

— Да ну, деза! Это ты сама только что нарисовала. Лазерным фломастером.

— А ты думаешь, у Странников нет лазерных фломастеров? Зря ты так думаешь. Теперь все ясно: это корабль Странников, он явно прилетел из другой галактики. Я так сразу и подумала.

— Кончай чушь нести!

— Ты мне не веришь? Да я голову даю на отсечение, что это корабль Странников! Спорим на банку кедровой сгущенки?

— Не буду я с тобой спорить. Если хочешь сгущенки, можешь взять в холодильнике.

— Скучный ты человек, Наташа, — сказала Ника и поплыла дальше.

В следующем отсеке было посветлее. За мутными, поцарапанными и запыленными иллюминаторами ярко горел серп Земли. Отсек был заставлен странными механизмами, среди которых девочки с трудом опознали велоэргометр и бегущую дорожку, как в старых фильмах про подготовку космонавтов.

— Наверное, тут у них был спортзал, — сказала Наташа.

— Отвлекись от своего однобокого антропоморфизма! — заявила Ника. — Странники не обязаны быть такими, как мы, эти предметы могут нести абсолютно другие функции!

— Да-да, понимаю, «в подавляющем большинстве случаев мы забиваем микроскопами гвозди», — процитировала Наташа.

— Интересно, почему Странники покинули этот корабль? — голосом первопроходца из плохих боевиков осведомилась Ника.

— А может, они до сих пор здесь, — злорадно заявила Наташа. — Лежат в анабиозе и летят завоевывать Землю.

— Да, без сомнения, это так! — Ника в притворном ужасе схватилась за голову. — Я как капитан корабля должна была догадаться об этом раньше!

— Э-э, почему это ты капитан корабля?! — возмутилась Наташа.

— Потому что таких скучных капитанов, как ты, не бывает!

— Да? Ну ладно-ладно. Больше у меня русский списывать не проси!

Следующее помещение оказалось отсеком управления. Здесь все было утыкано кнопками, тумблерами, цветными лампочками, табло, шкалами и экранами.

— Да, без всякого сомнения, мы столкнулись с цивилизацией, намного обогнавшей нас в своем развитии, — с важным видом изрекла Ника, окинув взглядом доисторические приборы. — О! А вот и Странники!

Она резко обернулась и сделала вид, что палит из бластера в сторону коридора.

— Все, все, тебя убили, — усмехнулась Наташа.

— Ладно, тогда посмотрим, как работает эта техника за гранью фантастики, — Ника начала жать на все кнопки подряд.

— Не прикасайся ни к чему, — строго сказала Наташа.

— Эй, земляне! — страшным голосом прорычала Ника в микрофон. — Вас приветствует цивилизация Странников! Вы погибли! Ваши дни сочтены!

Ника захохотала, подражая Фантомасу.

— Прекрати хулиганить и отойди от пульта!

— Уж не думаешь ли ты, что этот драндулет работает? — хихикнула Ника, щелкая рычажками.

Неожиданно под потолком замигали красные лампы, что-то запищало и задребезжало, зажегся транспарант «Внимание! Перегрузка!», корабль тряхнуло, девочек отшвырнуло и вдавило в стену. Потом писк и мигание прекратились.

— Слушай, ну не понимаешь ничего в старинной технике, так и не суйся! — воскликнула Наташа.

— Да ладно, ничего ведь не случилось, — через силу улыбнулась Ника. — Ты что думаешь, правда, как у Странников — кнопочку нажал — и в другой галактике, да?

Наташа молча метнулась к иллюминатору.

— Да чего ты, вот она, Земля, никуда не делась, — засмеялась Ника.

— Земля-то вот, а станция наша где?! — процедила Наташа.

— Ну-у, может, мы просто повернулись другим боком…

Наташа метнула на нее испепеляющий взгляд, выплыла в космос и облетела станцию. Их космодрома как не бывало.

— Наташ, не бей меня, — прохныкала Ника, когда она вернулась. — Я не специально…

— Доигралась, массаракш!

— Да чего ты злишься?.. Кислорода у нас полно, не пропадем. Найдут нас через пару часов. Мы же дома, почти на Земле.

