Лучшие письма читателей



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 5(55), 2024.


Людмила Скляр

Мне очень нравится роман Булычева «Покушение на Тесея». Там много забавных эпизодов, в том числе и с довольно черным юмором, вот по поводу одного и вопрос. «Эсон выпил чашу бычьей крови и скончался. — Почему? — спросила Кора. — Сам не знаю, так рассказывают, — ответил кентавр».

Эсон — не фантастический персонаж, т. е. не персонаж литературный, созданный самим Киром Булычевым, а взятый из древнегреческой мифологии. Это отец Язона, предводителя аргонавтов. Я решила погуглить — и в Википедии вижу то же самое: «Пелий, уверенный, что аргонавты не вернутся из опасного путешествия, решил убить брата. Тот добился разрешения на самоубийство и выпил во время жертвоприношения бычьей крови, отчего умер (эллины считали бычью кровь сильным ядом)».

Вопрос у меня тот же, что и у агента ИнтерГалактической полиции Коры Орват: «Почему?» С какого перепуга можно счесть бычью кровь сильным ядом?!

От редакции

С такого, что «бычьей кровью» в Элладе именовался минерал, в современной геологии называющийся реальгар. Он «кровавого» цвета. Таким уж сильным ядом не является, но это сульфид мышьяка и как таковой весьма ядовит. Безусловно, самоубийство при его помощи совершить можно, что доказывает пример не только Эсона (он, как-никак, мифологический персонаж), но и вполне исторического Фемистокла, избравшего для суицида именно микстуру на основе порошка «бычьей крови».

О. М.

Продолжаю обзор номеров «Горизонта». В этом месяце, к сожалению, частичный, лишь рубрики статей: совсем мало времени.

Дмитрий Никитин. Боевые дроны Верна

Очень интересно, но очень кратко. Хотя в романе информации не больше, и всё равно: «маловато будет!» Пожалуй, надо будет найти время и перечитать роман.

Кирилл Берендеев. Перпендикулярное кино (за пределами Голливуда)

Уже традиционно хорошо и завлекательно, но в описании «Трудного дня» есть что сказать автору. Не все читатели — знатоки азиатского кино, и, когда автор переходит с имен персонажей на имена актеров, некоторым из нас приходится сделать паузу, чтобы разобраться — кто все эти люди. 🙂 В целом же взял себе на заметку корейский оригинал «Трудного дня» и французский детектив. Эх, где бы еще взять времени на посмотреть.

Андрей Загородний. Когда повозка станет самобеглой

Однозначно рекомендую к прочтению. Любопытные размышления на тему будущего автоматического транспорта, что уже интересно, но куда интереснее — пути, ведущие к этому будущему. Так и захотелось потырить у автора идею будущих авто-поездов для своего романа. 😉 Да и вообще картина постоянного противостояния «за» и «против» так и просится на бумагу, а у автора получился отличный перевертыш — то одни люди за, ибо им выгодно, то по сути те же самые люди против, ибо им это невыгодно. 🙂 И хочется, и колется, и прогресс на месте не стоит.

Алексей Архипов. Забытые знания: «потерянные» сведения о европейских морях и побережьях

Очень интересный рассказ про Фрисландию. Не понравилось, что статья по сути разбита на две части — собственно текст и ролик на ютубе, который она предваряет. На слух я не люблю, предпочитая читать, так что ролик смотреть не буду, но по теме непременно пошарю в Интернете. За такую наводку автору отдельное большое спасибо.

Вторая часть статьи — про Крымскую Венецию — заинтересовала меньше, но там и информации заметно меньше. В общем, мое мнение — если бы автор вместо этого собрал всё в единое целое про Фрисландию, вышло бы интереснее. Разумеется, только для меня, но я ведь и излагаю лишь свое мнение.

От редакции

Тут нам очередной раз практически нечего добавить. Разве что пожелать автору обзора побольше времени, чтобы при рецензии на следующий (то есть этот) номер удалось охватить не только статьи, но и рассказы.

А. Р.

В Смолинском семинаре за апрель (https://www.youtube.com/watch?v=EUZUaEEkNTY) один из докладов был посвящен загадочным обезьянам леса Били. Вопрос для журнала или следующего семинара: почему бы к шимпанзе Били не отправить на разведку шимпанзе, обученных общаться с помощью языка жестов? По аналогии с тем, как это было проделано в фильме «Конго» (1995). Насколько я понял, обезьяны Били вполне миролюбивы. Также есть информация, что на данный момент существуют целые поселения шимпанзе, владеющих жестовым языком: в США, позднее такое появилось в Канаде… То есть он вполне применим и в природных условиях.

От редакции

Пожалуй, это сродни предложению отправить в лес болонку для переговоров с волками. Жестами общаются только те обезьяны, что были выращены людьми (пусть и при сохранении контактов с сородичами — но тоже обитающими в питомниках, даже не в зоопарках). В джунглях им, даже самим по себе, придется… весьма тяжело. А уж вхождение в чужую, дикую (в данном же случае — повышенно могучую и агрессивную) шимпанзейскую стаю — настолько смертельный номер, что он даже для изначально живущих в природе шимпов чрезвычайно опасен.

