Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 1(51), 2024.
С детства мы привычны к тому, что легенда — это событие из далекого прошлого, несущее оттенок загадочности, таинственности, яркое и непознаваемое в веках.
И тем не менее загадки ныне не в моде: люди предпочитают часами зависать у экранов…
Феномен современности — воображаемая среда воссоздает то, что невозможно увидеть так запросто и наяву. И потому легенды нередко приходят к нам из виртуальных грез, недостижимые, словно радуга, а эмоции — еще глубже.
Речь пойдет об одном занимательном произведении текущего века, создал которое омский мастер по металлу, да и, в равной степени, по многим другим материалам.
Первая и единственная встреча у нас с Рыбой состоялась до расцвета Сети, и захотелось тогда это чувство, сказку как-то зафиксировать, передать.

В городе существовал любопытный проект — страница ведущей газеты, называлась она «Ироничный четверг», новинки там охотно принимались. Вел полосу опытный журналист-зубр, имеющий огромный стаж работы с чудесами.
Представьте, как, перелистывая свежий номер и затаив дыхание, читатель ожидает диво-дивное, точно по часам…
Но, чтобы дотошные всезнайки не принимали авторов в штыки, очередная новинка «заливается» в тираж с легкой иронией: «Встречайте, принимайте, удивляйтесь, а что будет потом — посмотрим…»
Предвиделся и мне плывущий прямо в руки феерический сюжет на городскую тему, но… Не тут-то было!
Пока я верстал небылицу, разбавляя высококачественное, крутое волшебство дополнительными персонажами — Водосточной трубой, Ведьмой, троллями… Рыба из города исчезла. Уплыла?!

Рассказ так и пролежал в столе много лет. На запоздалое электронное письмо редакция ответила скептически: скульптура и ее автор, Александр Капралов, в городе известны, шедевров на центральных улицах — не сосчитать…
Рыба именовалась «Коммунальный карась» и давно отчалила на юг без слез и заморочек: ныть по утраченному чуду в данный момент, увы, не актуально.
От обиды я посетовал, что «припаркую» легенду на другом портале. Редакция неожиданно уступила, добавив цветной снимок от себя.

Осенила меня догадка: в описании Чудо-Карася крайне важна динамика, движение; сегодня Рыба здесь, а завтра — там!
Полагаю, эксперты будущего найдут в ней межгалактические элементы. Ее округлая форма завораживает издалека, а особенно завораживают антенны, устремленные в небо в ожидании сигналов от других миров…
Скроена Рыба из металла, да так уверенно и гармонично, с оттенком монументальности… Будто встречал ее прежде, но где? Дежавю?
К основанию прикована накрепко, и полное впечатление, что она… плывет?!
Так задумано — лишь цепи удерживают на месте, дозволяя ей чуть шевелить стальными усами…
Машут плавники, шевелится хвост, домики со скворечниками ходят ходуном. При встрече приветливо раскрывает пасть, словно торопится сообщить, откуда явилась!
В родном городе пик известности она не прошла, очевидно потому, что от собственной популярности заблаговременно уплыла.
Попутно сформулирую явные черты игровой реальности. Примерно так:
1. Безусловно, Рыба несет в себе загадку, и стальные человечки, похоже, в курсе ее истории.
2. В образе слилось несколько тем.
3. Импровизация (можно мысленно представить на ладони или вообразить величиной с дом, в любом цвете и проекции).

Как удалось установить в Сети, первоначально Рыба тихо обитала у своего создателя в огороде, среди моркови, перцев и огурцов. Она имеет еще одно, официальное (кажется) название — «Между небом и землей», а ее возможности, похоже, выше проектируемых.
«Комсомольская правда» публикует свою легенду миграции «Коммунального карася»: арт-объект уехал вслед за девушкой, которой он был подарен возлюбленным.
По данным Краснодара (2018), Карась способен телепортировать мечты через антенны и успешно медитирует в обществе лошади, быка и кабана, сотканных из металла. Существует утонченная, но менее «продвинутая» копия диковинки.
У автора произведения, Александра Капралова (из интервью, редакция КП, WWW.OMSK.KP.RU: 22 октября 2018 13:50), более приземленная версия создания шедевра:
«Ко мне пришли мужчина и женщина и сказали, что перед зданием, где у них располагается агентство недвижимости, в центре Омска пустует место. Увидев у меня огромное фото с выставки, они попросили показать скульптуру… Рыба стояла у меня в огороде 7 лет, но они решили приобрести именно ее. Они посчитали, что она очень подходит для иллюстрации того, чем они занимаются».
Про существование романтичной истории он в курсе, но не знает ее истоков…
«Это, конечно, красиво! — улыбаясь, продолжает автор Коммунального Чудо-Карася. — Но какой из вариантов передать читателям, сами решайте! Вообще-то мне немного стыдно за это творение. Еще бы доделать месяц-другой, и тогда работа шикарная будет!»
То, что скульптура покинула Омск, автора не беспокоит, судьбу арт-объекта, по его словам, решают новые владельцы. Да и узнал он о перемещении скульптуры, только когда ее уже увезли: что-либо изменить Капралов уже не мог.
Кстати, это не первая его работа, которую увозят из Омска, завершает диалог редакция: «Известная статуя Прометея стоит на Орлиных скалах в Сочи и пользуется популярностью у туристов. Может быть, у „Карася“ теперь начнется новая жизнь, и он станет популярным в Краснодаре…»
Насколько вольготно живется Рыбе в теплых краях, сведений пока нет.
Действительно, когда пишешь о страннице, постоянно хочется «дорисовать» ее облик.
Недавно я отправил эту историю, с очередной картинкой, на литературный портал «Самиздат». Там проходил конкурс с лейтмотивом наставничества. Организаторы мероприятия корректно рекомендовали с берега в литературу не нырять, смирно дожидаться очередного рейса фантастической тематики — быть может, там неугомонной страннице найдется удел!
Наставница из Рыбы, по сути, никакая, разве что только для мальков или по фитнесу, а этого маловато…
В фантазиях сказка доплыла до четвертьфинала, под самыми противоречивыми репликами: скучна, мол, и картинки не идеального качества… Если же ее история предназначена для детей, то они теперь скорее предпочтут мультфильм: может быть, тоже про чудо-рыбу. Правда, взрослым может быть полезна — по части исследования социальной среды, соционики и, наверно, краеведения.
Что ж, Рыба способна примерить любой фон и окружение.
Занятно, если ее мачты-антенны выплывут, к примеру, из-за диких скал, зависнут над пальмами или малиновыми точками мигнут среди звезд. Мерцать им в теплых и холодных морях, сквозь грани айсбергов, в неоновых огнях. И над тесным урбанизированными кварталами, селениями и городами Чудо-Рыба тоже эффектно помашет плавниками.…

Поскольку загадок в ее облике немерено, ей будет достаточно комфортно во многих видах творчества! В прозе, стихах, эскизах или объемной графике.
А вы как считаете, уважаемые читатели?