— Вот именно, почти! Эта станция пролетала тут полтораста лет и еще столько же пролетает! А связи у нас нет…

Ника вникла в смысл сказанного и притихла.

Потом, подумав, она сказала:

— Я починю связь. Сейчас разберусь в этой технике и починю.

— Ну-ну, — сказала Наташа. — Рискни.

Она на Нику серьезно обиделась. И вообще — положение было глупейшим: потеряться на земной орбите — смешнее не придумаешь! Вот она, Земля, в двух шагах, а они тут, похоже, застряли. И надолго.

— Ага! — сказала Ника. — Все понятно. Наташа, пошли, поможешь.

Они поплыли в пристыкованный к «Миру» модуль «Прогресс». Там Ника выкопала среди запчастей большой цилиндр, похожий на патрон от древнего противогаза. Девочки вернулись в технический отсек станции. Здесь Ника долго копалась среди конденсаторов солнечных батарей и, наконец, заменила один из них только что принесенным.

По всему кораблю сейчас же зажегся свет.

— В честь чего такая иллюминация? — недовольно спросила Наташа.

— Не волнуйся, энергии нам теперь хватит.

— Зачем нам энергия? Лучше бы ты связь починила.

— Не могу же я чинить ее в темноте. А в фонарике батарейки сели… Наташ, сгоняй, пожалуйста, еще раз в «Прогресс», принеси сменный клапан для воздухоочистительной системы.

— А ты уверена, что он там есть?

— Да, я видела.

Наташа поплыла в «Прогресс», вспоминая из урока космотехники восьмого класса, как выглядит этот самый клапан. Когда она вернулась, Ника уже заканчивала ремонт.

— Вот, возьми и поменяй тот блок, — Ника сунула Наташе полузнакомое устройство, больше всего смахивающее на бредберевскую чепушинку.

После того, как Наташа справилась с задачей (она даже вспомнила назначение блока: он служил для регулировки давления воздуха в жилых помещениях), девочки вернулись в рубку управления. Станция ожила: везде горел свет, из кондиционеров поступал теплый воздух, в системе «Родник» оттаяла вода.

— Можно снять скафандры, — сказала Ника. — Все системы жизнеобеспечения в порядке.

— Надо же, — удивилась Наташа. — А в учебнике истории написано, что «Мир» был последней развалюхой, и поэтому его пришлось утопить.

Ника только плечами пожала и взялась за ремонт радиосвязи.

— Ладно, — сказала она. — Теперь не пропадем. Воздуха здесь полно, вода тоже есть.

— А может, тут и топливо есть? — с надеждой спросила Наташа.

— К сожалению, нет.

— А как же ты тогда умудрилась перевести станцию на другую орбиту?

— Я случайно выкинула мусор из какого-то модуля. Ну и сработало, как реактивный двигатель…

— Какой ужас! — воскликнула Наташа. — Да ты знаешь, какой штраф полагается за засорение околоземного пространства?!

— Пусть нас сначала найдут, — мрачно заметила Ника.

— Знаешь, это очень похоже на то, как мы с тобой в позапрошлом году заблудились в центре города. Когда отключили электричество и транспорт не ходил.

— Да-да, очень похоже, — согласилась Ника. — С тем только отличием, что никакой добрый волшебник нам тут в один прекрасный момент электричество не подключит.

У Ники явно не ладилось со связью, она нервничала, и Наташа решила ее не раздражать.

Неожиданно экран компьютера вспыхнул, появилось изображение ЦУПа.

— Ура! — завопила Наташа. — Дозвонилась! Молодец, Ника!

В ЦУПе был настоящий переполох: компы мигали тревожными сигналами, туда-сюда метались люди с рулонами какой-то документации, противно жужжал зуммер.

К экрану подскочил встрепанный Красный Призрак, натянуто улыбнулся и как можно вежливее сказал:

— Здравствуйте, Странники! Земля приветствует вас.

— А-а! — страшным голосом взвыла Ника. — Давно мы хотели завоевать эту мерзкую планетку! Ну, уж теперь вы от нас не уйдете!