А создатели фильма «Конго» (как и автор исходной книги, Майкл Крайтон), предлагавшие «поговорить» с аборигенными приматами через обезьяну-переводчика, явно не слишком интересовались этологией…

Даже сумей эти новички, при невероятном везении, уцелеть, в любом случае им будет не до разговоров. К тому же не забудем о том, что сейчас из шимпанзе, являвшихся большими мастерами собственно амслена, вообще, кажется, никого в живых не осталось. Последний ныне живущий гений (правда, видимо, величайший гений за всю историю опытов) — Канзи, но он, во-первых, не шимпанзе, а бонобо, во-вторых, обучен не амслену как таковому, но другой методике, требующей доски (экрана) и передвигаемых по ней знаков. То есть обращаться к нему вполне можно и по-английски, он поймет; но вряд ли шимпанзе леса Били владеют английским…

Несколько слово о «поселениях» шимпанзе, владеющих языком жестов. Во-первых, это тоже эквивалент питомника, где живут обезьяны, с детства выросшие в плотном общении с человеком. Во-вторых, повторимся, сейчас живы только «середнячки». Они очень на ограниченные темы общаются друг с другом, причем лишь молодняк может от взрослых что-то освоить (только элементарные жесты). Ну о чем бы они сумели рассказать после визита в лес Били, даже если выберутся оттуда живыми?

Да и гении амслена — что бы они такое могли сообщить?

К тому же на такое никто не пойдет и по другой причине. Для тех, кто таких обезьян растил и обучал, они — как дети. Ну и как это вообще можно — отдать «домашнего ребенка из благополучной семьи» в «шайку беспризорников»? Ради науки? Но те, кто могут сделать это ради науки, вряд ли смогут вырастить шимпанзеныша так, чтобы он у них обучился языку.

Что до миролюбия шимпанзе Били… Тот факт, что они в глубине леса реагируют на людей с умеренным любопытством (а не с той смесью страха и ярости, как на окраинах), не означает, что вхождение в их стаю для «посторонней» обезьяны будет менее опасным. С некоторой вероятностью могут принять молодую самку, и то она по женской иерархии будет несколько лет настолько затюкана, что ни с кем не рискнет вступить в разговоры. Даже если ей будет что сказать.

Вообще же миролюбивые шимпанзе — это примерно как миролюбивая, законопослушная, не коррумпированная и сумевшая преодолеть трайбализм Демократическая Республика Конго. Что-то там есть, в этих конголезских джунглях, заставляющее всех высших приматов, вне зависимости от видовой принадлежности, проявлять свои худшие качества…

(Вполне сюжет для фантастики! Впрочем, шимпанзе-то там «нормальные» для своего вида: у них эволюция на развитие агрессии проходила в той же мере, как у бонобо — на уменьшение агрессии… Кстати, видимо, оба этих процесса в равной степени закрывают пути к «очеловечиванию».)

Пожалуй, ситуация с шимпанзе Били явственно «перегрета»: см. нашу уже довольно давнюю публикацию «Загадочные антропоиды леса Били: хроника открытия и изучения», конкретно — ту часть, которая от редакции. Правда, теперь мы понимаем, какой нюанс упустили: то, что с 1990-х там не удалось обнаружить никаких популяций горилл, во-первых, не означает, что их нет (нам ли отрицать возможность скрытного существования небольшой пережиточной популяции!), а во-вторых, поскольку их, видимо, все-таки нет сейчас, это не означает, что последние остатки такой группы не сохранялись вплоть до 1970-х, когда они могли, уже на излете, дать гибриды с местными шимпанзе. Тогда в принципе могло появиться поколение огромных гибридных самцов — скорее всего, с пониженной или вовсе нулевой фертильностью. Свои гены они поэтому никому не передали, а если и было несколько гибридных самок, то их, таких крупных и «своих» по облику, возможно, эти самцы, превосходящие силой любого нормального шимпанзе, «приватизировали» на весь свой и их репродуктивный период… чем обрекли на бездетность.

Кроме того: в чем смысл посылать «говорящего» к «немым»? Какую практическую или хотя бы теоретическую пользу это может принести?

То есть чисто теоретически «говорящие» могли бы потом вернуться и рассказать: «А это не просто шимпанзе — у них в глубине леса стоят хижины, они пользуются орудиями, их вожди носят шкуры леопарда вокруг бедер, а их верховный старейшина, проникшись к нам доверием, наскоро подучился языку жестов и отправил нас назад, поручив наладить контакт с „белыми безволосыми братьями“». Но мы все понимаем, НАСКОЛЬКО это фантастика.

Вообще фантастика довольно часто обращается к теме обретения разума современными человекообразными. Выше упоминалось «Конго», но можно вспомнить еще и «Пан Сатирус» или «Эксперимент 200»… не говоря уж о такой классике, как «Планета обезьян»…

Но это уже совсем другая история.

Оставьте комментарий