(Окончание.)
Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 1(51), 2024.
II. Герберт Уэллс, Хони Ха-Меагель и машина времени

(Michel № 1574)
Вторая марка израильской серии «Научная фантастика» называется «Путешествие во времени» и посвящена книге Герберта Уэллса «Машина времени» (1895).
В центре марки изображён Путешественник на машине времени. В книге нет точного описания этого аппарата, имеется лишь несколько строк, ничем не ограничивающих фантазию иллюстраторов: «Некоторые части машины были сделаны из никеля, другие из слоновой кости; были и детали, несомненно, вырезанные или выпиленные из горного хрусталя. В общем, машина была готова. Только на скамье, рядом с чертежами, лежало несколько прозрачных, причудливо изогнутых стержней. Они, по-видимому, не были окончены. Я взял в руку один из них, чтобы получше рассмотреть. Мне показалось, что он был сделан из кварца».

США, 1960 год

США, 1960 год
Ави Кац постеснялся придумать что-то оригинальное, позаимствовав неожиданную, очень фантастическую машину времени из одноимённого американского фильма 1960 года. Машина выглядит архаичной, как будто и вправду создана в XIX веке.
Единственное существенное отличие рисунка от фильма — это котелок на голове Путешественника.

США, 1960 год
Перерисовывая машину времени, художник допустил забавную неточность — он не разглядел, что в машине, под вращающимся кругом, расположен кожух.

США, 1960 год
Судя по рисунку на марке, Путешественник только собирается в другое время: он взялся за рукоятку управления, и колесо за его спиной ещё не вращается. Рукоятка вверх — в будущее, вниз — в прошлое.
В левой части марки нарисован старик, прислонившийся спиной к дереву. Он сидит в начертанном на земле круге и спит.
Многие любители фантастики скажут: «Это же Рип ван Винкль из одноимённого фантастического рассказа, человек, который уснул после встречи со странными незнакомцами и проспал двадцать лет!» И будут неправы. Не нужно забывать, что перед нами израильская марка со своей особой спецификой.
Этот старик — не герой рассказа Вашингтона Ирвинга «Рип ван Винкль» (1819), а персонаж совсем другой истории, еврейской. Об этом можно догадаться по одежде спящего мужчины и характерным чертам лица.
Спящего зовут Хони Ха-Меагель, и жил он в первом веке до нашей эры. Он любимчик Бога, и он сотворил много чудес, о которых можно прочитать в Талмуде.
На марке показана талмудическая история о чудесном сне Хони Ха-Меагеля:
«Однажды Хони шёл по дороге и увидел человека, занятого посадкой рожкового дерева. „Когда это дерево принесёт плоды?“ — спросил его Хони. Ответил тот человек: „Через семьдесят лет“. — „И ты уверен, что проживёшь семьдесят лет?!“ — спросил Хони. Человек ответил: „Я застал на свете рожковые деревья. Так же как предки мои вырастили их для меня, так и я выращу их для своих потомков“. Тогда присел Хони поесть хлеба, охватила его дрёма, и заснул он. Поднялись выступы скалы вокруг него и скрыли его от глаз. И проспал он семьдесят лет. А когда он проснулся, то увидел человека, собиравшего плоды с того самого рожкового дерева. Спросил он его: „Ты ли посадил это дерево?“ Сказал он ему: „Дед мой“. Сказал Хони: „Кажется, я проспал семьдесят лет…“»
(Вавилонский Талмуд, Таанит 23а).
Ави Кац не стал рисовать обступившие Хони скалы и изобразил круг. Возможно, этой деталью израильский художник отсылает нас ко второму имени Хони, «Меагель», которое можно понимать как «тот, который начертил круг».
С помощью современных технологий невозможно создать машину времени. Поэтому Иммануэль Лоттем, инициатор проекта выпуска марок, попросил художника обратиться к теории «червоточин» (wormholes) и попытаться изобразить их. В центре таба нарисованы временны́е коридоры, сквозь которые совершаются путешествия во времени. Эти полупрозрачные проходы изображены на фоне звёзд и подчёркивают связь пространства-времени.
В правой части таба — портрет Герберта Уэллса. Он составлен из звёзд и туманностей и из-за этого выглядит полупрозрачным, наводя на размышления о человеке-невидимке.
Книга Уэллса оказала огромное влияние на мировую фантастику, а путешествия во времени появились в фантастических произведениях.
III. Жюль Верн, пророк Эйлийау и вагон-снаряд