Ника была счастлива и вела себя, как щенок, которого наконец-то выпустили на улицу из темной тесной комнаты.

Красный Призрак ошалело посмотрел на девочек и сказал:

— Люди, вы откуда взялись?!

— Как откуда? — ответила Ника. — Разумеется, из другой галактики. Учтите: мы летим завоевывать Землю…

Она все еще от счастья ничего не соображала.

— Успокойся, — перебила ее Наташа. — Здравствуйте, Красный Призрак. Мы на станции «Мир», где-то в районе куба НР-34.

Наташа сверилась с показаниями приборов.

— Топливо на нуле. Пожалуйста, пришлите за нами катер.

— О, Луны-Юпитеры! Как вы там оказались?

— Полезли посмотреть, что это за станция…

— Эту станцию на прошлой неделе подняли со дна океана, чтобы устроить в ней музей древней космонавтики.

— А-а, — разочарованно сказала Ника. — А мы думали, она тут так и летает…

— А мы вас приняли за Странников, — признался Красный Призрак.

Наташа представила себе ситуацию и рассмеялась: действительно, корабль какой-то странной конструкции совершает на орбите дикие маневры, на связь не выходит, да еще и посылает в эфир угрозы землянам!

— Извините, — сказала Ника. — Это все я.

Красный Призрак тоже засмеялся.

— Ничего, — сказал он. — Мы все хороши. Подумать только — дети играют на станции конструкции позапрошлого века, а Солнечная система в панике, потому что твердо уверена, что это корабль Странников!

— Мы больше не будем, — сказала Ника. — Не ругайте нас, пожалуйста… Мы тут все починили…

— Как — «Мир» в рабочем состоянии?!

— Ну да. Да тут ничего сложного, мы это все в школе проходили…

— Н-да, — сказал Красный Призрак. — Какого черта вас погнали на Гиганду? Экзамен по выживанию вам вполне могли бы поставить автоматом.

Станцию тряхнуло.

— О, — сказала Ника. — Вот и катер! Мы пошли.

— Еще минуту, — сказал Красный Призрак. — У вашей школы ведь нет своего музея?

— Нет, а что?

— Ну, раз уж вы починили станцию, почему бы не подарить ее вашей школе?

— Ого! — обрадовалась Наташа. — Здорово! Всю жизнь мечтала о космическом музее! Чур, я буду экскурсоводом!

24 комментария в “Анна Горелышева, «До Земли рукой подать» 7,8,7,5,8,8 — 7.17

  1. Чувствуется, что автор читал еще отцензурированный вариант «Обитаемого острова», раз уж «Огненоносные творцы», а не «Неизвестные отцы» 🙂

  2. Мне кажется, в том самом «отцензурированном» варианте Неизвестные Отцы тоже присутствовали… Или это уже сведения из всевозможной публицистики о Стругацких? В любом случае, Творцы в контексте смотрятся более… красочно, что ли.:)

  3. предварительнаяф оценка 8
    отличный рассказ с немножечко (ну самую чуточку) подслитым финалом.
    даже не самим финалом, а предфинальем, что ли…
    сейчас объясню, что в виду имею
    если станцию действительно было так легко починить (по принципу смены батареек) — то что так в ее починке удивило Красного Призрака?
    он же должен понимать, что любой ребенок сумеет сделать подобное
    если же его удивление оправдано — тогда неоправдана легкость починки, с ней должно возникнуть больше проблем и каких-нибудь интересностей
    к тому же на стену было торжественно вывешено ружье — мяч — которое так и не выстрелило
    все жала, что будет какая-то фишечка с ним, но про мяч благополучно забыто.
    а жаль.
    Кстати!
    раз уж рассказ подразумевалсвя для детей — было бы неплохо всунуть масенькую информашку про давление, как раз при помощи этого самого мяча. До сих пор помню какую-то советскую фантастику, где упоминался футбол в космосе. и как там герои мучались с мячом — нормально надутый взрывается, нужно надуть буквально чуть-чуть.
    Вот что-нибудь в этом роде — было бы просто лишними плюсиком и цеплялочкой, я вот в упор не помню, что то была за книжка, а про мяч запомнилось

    немножко по блошкам

    Он выглядел очень потраченным и явно нежилым…
    Потраченным – неподходящий термин в данном контексте.

