Сергей Дяченко. «Маяк китов»: может ли фальшь исцелять?



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 5(55), 2024.



Как и для героя фильма «Маяк китов», смотрителя морского заповедника Бето, для меня тоже одно из самых ярких впечатлений жизни — плавание с косатками, морскими львами, дельфинами в естественной среде их обитания. Незабываемо. Поэтому я смотрел этот фильм с особым волнением.

Источник — kinopoisk.ru

Кратко о фильме:

Испанско-аргентинская драма «Маяк китов» (2016 год, режиссер Херардо Оливарес) — это трогательная история, наполненная живописными пейзажами и теплыми отношениями, самопожертвованием и любовью. Фильм основан на романе натуралиста Роберто Бабаса, посвятившего свою жизнь изучению косаток. На что может пойти мать, чтобы облегчить жизнь своему больному ребенку? Лола, мать Тристана, больного аутизмом, путешествует с ним по всему миру, чтобы помочь мальчику справиться со своими эмоциональными проблемами. Очередная поездка приводит их в Патагонию, в морской парк на юге Аргентины.

Рейнджер этого парка, Бето, всю жизнь провел рядом с косатками, которые селятся на краю побережья рядом с маяком. Бето живет в небольшой хижине, проводя дни с китами, играя с ними, помогая им, и животные настолько доверяют своему другу, что даже дают ему коснуться себя и ведут себя очень осторожно рядом с ним. Лола надеется, что эта терапия поможет ее маленькому замкнутому сыну. Ее мальчика интересуют киты — именно поэтому женщина приехала сюда. Бето налаживает контакт с ребенком, показывая ему китов, которых призывает губной гармошкой, и рассказывая о прекрасной природе океана. Тристан начинает открываться мужчине и постепенно учится самостоятельно общаться с огромными животными. Между Лолой и Бето завязывается дружба, перерастающая в любовь…

Создатели фильма как бы не играют со зрителем в поддавки. Их взгляд на окружающий мир экологичен и беспристрастен. Косатки не просто нападают на резвящихся у кромки морских львов, но играют с ними, перед тем как их сожрать, — и это вызывает восторг у мужественного смотрителя: что делать, такова природа.

Источник — kinopoisk.ru

Сам фильм затянут, социальные отношения между директором заповедника и рейнджером Бето, между родителями мальчика запутаны, но океан есть океан, и его красоты, белоснежные дюны побережья, бирюза волн, кадры плавания нашего Бето с касаткой Шака — потрясающе красивы. Как тут не вспомнить целую плеяду завораживающих фильмов о косатках, таких как трилогию «Освободите Вилли», «Все любят китов» и другие. Но если «Освободите Вилли» — семейный приключенческий фильм, где условность есть элемент жанра, то история о мальчике-аутисте, его страдалице-маме и благородном рейнджере преподносится нам как драма, пусть сентиментальная, но драма, претендующая на объективность. В ее основе — то, что плавание, контакт с косатками облегчает проявление аутизма, исцеляет болезнь. Звуки, издаваемые этими млекопитающими, в том числе ультразвукового спектра, и еще какие-то электромагнитные волны, положительные флюиды, сам контакт с их кожей, телом целебны. О чем-то подобном говорит Бето, много лет изучающий косаток, и об этом пишет автор романа.

Источник — kinopoisk.ru

Позвольте небольшое отступление. В своей юности я не просто плавал в Черном море с дельфинами, но как спортсмен и медик принимал участие в различных экспериментах с ними. Поначалу это был восторг, но очень быстро он сменился ужасом, пониманием того, что все эти дельфинарии, в том числе открытые (были и такие), — тюрьмы, нечто вроде базы Гуантанамо с пытками для афалин. Потом, уже после знакомства с практикой дельфинотерапии и косаткотерапии в разных морях и странах, это ощущение лишь усилилось. Дело тут не только в том, что для того, чтобы отловить одно животное и поместить его в гетто, приходится изувечить несколько других. В неволе эти животные сами страдают аутизмом, кожными болезнями и умирают в течение нескольких лет. Их природа устроена так, что их страдания не видны — внешне они всегда выглядят дружелюбными и радостными.

Источник — kinopoisk.ru

Последний раз я видел шоу касаток в Сан-Диего, в одном из самых больших аквапарков мира, — незабываемое зрелище. Но, к счастью, оно теперь запрещено. И дело тут не только в том, что косатка Тиликум в 2010 году на глазах зрителей утащила за волосы под воду своего тренера и убила его. Анализ поведения косаток позволит высветлить их страдания в таких цирках, и по требованию публики они запрещены.

Ответственно заявляю как психиатр и дайвер: никакой дельфинотерапии, косаткотерапии или терапии с помощью морских львов не существует. Все это выдумки шарлатанов для выкачивания денег из несчастных родителей детей с аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП, депрессией и другими болезнями. Ради этих денег губят животных. А дети, плавая в соленом растворе с фекалиями животных, подвергаются риску не только случайных или не случайных травм, но и получения кожных болезней, которыми страдают их безмолвные целители. Отсутствие исцеления детей убедительно доказали многие ученые, в том числе нейробиолог Лори Марино и психиатр Скотт Лилиенфилд из университета Эмори. К тому же выводу, горькому для себя, пришла в конце концов и основатель «дельфинотерапии» доктор Бетси Смит. Если хотите, почитайте их труды. Не случайно сейчас во многих странах запрещают подобную лечебную практику.

Источник — kinopoisk.ru

Так что, возвращаясь к нашему, такому красивому, фильму «Маяк китов», получившему множество восторженных отзывов зрителей, вынужден сказать, что он фальшив в своей основе. И если хотите — антигуманен. Ибо подарит ложную надежду тем, кто в ней так отчаянно нуждается, и послужит новым стимулом для тех, кто захочет устроить очередную тюрьму для наших морских братьев.

Индекс Эмпатии (осознанного сопереживания, от +5 до –5): +3

Пси-Индекс (охраны психического здоровья): –4

Оставьте комментарий