(Продолжение.)
Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 4(18), 2021.
Mus Lichenaus
Mus Lichenaus получила свое имя с легкой руки людей из команды капитана Эвери, побывавших на Мадагаскаре. Существуют две версии того, как произошло знакомство пиратов с грызуном. Согласно первой, европейцы увидели ствол дерева, по стволу которого к спелым фруктам медленно поднимались маленькие пушистые зверьки, напоминавшие паразитические наросты на коре. Согласно другой, аборигены показали Mus Lichenaus гостям, предупредив о ее опасности. Чем именно можно заразиться от животного, чужеземцы не поняли. Учитывая, что заболевание это неприятное, но не смертельное, они решили, что речь идет о каком-то кожном недуге, например лишае.
Последующие экспедиции развенчали мифы об этом создании и дали его точное описание. Габариты Mus Lichenaus не больше, чем у мыши-полевки: длина тела менее 4 см, вес — до 10 г. Внимание привлекают грива из длинных светлых волос на голове и спине животного, удлиненные пальцы на всех конечностях и передние резцы, чья длина может составлять до половины длины тела животного. Последние зверек использует для прогрызания плотных покровов растений и плодов.

Чтобы сохранять силы во время питания, Mus Lichenaus нередко использует свои резцы как крюк, на котором повисает на дереве. Соки и смолы из вскрытой ветви стекают прямо в рот грызуну. Зубной аппарат Mus Lichenaus слишком слаб для питания листьями и побегами, потому она предпочитает жидкости твердой пище. Во время засухи животное становится еще более медлительным, а свои силы поддерживает, поедая личинок насекомых.
На языке коренных жителей Мадагаскара название этого живого существа созвучно слову «лень». Среди аборигенов бытует мнение, что, отведав плодов, или сока растения, которое привлекло внимание Mus Lichenaus, можно утратить жизненную энергию. Воины и охотники стараются обходить стороной деревья, если замечают на них белоспинного грызуна, чтобы даже не вдыхать аромат праздности. Прибывших на остров европейцев пытались предупредить именно об этой напасти.
Более, чем зубы мадагаскарского существа, внимание ученых привлекла его грива. Высказывались предположения о ее роли в защите от дождей и насекомых, привлечении внимания особей противоположного пола, отпугивании потенциальных хищников. Длительные наблюдения заставляли отказываться от этих предположений: длинный ярко окрашенный остевой волос сложно назвать утилитарным, половой диморфизм у Mus Lichenaus отсутствует, а насекомые и хищники обходят представителей этого вида из-за запаха, а не необычного украшения.
Сегодня наиболее вероятным предназначением яркой гривы зверька считается оповещение сородичей о своем присутствии на конкретном дереве. Зрение у Mus Lichenaus развито достаточно хорошо. Оценив издали, сколько сородичей уже кормятся соками и плодами растения, животное может или присоединиться к ним, или искать более уединенное место, которое позволит ему получить больше пищи и не допустит гибель ее источника.
Стратегия добычи пропитания, которую использует Mus Lichenaus, позволила ей не попасть в немилость к людям. Численность этого эндемика Мадагаскара невелика, но деликатное отношение со стороны людей и отсутствие естественных врагов гарантирует популяции безбедное существование.
Sauria Tubicine
Sauria Tubicine обитает на Аравийском полуострове. Обладая внушительными габаритами — длина тела рептилии может достигать 2 метров, — это существо редко попадает на глаза человеку. Оно ведет уединенный образ жизни в самых малопригодных для других животных уголках. Большую часть суток огромный ящер проводит, погрузившись в дремоту. Если условия окружающей среды серьезно ухудшаются, он может провести в анабиозе несколько месяцев. Логовом Sauria Tubicine служат как природные укрытия: расселины в скалах, занесенные песками оазисы с мертвыми деревьями, — так и руины древних храмов и укреплений.
Будучи всеядной, Sauria Tubicine с легкостью находит себе пропитание, странствуя по своим владениям. Охотится она редко, выбирая в качестве жертв мелких и слабых животных. Гораздо большую долю в рационе ящера занимает растительная пища и падаль. Позволяя себе трапезничать крайне редко, растет обитатель пустынь медленно. Указанных выше 2 метров он достигает, прожив не менее половины столетия.

Венчающие голову пресмыкающегося длинные наросты образованы хрящами и ороговевшей кожей. Они служат резонаторами, усиливая пение рептилии. Звуковыми сигналами Sauria Tubicine пользуется для сообщения сородичам о границах своей территории и поиска пары в брачный период. В первом случае звук будет сильным и протяжным, напоминающим сигнал военного горна, во втором — тональность выше, присутствуют сложные рулады. Суровые условия обитания позволяют тратить силы на продолжение рода не чаще, чем раз в 3 года. Услышать любовное пение чешуйчатого трубача — большая редкость.
Местные жители встречали огромную рогатую ящерицу во время кочевий. Именно они и дали ей название, под которым она известна научному сообществу. Отметив умение этого живого существа издавать громкие звуки, они не видели в нем ничего странного.
Совсем иное впечатление Sauria Tubicine производила на путешественников, которые видели ее впервые, и тех, кто узнавал о ее существовании из рассказов очевидцев. В средневековых манускриптах эта рептилия упоминается как Regina Infernata, прародительница огнедышащих драконов, изгнанная из преисподней за какую-то невинную шалость. Рогам чудовища приписывалась мистическая сила. Нередко чернокнижникам Европы и Индии продавали рога африканских антилоп, выдавая их за желанный элемент адской ящерицы.
С окончанием средних веков и ослаблением влияния церкви на светскую жизнь для Sauria Tubicine наступили мрачные времена. В моду вошли чучела странной рептилии. Арабы буквально истребляли этих животных, доставляя в Европу плохо вычиненные шкуры, где их за бесценок скупали таксидермисты-самоучки. Их некачественные изделия украшали дома не только магнатов, но и зажиточных горожан. Только возмущение научного сообщества, и в частности медиков, указавших, что подобные украшения манят в жилище разносчиков заразы — крыс, позволило положить конец пагубной моде.
Сегодня популяция Sauria Tubicine медленно восстанавливается. Говорить о возвращении виду его первозданной численности не приходится: многие природные места обитания рептилии сильно изменились — были заняты людьми и используются для сельскохозяйственных и туристических нужд. Местные зоологи проводят масштабную работу по изучению рептилии и возможности ее адаптации на территориях, граничащих с человеческими поселениями.
(Продолжение следует.)