    Несколько минут они разглядывали загадочную станцию
    Конструкция только что была названа НЛО и КОСМИЧЕСКИМ КОРАБЛЕМ – почему же вдруг она превратилась в станцию? Причем в авторской речи, в речи героев слово СТАНЦИЯ прозвучит позднее.

    Да? Ну ладно-ладно. Больше у меня русский списывать не проси, — пошутила Наташа…
    Ремарку лучше убрать, она – как смех за кадром или пауза с намеком «здесь пошутили и надо смеяться» в сериале.

    Ника выкопала там среди запчастей большой цилиндр, больше всего…
    Повтор

    а так, повторяю, отличный рассказ

    • Ну как же, мячик-то нужен был, как предлог того, зачем вдруг дети пошли погулять. 🙂 Он своё отработал.

      А что у детей волшебным образом получается сделать что-то лучше взрослых — так этим и сам Булычёв грешил неоднократно. Можно сказать, почти общепринятая условность такой литературы. Думаю, реакция Красного Призрака обусловлена тем, что он тоже находился под влиянием российских СМИ рубежа XX-XXI веков (а почему бы и нет?), говоривших о том, что «Мир» бесперспективен и сделать с ним ничего нельзя… (ну, как дела в реальности обстояли, не будем подробно обсуждать). А тут вдруг — опа — две девчонки всё починили!

      • но если бы вставили еще и про его раздувание (я про мячик) в вакууме — была бы лишняя и ужжжжасно вкусная изюминка!))
        искренне советую
        места немного займет, а фишечка отличная

  4. Увлекательный рассказ, но как-то все очень гладко прошло на наброшенной станции. Никаких сюрпризов, никаких сложностей. Как-то не очень верится, чтобы десятиклассница стала изображать злодея-завоевателя. И что делает это захлебываясь от счасть.
    Ну и немного по мелочи
    траченное молью бывает пальто, к звездолету это слово не подходит.
    звездочка — архаизм из октябрятского детства
    два абзаца подряд начитаются со слова «Наташа». Кстати, в диалогах очень однообразные пояснения «сказала Ника», «ответила Наташа»
    пантеон — это о богах древности. Неужели к холодильнику такое почтительное отношение?
    Прочитала надпись «Мир» и поняла что перед ней «Мир» — зачем это объяснять?
    ирисовый люк — что имелось в виду, цвет, форма этого цветка?
    деза — не отсюда, это выражение из советского детектива
    списывание русского языка для учеников такой крутой школы — мелко
    «Земля в иллюминаторе» — цитата не работает, надо либо как-то развить, либо обойтись без нее
    полезли из любопытства посмотреть- «из любопытства» -лишняя объяснялка
    Оценка семь

    • Практически со всеми замечаниями согласна, особенно с речевыми «блохами» 😉 (в частности, с «потраченным» космическим кораблем 😉 и ремарками в прямой речи).
      По стилю — не стала бы придираться к звездочке: думаю, автор намеренно использовал элементы советского светлого прошлого в воображаемом не менее светлом будущем.
      Рефрижератор-пантеон — естественно, отсылка к Стругацким, которая, в общем-то, не очень оправдана в детском рассказе, но простительна. Ирисовый люк — вроде бы, технический термин (по аналогии с ирисововой диафрагмой)? Опять же, может, и не совсем правильно, но в целом понятно.
      Школы в описываемом будущем, вероятно, должны быть одинаково высокого уровня, а вот про списывание русского — фразочка, которая работает на «приближение», реалистичность героинь для читателей.

    • Я хочу с вами согласиться, что рассказ Анны может много выиграть от внимательной вычитки и спасибо за список слабых мест!
      Но хотел бы прокомментировать несколько замечаний:

      «Звёздочка» — не архаизм, а ретрофутуризм. 🙂 Надо думать, у автора существует в будущем пионерская организация, и, может быть, в ней ещё можно состоять и в десятом классе. Вы же не забыли, надеюсь, что звёздочки — это ячейки пионерской организации, а никак не октябрятской?

