(Продолжение.)
Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 6(56), 2024.
Mechanism in cubus
Простое происхождение брата Джеронимо, избранный им путь странствующего монаха и широкий круг знакомств не позволили бы ему дать своему изобретению неоднозначное наименование. Кто из вас, уважаемые читатели, прочтя подпись под рисунком, вспомнил ветхозаветного демона? Современники минорита с куда большим энтузиазмом искали зашифрованные имена и символы, были среди любопытных и агрессивно настроенные персоны. Отсутствие интереса к тому, как будет звучать название механизма, говорит о том, что эта страница манускрипта не предназначалась для публики. Возможно, брат Джеронимо, планируя гораздо более громоздкий и сложный механизм, упражнялся в размещении многих элементов конструкции в ограниченном пространстве. Возможно, Mechanism in cubus должен был заменить износившееся оборудование, приводившее в движение одно из хозяйственных приспособлений какого-то монастыря. Истину мы не узнаем, зато есть повод пересказать занятные истории, связанные с этим рисунком.
Рождение Mechanism in cubus описывают так: странствующий монах остановился переночевать в маленьком аббатстве близ Фано. Утром братья обнаружили, что гость изрисовал углем одну из стен предоставленной ему кельи. Объяснить свое творчество автор не смог, он рассказал, что от полуночи до рассвета как будто кто-то незримый водил его рукою, выводя причудливые линии механизма. Настоятель не обнаружил в рисунках ни следов Божьего провидения, ни знаков Дьявола. Странника не удалось уговорить остаться в монастыре еще на несколько дней, прощались с ним очень любезно, а к стене с изображением Mechanism in cubus было решено не притрагиваться, пока секрет не будет разгадан. Легко догадаться, что святые отцы предположили, что имеют дело с алхимическим прибором, который обогатит обитель.

Не прошло и недели, как среди ночи за стенами монастыря появился незнакомец, который требовал показать ему рисунок постояльца. Облик и голос незваного гостя внушали такой ужас, что брат, исполнявший обязанности привратника, не решился его впустить. Доложил о происшествии он, только когда визит зловещего человека повторился. Любопытство какого-то злодея можно было как-то объяснить, но несчастия, свалившиеся на обитель, подсказывали, что дело не обошлось без вмешательства Сатаны. Огороды, возделываемые монахами, давали скудный урожай, продукты портились, а в самом монастыре периодически начинались пожары. Кто-то, устав сопротивляться злой судьбе, бежал, кто-то занемог так, что не в силах был ни молиться, ни заниматься хозяйством. После очередного возгорания аббат получил разрешение покинуть проклятое место. Рисунок, принесший несчастья, был скопирован гораздо раньше прощания с разоренной обителью и вместе с прочими документами отправился в Рим.
В некоторых вариантах сказание дополнено утверждением о том, что папа запретил копировать на бумагу или создавать из чего ни было Mechanism in cubus. После продолжительного молебна дьявольские рукописи поместили в ларец, обернули цепями и сокрыли не то в земле, не то в архивах. Судя по продолжению истории, святые отцы не смогли обезопасить мир от опасного манускрипта.
Следы Mechanism in cubus вновь ведут нас в Фано. Одна состоятельная дама, возвращаясь из паломничества, остановилась отдохнуть в тени деревьев, окружавших какую-то обветшавшую стену. Сложно было догадаться, что ранее здесь находилось аббатство, но темные силы, уничтожившие его, продолжали действовать. После краткого сна богомолка сильно переменилась. Стараясь не привлекать к себе внимания, она начала выведывать, что за таинственное изображение некогда возмущало покой Фано. Чем ближе была разгадка, тем более щедро награждала женщина своих помощников: в ход шли и деньги, и любовные ласки. Ей удалось соблазнить монаха, который привез из Рима изображение Mechanism in cubus и нашел мастеров, в строжайшей секретности воспроизведших все детали конструкции в доме богачки. Порочная пара призывала демонов, творила бесчинства и оставила после себя наследников. Последние, завладев адской машиной, терроризировали город.
Конец безобразиям пришел в трудный для Фано час. Во время осады (очевидно, речь идет о событиях 1464 года) солдаты задержали группу горожан, извлекавших из руин рухнувшего здания необычный механизм. Объяснить, для чего именно нужна техника, они не смогли, как и избрать среди себя ее хозяина. Тут же появились обыватели из соседних домов, заявившие, что по ночам слышали, как работал аппарат, и употреблялся он не с благими намерениями. Чтобы не допустить беспорядков, солдаты подожгли останки чуда техники. Случившийся вскоре удачный штурм города неприятелем скрыл все следы того происшествия.
Отбросив все фантастические подробности повествования, можно предположить, что существует некая связь между Mechanism in cubus и Фано. Неизвестно, посещал ли брат Джеронимо этот город, никаких причин считать, что рисунок был сделан по просьбе кого-то из местных священнослужителей или вельмож, нет. Жителем или уроженцем Фано должен быть тот, кто поведал о нехороших свойствах трудов францисканца, будучи с ними хорошо знакомым, например тот, кто делал копии работ минорита. Заказ на такую работу мог дать кто-то из семейства Малатеста, владевшего Фано в течение нескольких веков. Необычные идеи и местами неблагозвучные названия изобретений минорита смутили бы многих грамотных людей той эпохи. Рассказав об увиденном всем своим знакомцам, этот человек дал повод к рождению легенды.
(Продолжение следует.)