(Продолжение.)
Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 5(55), 2024.
Alae cum pluma mechanica
Переписка двух святых отцов, где упоминается полет при помощи Alae cum pluma mechanica, хранится в Риме. Это дает повод додумывать, что сам Понтифик питал интерес к обсуждаемому факту, который был описан очевидцем. Досужие любители старины уже предлагают самые разные средневековые монастыри на роль места, где произошло знаменательное событие. Благо самого брата Джеронимо упоминают только как автора злополучной идеи. Если внимательно читать текст, окажется, что предметом обсуждения является совсем не чудесное изобретение, а греховная натура человека. Один из собеседников рассказывает о молодом аристократе, отправленном в монастырь для исправления нрава. Настоятель обители нашел хорошей чертой своего подопечного любовь к чтению и предложил ему ряд уникальных манускриптов, в которых прославлялась мудрость Божия с примерами из окружающей среды. Знакомство с этими трудами и внезапно пробудившееся желание трудиться во славу монастыря закончились тем, что пленник соорудил из подручных материалов крылья и ночью с их помощью выбрался из своей кельи. Эта история приведена как пример опасности знаний, попавших в руки скверному человеку. Моральные выводы, которые делают святые отцы, подсказывают, что переписка могла вестись столетия спустя после смерти брата Джеронимо. Автор изобретения не мог как вступиться за исповедуемые им идеи благотворного влияния знаний, так и объяснить суть своего изобретения.
Начиная с XVI века легенда о францисканце, который знал секрет создания механических крыльев, распространялась в народе. Вариант, который приведен в переписке двух деятелей церкви, был самым скромным в обилии сочинений, бытовавших в те времена. Согласно одним сказителям, минорит сам летал при помощи Alae cum pluma mechanica, демонстрируя свою свободу от земных хлопот, иные же утверждали, что дерзкий изобретатель спорил с Создателем, а то и вовсе посещал места, куда благочестивому христианину лучше не заглядывать.

По ту сторону Альп повествования о Alae cum pluma mechanica куда суровее. В качестве примера приведем историю проповедника, взявшегося при помощи летательного аппарата организовать бегство плененного Готфрида фон Берлихингена. Бывший мастеровой, участник крестьянского восстания, пронес в крепость под сутаной все, что требовалось для изготовления крыльев, а когда был схвачен стражей, заявил, что его опыты никакого отношения к знатному узнику не имеют. Никакая пытка не сломила его, но искалеченные конечности не позволили пройти финальное испытание. Тело несчастного было привязано к его творению и сброшено с башни замка.
В своих мемуарах фон Берлихинген не упоминает такого происшествия. Забыть или скрыть поступок фанатично преданного ему человека рыцарь не мог, что дает основание отнести данную историю к фольклору. Однако не исключено, что кто-то пытался собрать Alae cum pluma mechanica и совершить полет. Большинство сказаний, в которых крылья используют для спасения пленников или проникновения в неприступную твердыню, лишены фантастических элементов. Изображение механизма, которое можно найти в самом полном сборнике трудов брата Джеронимо, представляет из себя именно устройство для планирования, которое кто-то придумал и, возможно, испытал. Только это был не наш минорит.
Какова роль брата Джеронимо в создании Alae cum pluma mechanica? Изучение документов эпохи позволяет с уверенностью сказать, что лопасти, способные изменять положение, впервые были изображены на пергаменте именно его рукой. Аналогия с пером птицы угадывается, хотя автор ни в одном из писем об этом не говорит. Имеет ли значение, какой именно предмет подсказал форму и движение: крыло или лепестки цветка? Францисканец живо интересовался механикой окружающего мира и мог себе позволить работу над проектом, не имевшим никакого практического значения. Теоретически конструировать приспособление для полетов он мог, но в данном случае мы имеем дело не с упражнениями пытливого ума.
Представьте себе окруженный подвижными лепестками овал, опирающийся на мощные колонны. Размах и ширину «перьев» пусть подскажет воображение. Теперь внутри конструкции разместим фонтан. В итоге получится оригинальная конструкция оранжереи. Именно такой вариант будущего Alae cum pluma mechanica, начертанный рукой брата Джеронимо, можно отыскать в архивах бывшей обители премонстратов около Вюрцбурга. Во времена, когда жил, здравствовал и творил минорит, этот орден не знал гонений в германских землях. Монастырь святого Михаила славился не только связанными с ним чудесами, но и богатой ботанической коллекцией. Для теплолюбивых растений, многие из которых пополняли аптеку местных врачевателей, минорит создал оригинальное укрытие. Дворик, укрытый от непогоды, просуществовал до опустошительных годов Черной Смерти. Нет упоминаний о демонтаже конструкции, что указывает на ее незавидную кончину в каминах местных жителей.
Останки укрытия оранжереи, изображения рукотворного многокрылого насекомого, опустившегося в монастырский дворик, подсказали тем, кто бывал в обители, способ применения искусственного крыла. Эпоха отмежевания северных княжеств от Рима диктовала свои условия — сложные машины требовались только для военных нужд. Тот, кто придал Alae cum pluma mechanica знакомый нам вид, может быть назван изобретателем, равным брату Джеронимо. К сожалению, его имя неизвестно, не найти и каких-либо оригинальных трудов этого человека.
(Продолжение следует.)