      Ирисовый люк — технический термин, означает люк со створками, открывающимися спирально, как диафрагма у фотоаппарата.

      «Пантеон-рефрижиратор» — неужели не узнали? «Многие занимали очередь в огромное уродливое здание, которое одни называли Пантеоном, а другие Рефрижератором. Я подумал, что поспел вовремя. Опоздай я на час, и в городе остались бы только замороженные на тысячи лет женщины.» … «Рев дюз заглушил его слова. На площадь спускались еще две ракеты, тоже ржавые. Из Пантеона-Рефрижератора побежали заиндевевшие женщины. Началась давка.»

      Да, моральный облик Ники, конечно, спорный, но у на то у неё и подруга, которая держит в узде её порывы. 🙂

  5. «отыскала в компе рецепты кабачковых оладий, пирожков со щавелем и фркутового мусса, »

    «— Нет, — сказала Ника. — Ты не …
    — Ах, так?! — обиделась Наташа. — Ладно, …
    — Ой-ой, как страшно, — сказала Ника.»

    Как-то однотипно глаголы выглядят.

    В общем, живое повествование, живые персонажи. Немножко я недоощутила их на станции «Мир» — скорее, показалось, в картонных декорациях. Чего-то недохватило мне для полной реалистичности.
    Воспринимается, как серия из детского НФ сериала.
    Оценка 7

  6. Ещё один рассказ из Мира Полдня. Прямые отсылки к каноническим текстам Стругацких, в общем, не очень-то и нужны, рассказ сам по себе по общему настроению чётко укладывается в матрицу мира, до которого хотелось бы дожить, в котором хотелось бы жить и работать… Всего лишь небольшой эпизод, так много говорящий о мире и о людях, его населяющих. Две девчонки, Ника и Наташа, совсем не похожи на своих сверстниц из нашей реальности, свернувшей в какой-то точке времени на иную ветвь развития. В них нет ни капли пустопорожнего легкомыслия – даже у авантюристки Ники! – свойственного «гламурным кисо» из нашего «зомбоящика». Несмотря на невеликий возраст, действуют обе уверенно и чётко, в какой бы сложной ситуации оказаться ни пришлось. Появилась неизвестно откуда древняя космическая станция? Её надо исследовать! Застряли на этой станции? Не беда – станцию можно починить!..
    Спросите – чем же это отличается от «поиска приключений» подростками из нашего мира, зачастую рискованных и небезопасных? А в том, что девочки рискуют не ради самого риска и адреналина, но осознанно и целенаправленно. Целью в данном случае является не просто спасение себя самих из переделки, но и космической станции. Спокойно, деловито, даже с дружеской пикировкой. Без визгов и истерик. На первый взгляд, это может показаться психологически недостоверным. Как-никак Наташа с Никой сами по возрасту ещё почти дети. Однако ключ к пониманию ситуации кроется уже в названии рассказа: «До Земли рукой подать». Не только в буквальном смысле. Эти девочки выросли в совсем ином мире, где до Земли всегда рукой подать, будь ты даже на Гиганде или на Саракше… Они на уровне подсознания знают: в каком бы затруднительном положении ты ни оказался, Земля всегда рядом, Земля всегда придёт на помощь.
    К сожалению, вторая часть рассказа, посвящённая приключениям подруг на «Мире», получилась не столь выразительной, как первая; текст определённо нуждается в редактуре. Однако сам идейный посыл заслуживает внимания.
    Соответствие номинации – налицо. Увы, далеко не каждый из современных школьников знает, что когда-то вокруг Земли кружилась станция «Мир».

    Оценка: 8 баллов.

    • Спасибо за тёплый отзыв к этому сказочно-научному рассказу! 🙂 Непосредственный авантюризм девчонок поистине чудесен, вызывает улыбку, а также ассоциации с булычёвской «девочкой, с которой ничего не случится». Мне, как человеку, неравнодушному к космосу, этот рассказ очень импонирует и своим возвращением из небытия «Мира». Обязательно постараюсь донести его до одного из реальных работавших там космонавтов — уверен, ему понравится.

