Карл-Август Аванти. Рисунки и легенды францисканца брата Джеронимо, известные из альбома, преподнесенного в дар королю Пруссии Фридриху II


(Продолжение.)



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 10(48), 2023.


Mechanism cum globulos metalli


Этот рисунок потерялся бы среди прочих, более продуманных механизмов брата Джеронимо, если бы не таинственный девиз, сопровождавший его… В роли фразы, привлекшей внимание многих, выступали слова «scientia dat potentia» в углу оригинальной страницы. Сложно определить, было ли заявление о том, что знание наделяет силой, отдельным предложением или частью более обширной мысли. Учитывая наличие в альбоме францисканца текстов богословского характера, нет ничего удивительного в соседстве этой фразы с изображением Mechanism cum globulos metalli. Однако тех, кто увидит в трех словах характеристику изобретения и пожелает заполучить его вместе с могуществом, всегда находилось великое множество.

Для чего же предназначалась конструкция, снабженная свинцовыми шарами? Судя по тому, что движение всех ее элементов должно было быть неспешным, минорит мог работать над созданием аппарата для вычисления положения небесных тел. Представления о строении вселенной, бытовавшие в те времена, предлагали сложные геоцентричные системы хода планет. Классическая система Птолемея нередко дополнялась и корректировалась средневековыми астрономами. Просвещенный францисканец не мог не интересоваться последними достижениями ученых своего времени, тем более что церкви нужен был такой календарь.

Среди наследия брата Джеронимо можно найти ряд хронометров, предназначенных для самых разных нужд монастырской братии, и, как правило, известны их заказчик, место и время воплощения замысла. В случае с Mechanism cum globulos metalli такой информации нет. Возможно, мы имеем дело с далеко не первой попыткой францисканца изобрести Perpetuum mobile. Судя по всему, работа была завершена, но дошло до нас изображение ее отдельных элементов.

Таинственный проект чуть ли не с первых дней своего существования привлекал внимание мистиков, астрономов и алхимиков. В последнем десятилетии XIII века механизмом заинтересовалась мать венгерского короля Андрея III. Будучи дамой просвещенной, Томасина пользовалась безусловным доверием своего венценосного сына и приближала к трону своих родственников — представителей могущественного дома Морозини. Нельзя исключать вероятности того, что она была лично знакома с братом Джеронимо, и она точно была наслышана о его таланте, потому не сомневалась, когда придворные, готовые отправиться за ней на чужбину, представили ей Mechanism cum globulos metalli. Очевидно, механизм был доработан теми, кто готов был взяться за труды, связанные с изготовлением его деталей в городе святого Марка, их доставкой в замок Буды и сборкой там.

Томасине жить на широкую ногу в то время, когда сын вел войны с другими претендентами на престол, было непросто, но средства для оплаты предметов роскоши, среди которых были и детали для сборки в замке Буда Mechanism cum globulos metalli, находились всегда. Доставка же покупок сопровождалась курьезными случаями. В одной из деревень на подъезде к столице обоз был задержан местными жителями. Крестьян заинтриговали металлические шары, к месту их обследования были приведены несколько монахов и группа экзальтированных мирян. Последние были уверены в том, что внутри сфер сокрыты частицы мощей святого Марка, которые королева-мать велела разослать по всем монастырям Венгрии. Возражения людей, сопровождавших груз, приняты не были. Фанатики выбрали одну из деталей Mechanism cum globulos metalli и удалились, ликуя.

Андрей III не зря доверял матери — мало в ту эпоху было подобных мудрых политиков. Узнав о произошедшем, она велела заказать утерянную деталь снова и запретила карать виновных. Святые отцы спешно доставили в Буду братьев, которые приняли участие в беспорядках. Те утверждали, что опознали реликварии, опасаясь гнева толпы, и не желали грабить королевский обоз. Удивительно, что именно похищенный шар уцелел. Участники беспорядков, принявшие постриг, побоялись являться ко двору с повинной головой. Трофей был доставлен в Эгер, где его в следующем столетии демонстрировали королю Жигмонду. Легенды о том, как полезен был Mechanism cum globulos metalli угасшей со смертью Томасины и Андрея династии Арпадов, вдохновили правителя восстановить машину. Опустошаемая религиозными войнами казна не позволила воплотиться замыслу.

Популярность изобретений брата Джеронимо и особое внимание к его работам, допускающим не одну трактовку, сделали Mechanism cum globulos metalli не самым редким атрибутом собрания научных диковин. Все любопытные при желании могут найти его в самых разных вариациях в собраниях древностей при университетах или частных коллекциях. Правда, габариты конструкций никогда не превышают размера письменного стола. Сказания о машинах размером с конный экипаж и более подтверждений чаще всего не находят. История об исполинском Mechanism cum globulos metalli, расположенном во дворце епископа Кьоджио, скорее всего, является вымыслом. Алхимическая лаборатория, которой могли позавидовать ученые мужи в более крупных и богатых городах, там действительно была. Стремление к автономии требовало значительных финансов, а воинственные соседи напоминали о необходимости содержать сильную армию. В такой ситуации вложиться в собственное производство золота было разумным решением. Только вот приводимые в различных источниках размеры многих сложных механизмов явно гиперболизированы. Сферы, напоминавшие церковный купол, которые без труда унесли на себе однажды задремавшего монаха, были не по карману правителям Кьоджио, да и монтаж такого механизма привлек бы внимание всех горожан, удивил бы путешественников и не остался бы незамеченным летописцами. Найти воспоминания тех, кто самолично посетил ту лабораторию, наблюдал исполинские машины, включая Mechanism cum globulos metalli, невозможно. Продолжительное соперничество с Венецией находило свое воплощение в фольклоре.

(Продолжение следует.)

Оставьте комментарий