Карл-Август Аванти. Рисунки и легенды францисканца брата Джеронимо, известные из альбома, преподнесенного в дар королю Пруссии Фридриху II


(Продолжение.)



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 8(46), 2023.


Armis victorem draconicae


Данное изображение никакого отношения к творческому наследию брата Джеронимо не имеет. Помещено оно в альбом, чтобы польстить активно вникающему в военное искусство правителю Пруссии. Однако причудливая броня является частью легенды о францисканском монахе, которая достойна внимания, как и история самого доспеха.

Почему же минорит не может быть автором данного нестандартного решения воинского снаряжения? Дело не только в том, что убеждения не позволяли Джеронимо направлять свой изобретательский дар на орудия, несущие человеку смерть. Прояви кто-то из Орсини интерес к усовершенствованной защите на поле брани, вряд ли монах отказал бы своим покровителям в помощи. Тем более что сохранение жизни полководца нередко предотвращает резню, вызванную гибелью лидера. Но никаких сведений относительно такой просьбы не существует, сам францисканец нигде не упоминает подобную работу и не рассуждает о драконах как о вполне реальных врагах человека и земном воплощении Сатаны. Автор же Armis victorem draconicae снабжает шлем и зерцала сложными стальными лезвиями, приводимыми в движение при атаке сзади и сверху, щитом для спины, включающим три клинка, которые, скользя вверх и вниз, не позволят провести атаку противнику, значительно превосходящему рыцаря в росте. Предположения относительно того, что все это работало в стычке с кавалерией, смешно, ведь против мечей и пик эффективнее работали бы дополнительные слои брони. Создатель доспеха явно собирался сразиться с мифическим существом или создать иллюзию вероятности такого поединка. Вспомним также, что защита всего тела металлическими пластинами распространилась по Европе значительно позже времен, когда жил брат Джеронимо.

Начнем со сказания, сложенного, возможно, за сто лет до Armis victorem draconicae. Монах-францисканец заключил сделку с Дьяволом, погубив свою бессмертную душу, но получив чудесный дар изобретать невиданные доселе механизмы, некоторые из которых приводились в движение не без участия Сатаны. Предчувствие неминуемой расплаты не оставляло грешника, и он решил употребить силу, дарованную ему Преисподней, для того, чтобы там не очутиться. Много дней и ночей было потрачено на создание доспеха, который позволил бы принять бой с силами зла и выиграть его. Каждая деталь боевого облачения была украшена ликами святых и расписана молитвами, призывающими на помощь Христа. Монах погрузил тяжелую броню в мешок и повсюду носил с собой. Он спал, подложив под голову свою ношу, отдыхал, не выпуская ее из рук, трижды за ночь облачался в броню, лишь заслышав какой-то шум. Следуя одной из горных дорог, коих немало на Апеннинском полуострове, страдалец приближался к мосту, именуемому Дьявольским. Пересечь зловещую местность он решил в полдень. Солнце неумолимо палило, небо было ясным, камни так и норовили выскользнуть из-под ноги, а громоздкий багаж пытался утащить в пропасть. В какой-то момент наш герой решил, что падение с высоты ему грозит более, чем внезапное появление врага рода человеческого, разжал руки и сбросил мешок в пропасть. Оказавшись в безопасном месте, он осознал, что совершил святотатство, отказавшись от последнего шанса на спасение, ведь на своих плечах он носил в первую очередь не металлические предметы, а начертанные на них символы. Далее следует или повествование о явлении Сатаны, или описание страданий погибающего грешника. Заметим, что ни слова об особой конструкции боевого снаряжения в легенде нет, внимание уделено только декору лат.

Происхождение Armis victorem draconicae можно назвать демоническим, учитывая нравы современников брата Джеронимо. Согласно распространенной версии, доспех был создан для увеселений двора Александра Борджиа. В прошлом воин, человек развращенный и грубый, понтифик возродил римскую традицию гладиаторских боев. Зрелищность действу добавляли экзотические костюмы участников сражений не на жизнь, а на смерть. Естественно, ни один из мастеров-оружейников — а заказы получали самые искусные из них — не разглашал своего участия в проведении диких забав. Также невозможно отследить, кому досталось это необычное наследство после внезапной смерти зловещего папы. Возможно, Armis victorem draconicae так и не был доставлен заказчику, а поиск нового покупателя был затруднен начавшимися усобицами.

Подтвердить можно появление причудливого латного гарнитура в 1567 году в Граце. Правитель Австрии Карл II Габсбург, будучи ревностным католиком, приглашал проповедников, способных отвратить его подданных от всевозможных ересей. Вместе со смиренными монахами прибывали гости, промышлявшие самым разным ремеслом. Любознательный эрцгерцог не отказывал в аудиенциях иноземцам, способным потешить его слух интересной историей и продемонстрировать диковинки, доставленные из дальних краев. Доспех был доставлен человеком, утверждавшим, что он пилигрим, трижды посещавший Святую землю и несметное количество раз вечный город. Во время одного из пеших походов в Рим путник спустился попить воды на дно ущелья и обнаружил там прекрасно сохранившийся комплект боевого снаряжения. В ближайшем селении ему рассказали историю дивной находки. Старик решил, что хозяином Armis victorem draconicae должен стать благочестивый христианский государь, а именно Карл. Оригинальная трактовка итальянской легенды о брате Джеронимо содержала такие подробности, как участие монаха в крестовом походе и стычке с Дьяволом на мосту, в ходе которой грешник обрел спасение и был вознесен на небо, а уже ненужная броня рухнула в пропасть. После непродолжительных торгов латы были куплены, по завещанию нового хозяина они были переданы местному университету.

Эрцгерцог не решился преподнести реликвию в дар римскому папе или кому-то из знатных рыцарей, так как спустя год после удачного приобретения узнал, что необычное воинское снаряжение ранее предлагали его старшему брату Максимилиану II. Легенда, сопровождавшая диковину, гласила, что латы принадлежали их деду. Торговец ошибся: главный любитель рыцарских турниров Священной Римской империи оставил потомкам богатое наследство в виде своего боевого облачения. Король Германии и его приближенные сразу заметили существенное различие между пропорциями прославленного представителя династии Габсбургов и хозяина Armis victorem draconicae и отказались приобретать доспех.

Путешественники, посещавшие Грац, по-разному отзываются о необычном экземпляре старинного воинского снаряжения. Некоторые впечатлены безумной фантазией оружейников прошлого, а кто-то ставит под вопрос оригинальность представляемой публике брони. Ходят слухи, что Armis victorem draconicae за солидную сумму выкупили у ученых мужей для пополнения коллекции диковинок русского царя Петра. Вместо оригинального гарнитура любопытным предлагают полюбоваться на дополненные нереалистичными элементами латы польского гусара, причем серьезно потрепанные. Если данное утверждение справедливо, стоит посетить Санкт-Петербург, где, пусть и в известном беспорядке, щедро представлены любопытной публике интересные памятники человеческой изобретательности.

(Продолжение следует.)

Оставьте комментарий