      (От имени неформального фан-клуба автора)

  7. Хороший рассказ. По вычитке и уже после предложенной здесь правки — просто отличный! Порадовалась за «Мир» и уважение к нему. Действия девочек — это не авантюризм Алисы Булычёва, это мышление и счастливое детство нового поколения, когда рядом век добра, когда труд и учёба органично вписаны в жизнь и не конкурируют с пустопорожней развлекухой. Взрослые не успели ещё осмотреть станцию! Они только что выбросили «Мир» на орбиту, а тут девчонки расшалились:)) Молодцы. Починили — умницы. Ни ругать, ни одобрять как героев не надо. Они просто жили, решали проблему, что вдруг возникла, и — решили! И ах как украшает добрый быт!
    В рассказе есть все необходимые компоненты. 8 баллов

  8. Для меня текст несколько пресноват. И сюжет вроде бы есть, и героини, и действие какое-то происходит, а захватывающего приключения не получилось. Ну, неправдоподобное поведение подруг, когда они поняли, что оказались вдалеке от школьной станции без связи. Они ничуточки не пугаются, не сомневаются даже. Ника тут же сообщает, что всё починит и надо же чинит, знает, где что лежит, даже запчасти на провалявшейся более ста лет под водой станции целёхонькие находятся и сразу начинают работать. Ведь Ника на уроке по космотехнике проходила. Но мы-то с вами знаем, что проходить и чинить – разные вещи. Люди и после института ничего починить не могут. Потому как одно дело теоритические знания, а применение их на практике – совсем другое. Этому учатся годами. Тем более что техника настолько устаревшая. Заставьте нынешнего техника по обслуживанию ПК, починить старую ЭВМ размером с комнату? Отсылки к произведениям Сиругацких на фоне общей канвы выглядят издёвкой над читателем, впрочем, как и финальный разговор Ники с ЦУПом. Тем более, если в этом мире будущего коммунизм победил, девочка просто обязана относиться к старшим товарищам с должным уважением, тем более к таким старшим товарищам. А она кукольную комедию ломает. И про то, что станцию «Мир» из-под воды достали ни разу не известно. Вот у нас подводную лодку «Курск» поднимали, так каждый день в новостях репортаж о ходе работ.
    очень необычной, но чем-то знакомой Наташе конструкции. Он выглядел очень старым и явно нежилым. (очень и очень)
    совсем мрачно и безжизненно, а по размеру оказалась совсем небольшой. (совсем, совсем)
    Ощущение, что сюжет по-быстрому состряпан из довольно неплохой идеи преодоления. Но вот этого самого преодоления я как раз и не увидела. Шуточки, прибауточки, ёрничанье. Если это юмор такой – не смешно. И Земля в иллюминаторе нелепым дополнением выглядит, хотя должна бы играть не последнюю роль.
    Оценка – 5.

    • Понимаете, тут в том-о и дело, что мир этот — мир не НАСТОЯЩЕГо коммунизма, а коммунизма по братьям Стругацким.
      вспомните «Далекую Радугу»! Никакого такого особого пиетету перед ввышестоящими товарищами ворующие электроэнергию для внеплановых экспериментов детишки не испытывали.
      Досаду и смущение, что так глупо попались — это сколько угодно
      но пиеет?!
      не из их лексикона словечко.
      не из их мировосприятия.
      и точно так же легко укладывается в рамки того мира и то, чо две девчонки сполтычка починили старую рухлядь
      просто мир такой
      мир, в котором нет ничего невозможного для тех, кто любит и умеет работать — независимо от возраста

      • Фанни, а что из себя представляет рассказ безотносительно к мирам Стругацких? Вы ж его детям собираетесь рекомендовать, а дети все-все этих великих писателей читали? Кто не читал к рассказу не подходи? Нет в нём внутренней логики, за ней пройдите к огненоносным творцам. Девочки сначала боятся, что учитель узнает о их затее, а потом Ника, вместо того, чтобы радоваться, что связь есть наконец, начинает выкаблучиваться перед ЦУПом, приплетая странников. Просто потому, что надо же их куда-нибудь приплести. И пиитет, как вы выразились, тут не при чём — элементарное уваженение. А что касается тех, кто любит и умеет работать? Да и в нашем мире, кто умеет — получается всё, вот только не по-щучьему велению. Раз, два, и починила школьница древнюю станцию, хорошо хоть крибле крабле бумс не сказала при этом. А ведь именно из этого преодоления и можно было, на мой взгляд, сделать настоящее приключение.

