Карл-Август Аванти. Рисунки и легенды францисканца брата Джеронимо, известные из альбома, преподнесенного в дар королю Пруссии Фридриху II


(Продолжение.)



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 9(47), 2023.


Turris cum pictura movens


Святой покровитель ордена, в рядах которого пребывал и брат Джеронимо, для своих первых последователей был вполне реальной личностью, прославившей свое имя конкретными деяниями, которые можно и нужно было повторять. Предполагая, что родители нашего героя были среди первых почитателей Франциска из Ассизи и, возможно, брали сына на проповеди своего кумира, мы можем допустить, что будущий минорит самолично наблюдал удивительные эффекты, производимые постановками евангелических сцен. Для места поклонения своему духовному наставнику он взялся соорудить уникальную конструкцию, способную радовать верующих богоугодными картинами.

Всякий, кто бывал в Ассизи, заметит, что очертания Turris cum pictura movens не вписываются в архитектурный ансамбль базилики святого Франциска. Причина тому — вкусы переписчиков. Более поздние рисунки делали стены башни соответствующими фортификации своего времени. Вероятно, был утрачен и нижний ярус механизированного зрелища. Учитывая нагрузки на конструкцию, логику средневекового театра, а также факты размещения в подобных башнях полотняного барабана с живописными картинами, можно предположить, что в окнах нижнего этажа должны были попеременно появляться иллюстрации к Ветхому Завету.

Минорит представил свой труд после завершения строительства базилики. Вряд ли брат Джеронимо предлагал изыскивать средства для возведения еще одной каменной постройки, работы готов был оплатить кто-то из могущественных и богатых людей эпохи, пожелавший остаться анонимом. Братии идея понравилась, но для существенного пожертвования хотелось найти более практичное применение. Затягивать с воплощением в жизнь отличного плана по развлечению паломников не стали, и первая Turris cum pictura movens обладала скромными габаритами, состояла из написанных на холсте картин на библейскую тематику и была размещена в колокольне. В движение барабан приводился посредством мускульной силы особо истовых последователей святого Франциска. Успех оказался столь ошеломительным, что вскоре на одном из склонов Святого холма была собрана башня. Строение было деревянным, но это только ускорило и облегчило работы. История не сохранила имен художников, работавших над оформлением Turris cum pictura movens, нет и подробного описания изображений, однако, судя по отзывам зрителей, среди которых были и ценители искусства, народу демонстрировались в том числе и шедевры.

Праздничное представление стало популярным, и его захотели повторить в других монастырях. Сохранились предписания представителей Рима, рекомендующие избегать размещения движущихся картин на объектах хозяйственного назначения. Желая удешевить и сделать представление непрерывным, некоторые настоятели позволяли монтировать живописные холсты или фигуры библейских персонажей на мельницах и в подобных им местах, где можно было пользоваться движущей силой колес, выполнявших утилитарную функцию. Шум и обстановка, отвлекающие от духовных помыслов, по мнению отцов церкви, сводили на нет пользу Turris cum pictura movens.

Важный атрибут церковных праздников привлекал внимание состоятельных христиан. Им хотелось обладать подобной диковинкой; естественно, сюжеты картин должны были быть иного толка. Наслаждаться зрелищем аристократы желали в комфортных условиях, потому движущиеся картины располагались внутри залов. Скрытые от посторонних глаз изображения становились поводом для рождения легенд, пугающих или нескромных.

Конец моде на дорогие игрушки положила эпидемия чумы. Самая знаменитая Turris cum pictura movens в Ассизи была превращена в приют для странников, нередко больных и умирающих. Риск заразиться многих пугал больше, чем привлекала возможность жить у стен монастыря, готового снабжать нуждающихся хлебом. Как только последние паломники покинули здание, оно было сожжено. Устраивать многолюдные праздники в те времена никто не решался, как и собирать в доме гостей. Безжалостные стихии разрушали картины и скульптуры, а также механизмы, приводившие их в движение. Опустошения, которым подверглись итальянские города, не позволяли тратиться на восстановление Turris cum pictura movens, новые времена требовали новых забав.

Фольклор донес до нас историю одной конструкции Turris cum pictura movens, восстановленной в середине XIV века. Около 1300 года в Фьезоле поселился состоятельный и беспутный богач. Согласно слухам, он впал в амальрикийскую ересь и в своем роскошном доме предавался всевозможным порокам. Среди любимых забав нечестивца были попойки в зале с Turris cum pictura movens. Когда гости хмелели, хозяин подавал знак слугам, и те приводили стены в движение. Сказители не сообщают, какова была его судьба, но к 1363 году нехороший дом пустовал и медленно превращался в руину. Наступающими на Флоренцию войсками Бурбонов командовал Джон Хоквуд. На офицерские должности он пригласил многих своих соотечественников. Теплая компания вооруженных гостей из Англии была приятно удивлена, когда двери одного из домов гостеприимно распахнулись перед ними. Нетребовательные к условиям проживания наемники обрадовались, обнаружив там следы былой роскоши. Отложив обыск постройки до утра, бойцы расположились в зале с красивым убранством и продолжили пирушку. Какой же ужас охватил незваных гостей, когда все вокруг них пришло в движение. Естественно, здание, обратившее в бегство отважных англичан, до наших дней не дошло, а сама история является не более чем сказкой.

(Продолжение следует.)

Оставьте комментарий