(Продолжение следует.)
Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 4(54), 2024.
Plaustruculus della montis
Большинство идей брату Джеронимо подсказывали реалии окружавшего его мира, трудности, с которыми сталкивались его современники и единоверцы. Узкие горные дороги и тесные улочки городов требовали колесного транспорта повышенной проходимости. Вопреки бытующим мнениям о странствующих монахах как адресатах Plaustruculus della montis, путешественники, включая самого минорита, не нуждались в таком приспособлении: скромное имущество этих людей помещалось в котомку, и приобретение повозки, включающей сложные в изготовлении элементы, было бессмысленным. Тот, кто мог себе позволить заказать такую вещицу, скорее бы купил мула. Единственное, что требовало перемещения на колеснице, созданной францисканцем, — это хрупкие предметы: священные реликвии или элементы декора храмов.
Рукописные источники упоминают, что первые Plaustruculus della montis появились еще при жизни брата Джеронимо. Использовали их во время религиозных праздников. Легко предположить, что сам францисканец принимал участие в подготовке к торжествам, но скромно не упоминал об этом в своих собственных записках. Колесный ход и активное участие народа, желавшего приобщиться к святыне путем передвижения ее, нивелировали солидный вес конструкции и вызывали восторг у всех, кто за этим наблюдал. Очевидно, подпорка для смены положения колес вовсе не использовалась, чтобы не замедлять движение. В некоторых случаях техническая новинка оставалась без внимания очевидца, утверждавшего, что изваяние святого буквально плыло по узким улочкам города.

Любая дерзкая модернизация привычной вещи встречает не только одобрение. Предмет непременно попадет под подозрение и прослывет главным оружием в нечестных руках. Так, настоятель одного из монастырей около Генуи жаловался, что прибывшие на праздник паломники, в числе которых были и лица духовного звания, использовали колесный транспорт, якобы получивший благословение самого папы, для похищения великолепной статуи Девы Марии, привлекавшей в обитель сотни верующих. Гости стали инициаторами торжественного шествия, а когда большинство участников мероприятия, утомившись, утратили бдительность, — приладили к повозке оглобли, впрягли лошадь и исчезли. Брат Джеронимо не попал в круг подозреваемых то ли по причине того, что в момент совершения преступления был далеко от Генуи, то ли из-за того, что могущественные покровители не позволили портить репутацию знаменитому изобретателю-бессребренику. Статуя якобы была опознана спустя несколько лет, причем находилась она в Венеции. Очевидно, находка явилась всего лишь вымыслом в череде претензий, которыми характеризовалось противостояние двух могущественных городов.
Прежде чем пропавшая Мария появилась на политической арене, Plaustruculus della montis стали упоминать в качестве транспорта, используемого контрабандистами. В предгорьях Альп детище францисканца не приветствовали. Среди местного духовенства поползли слухи о том, что этот транспорт используют для снабжения скрывающихся в горах катарских общин. Согласно некоторым версиям, именно тогда в названии изобретения появилось упоминание гор, хотя сам минорит не сомневался, что его модернизация легкой тележки выручит жителей труднодоступных мест.
Не обошлось в истории Plaustruculus della montis и без курьезов. Список страницы труда брата Джеронимо с оригинальными дополнениями можно найти в краковских архивах. На рукописи есть пометка, согласно которой этот документ представляет секрет боевой колесницы, якобы обеспечивавшей древним римлянам победы в сражениях с варварами, выведанный верным человеком короля Лешека и преподнесенный в дар монарху без каких-либо изменений и ошибок. Возможно, такие же непригодные для военного дела, но впечатляющие техническим совершенством изображения хорошо продавались и неспокойным соседям монарха. Насколько популярны были подобные «квадриги» вдали от Рима, сложно судить.
Последние события связаны с попыткой истребить шайки разбойников, действовавших в окрестностях Барча. Заявления о том, что эти головорезы — враги христиан, было не беспочвенным. Имея соратников среди османов, а то и пользуясь покровительством представителей Порты, преступники скрывались от закона в Далмации. Готовность магнатов Барча хорошо заплатить тем, кто укажет место, в котором скрываются злодеи или их пособники, вдохновляло местных бездельников доносить о всяком необычном, по их разумению, явлении. На одной из дорог, где был ограблен богатый купец, кто-то обнаружил прерывающийся след колес. Простой люд заговорил о том, что разбойники используют какую-то особую повозку, способную изменять положение колес и сворачивать в лес, путь по которому для нее был прост.
Розыск у места преступления результатов не дал, крестьяне, пытавшиеся сообщить, что воочию наблюдали груженый транспорт злодеев, не вызывали доверия. Отсутствие интереса со стороны властей не умерило желания народа разыскать разбойничью машину и, если повезет, тайник со всеми сокровищами грабителей. Месяц поисков увенчался успехом: на обочине все той же злополучной лесной дороги неведомо откуда появилась ветхая конструкция о двух колесах, с обилием непонятных деталей и мощными металлическими обручами, вздымавшимися над ее былым великолепием. Охотники за шайкой немедленно предали свою находку огню, а после растащили ценные металлические детали.
Тайну появления Plaustruculus della montis вдали от человеческого жилья — а судя по описаниям очевидцев, это была именно колесница брата Джеронимо — наверняка знали монахи одной из близлежащих обителей. Древняя диковинка, будь она найдена случайным человеком, могла спровоцировать чернь. Защищая свою обитель от погрома, а себя от напрасных подозрений, святые отцы пожертвовали уникальным механизмом. Такое решение можно было бы назвать трагическим, если бы не надежда на то, что аналоги повозки минорита сохранились в иных монастырях или были выкуплены нашими современниками — ценителями старины.
(Продолжение следует.)