(Michel № 1575)
Последняя марка израильской серии научной фантастики посвящена Ж. Верну и его книгам «С Земли на Луну» (De la Terre à la Lune (1865)) и «Вокруг Луны» (Autour de la Lune (1870)). Почтовая миниатюра называется «Космическое путешествие».
В центре изображён взлетевший с Земли и направляющийся к Луне вагон-снаряд. В книге «С Земли на Луну» он описывается следующим образом:
«Снаряд оказался чудом металлургии и делал честь индустриальному гению американцев. Никогда еще до сих пор не добывали сразу такого огромного количества алюминия, и уже одно это можно было считать необычайным достижением техники. Драгоценный снаряд ярко сверкал на солнце. Коническая верхушка придавала ему сходство с массивными караульными башенками, которыми в былые времена средневековые архитекторы украшали углы крепостных стен; недоставало лишь узеньких бойниц и флюгера на крыше. […] Снаряд был шириной в девять футов и вышиной в двенадцать. […] В эту металлическую башню проникали сквозь люк в ее конической верхушке, напоминавший отверстие в паровом котле. Он герметически закупоривался алюминиевой крышкой, прикрепленной с внутренней стороны мощными болтами. […]… под кожаной покрышкой поместили четыре окна-иллюминатора из толстого чечевицеобразного стекла — два с боков снаряда, третий в его дне, четвертый в конической верхушке».
Израильский художник отошёл от текста книги: снаряд изготовлен из листов металла, скрепленных заклёпками (у Жюля Верна совсем иная технология изготовления: «Отливка была удачно произведена 2 ноября»), появились три треугольных стабилизатора и сопло.
В левой части марки изображён человек в огненной колеснице.
Большинство любителей фантастики решат: «Это же Фаэтон, выпросивший у отца разрешения править солнечной колесницей! От неумелого управления кони приблизились к земле, та загорелась, и Зевс сразил Фаэтона».
И ещё припомнят, что по одному из давних предположений пояс астероидов образовался после разрушения гипотетической планеты Фаэтон.
Но на израильской марке изображён не Фаэтон, здесь традиции европейской фантастики уступают место еврейской специфике. Это не неопытный Фаэтон, а повидавший жизнь пророк Эйлийау (Илия). Вот как это описывается в Танахе:
«И было, когда они шли и, идучи, разговаривали, вот, (появилась) колесница огненная и кони огненные, и отделили они одного от другого; и вознесся Эйлийау вихрем в небо» (Танах, Мелахим II, 2:11).
То же самое событие в другом переводе в Четвёртой книге Царств:
«Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (Четвёртая книга царств, 2:11).
На табе — портрет Жюля Верна, составленный из звёзд.
В левой части почтовой миниатюры изображён лунный посадочный модуль, один из доставлявших американских астронавтов на поверхность Луны.


(Конверт первого дня)
Вместе с марками выпущен красочный конверт первого дня. На его рисунке изображена Изреельская долина около Мегиддо, место последней битвы добра со злом в конце света. Зелёные инопланетяне в скафандрах, вышедшие из странного вида космического корабля, разглядывают древний монолит с высеченным числом «2001» вверху и надписями «Научная фантастика в Израиле» на пяти языках: иврите, английском, арабском, клингонском (язык клингонов из «Звёздного пути») и тенгваре (письменность в мире Средиземья Дж. Р. Р. Толкина). Для гашения применялся специальный штемпель с рисунком снаряда Жюля Верна, летящего с Земли к Луне.
Если сравнить рисунок на конверте с предварительным проектом Ави Каца, то хорошо видны их отличия: на рисунке проекта другое небо и другой (2000) год на монолите, а сам рисунок больше.
Рисунки марок, посвящённых научной фантастике, часто очень необычны, но даже среди них почтовый выпуск Израиля выделяется красочностью и неожиданностью. Наверное, именно такой и должна быть хорошая научная фантастика — яркой, запоминающейся и умной.