        • знаете — я тут недавно нашла свои школьные фант-записочки… главы из повести, которую тогда так и не дописала
          так я, прочитав, просто ужаснулась!
          как у меня малолетние герои и героини со взрослыми-ито разговаривают!?
          никакого, понимаешь, уважения!
          они же нарываются просто!!!

          понимаете, о чем я?

          тогда — в том возрасте — мне это казалось не просто нормальным (во всяком случае, для литекратуры), но и необходимым. этаким признаком внутренней свободы, дополнительным шиком, приятной мелочью

          так что детишки-то как раз отлично и на ура воспримут, а вот некоторые воспитатели-преподаватели (типа как я) — да, могут и ужаснуться)))))

          только ужасаться-то нечему

          а что касается основоположников и самостоятельности…
          рассказ вполне самостоятелен (хотя действительно упоминание странников можно было бы и подчистить, оно как раз выбивается малехо)
          но мир-то вполне себе прорисован и без отсылок к первоисточнику
          и уже по тому, как они готовят завтрак ясно — ЧТО это за мир
          в этом мире хочется жить
          и, думаю, дети как раз это отлично почувствуют

          и — да! — я бы такое им рекомендовала с огромнейшим удовольствием
          по всем вышеизложенным причинам

    • Уважаемая Анна, я абсолютно не хочу отбирать у вас право на собственное видение морали, как она должна выглядеть в детском рассказе, но сам жутко не люблю именно морализаторских, оценочных историй. Этот рассказ Горелышевой — противоположность такой литературе, то, что для вас безответственность и комедия, для меня просто дух свободы, который пронизывает сам текст и поступки героев.
      Сама история с «Миром» — это тоже праздник непослушания злой судьбе: вы в курсе, что остаётся от объекта, сведённого с орбиты Земли, как можно серьёзно рассуждать о подъёме чего-либо со дна океана спустя сто лет — ни детям, ни взрослым такое в реальности не под силу. Но лично я бы детям не стал рассказывать, что похороненный на прошлой неделе сбитый машиной, к примеру, любимый ими Тузик, превращается под землёй в зловонную слизь, которую едят червяки. Хотя именно это будет научно достоверным фактом.

      В мире, где возможно чудо, живёт и логика чуда. И мне нравится, что она не ограничивается в рассказе одной деталью, а захватывает и поступки героев тоже (а также воображение читателя).

      Заряд веры в свои силы у ребёнка, который это прочитает, будет колоссальный! Не это ли цель?

  9. Для меня — это обманный заряд. Сама лично знакома с девочкой, очень красивой, которая вошла в десятку на государственном конкурсе красоты, а потом сошла с ума и повесилась в психбольнице. Потому что про заряд веры её научили, а про то,что в этой жизни можно и проиграть, поставив всё на кон — нет. То есть не всякая победа так уж легко и с первого раза даётся, без усилий. Девочка не могла понять, как такое случилось, что в королевы выбрали не её и как следствие — несчастная одинокая мать на моих глазах подписывала разрешение разобрать дочь на органы.

  10. А это и не сказка, Александр. Это НФ рассказ для детей, если я правильно поняла. Была бы сказка — многое можно было простить, потому как сказка — ложь, да в ней намёк. А для НФ рассказа, кроме первой части, для меня там нет достоверности ни в чём и в посыл — щелкнул пальцами и всё готово не верится вовсе. Вот если бы Ника помучалась, соображая, что там и к чему, поискала да голову поломала и в конце концов всё же настроила связь, а не починила несуществующую станцию, ведь на этом ух, как оттанцевать можно было автору, вот тогда бы претензий с моей стороны может и не было. А так, сказала, что увидела. В любом случае дальше дело автора решать, что с этим делать.

Оставьте комментарий