Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 1(75), 2026.
Недавно в Интернете появилась вот эта информация: https://news.mail.ru/society/69396394/. Приведем текст полностью, разве что слегка отредактировав (он в этом, честное слово, нуждается):
«Главный охотник за Лох-Несским чудовищем сдался после 52 лет поисков
Эдриан Шайн заявил, что в озере в Шотландии нет никаких монстров.
Шайн, начавший поиски Несси в 1973 году, в интервью изданию рассказал, что многие его „наблюдения“ оказались волнами от проходящих лодок и кораблей по Каледонскому каналу. Длинную шею чудовища он объяснил оптической иллюзией, которую создают птицы, собравшиеся на спокойной поверхности озера. По мнению эксперта, в холодном озере Лох-Несс очень мало рыбы, чтобы крупное существо могло питаться.
Шайн при этом заявил, что ему не жалко потраченного времени на поиски несуществующего монстра, так как получил массу удовольствия от этой работы.
Ранее сообщалось, что чиновники Великобритании внесли в Официальный реестр наблюдений за монстрами пять встреч с Лох-Несским чудовищем в 2025 году. Всего с 1933 года зафиксировано 1 165 случаев, указали они».
В целом большинство криптозоологов давно и по многим причинам согласно с невозможностью существования Несси (но не «водных монстров» вообще). Все же следует добавить, что безрыбье Лох-Несса несколько переоценивается: раньше, на рубеже ХХ и ХХI веков, оно казалось абсолютным, теперь же выглядит относительным. Просто надо считать не «в среднем по больнице» — и тогда окажется, что в озере есть участки, где много и угря, и лосося. Для самовоспроизводящейся популяции активно плавающих животных вроде плезиозавров этого все равно не хватит, да ведь им в любом случае требуется часто подниматься к поверхности для вдоха — а это очень демаскирующее поведение для большого, но не бескрайнего озера! Однако существо с образом жизни гигантской мягкотелой черепахи в принципе могло бы и выжить, и остаться незамеченным.
Вес современных гигантов из этой группы существенно превышает 200 кг, длина панциря по карапаксу составляет около 2 м, а у крупнейших экземпляров (чьи измерения по давнему времени недостаточно хорошо документированы, но реальных оснований сомневаться в них нет) длина, видимо, превышала 2,5 м, а вес — 300 кг. Так что небольшая «доводка» позволит создать монстра весом во много центнеров и длиной в несколько метров, особенно при вытянутой шее — кстати, длинной! И облик у них при этом в достаточной мере «не черепаший».






Энергетические затраты у них очень малы, в связи с чем они и прокормиться могут в довольно бедных водах, и незамеченными там остаться — потому что на поверхность для вздоха всплывают пару раз в сутки (причем высовывая лишь хоботок). Это происходит за счет «глоточного дыхания», дающего тот же эффект, как кожное дыхание амфибий. И жить они могут пусть и не многие века — но века, а не десятилетия (черепахи же!), что позволит «перестаркам» иногда попадаться на глаза даже после разрушения самовоспроизводящейся популяции. Причем способность к воспроизводству у них сохраняется вплоть до старости: это при благоприятных обстоятельствах дает шанс сохраниться даже «функционально вымершим» видам. К тому же эти черепахи способны преодолевать обширные участки соленой воды, что позволяет заселиться в озерные водоемы («вообще»: не называем именно Лох-Несс!) через море…
Обратим внимание: это мы говорим о видах пусть плохо изученных, но хорошо известных науке, причем ныне живущих… хотя последнее уже почти условно.
Вот только вся эволюция мягкотелых черепах проходила в относительно теплых водоемах: вероятно, в другой среде у них баланс не сойдется. Хотя некоторые живут в краях, где бывает и настоящая зима: в бассейне Амура зимой холодней, чем в Шотландии (зато летом теплей, что позволяет вызревать кладке). Зимуют без контакта с открытым воздухом, зарывшись в ил на дне водоемов, в том числе замерзающих — за счет все того же глоточного дыхания!
Увы, температурный лимит — не единственный. Никто из черепах, мягкотелых и всех прочих, так и не перешел к какой-либо форме живорождения. Возможность осуществить кладку на земле, пусть даже в прибрежной зоне, для всех них — самое узкое место. И пресноводные черепахи, и морские, в суше вообще не нуждающиеся, для того чтобы оставить потомство, выбираются на берег…
У гипотетической черепахи-великана в Лох-Нессе такой возможности не будет (во всяком случае, незаметно; да и не вызреет кладка в тех условиях). Так что черепаший вариант на самом-то деле исключен. По крайней мере, в шотландском озере.
Но вообще для рептилии он, как видим, не заказан — даже крупной и хищной. Так что все-таки можно строить модели «озерных монстров», которые не будут выглядеть фантастическими: некоторые рептилии освоили живорождение и яйцеживорождение…
Однако вернемся к многострадальному Лох-Нессу. Иногда высказываются мнения, что «спасительным вариантом» для Несси является связь с морем через систему подводных пещер. На это возразим, что нельзя доказывать одно неизвестное при помощи другого неизвестного: само наличие таких пещер — фантастика (не вообще, а применительно к данному конкретному случаю) и «лишнее допущение». В любом случае активно воздуходышащее существо через них не проникнет, даже рептилия с метаболизмом мягкотелой черепахи: глоточное дыхание — все-таки не жабры и ее 1—2 всплывания в день возможны только тогда, когда она, не расходуя энергию, неподвижно таится на дне, поджидая добычу. А если говорить о пути первоначального проникновения несколько тысяч лет назад — то зачем пещеры: почему бы и не через речное соединение с морем…
(Напомним, что Лох-Несс — молодое озеро: еще 10 тыс. лет назад вся территория нынешней Шотландии была накрыта сплошным ледниковым щитом.)
Да, в пещерах тоже могут быть воздушные полости. Но такие полости, чтобы их хватило крупным существам для подобных вояжей, да еще не на один раз… и чтобы они их сумели найти… В данном случае это — «допущение в квадрате». Да и сами пещеры — не «неизвестность», а «невозможность». Сейчас разберемся, почему:
1) Лох-Несс находится примерно на 16 метров выше уровня моря. Если бы существовал сквозной подземный туннель, вода из озера вытекала бы по нему вплоть до сравнивания уровней. При таких обстоятельствах озеро в его нынешнем виде фактически не существовало бы. Есть, конечно, такое явление, как водяной замо́к, но если он таков, что может удержать от стекания озерные воды при 16-метровой разнице уровня, то водоплавающая (или даже способная переползать по суше) фауна его тем более не одолеет.
2) В геологическом и гидрологическом смысле речь идет о формации, называемой Каледонским каналом. Данное конкретное озеро расположено вдоль тектонического разлома Great Glen Fault, который представляет собой не открытую трещину или систему пещер, а так называемую «линию слабости» между двумя массивами горных пород, в основном магматических и метаморфических. Крупные пещерные системы, способные протянуться на такое расстояние, как от Лох-Несса до моря, образуются либо в карбонатных породах типа известняка за счет «проедания» его водой с высокой степенью кислотности (это и есть классический карст), либо в вулканических породах (так называемые «лавовые трубки»). Ни того, ни другого вокруг Лох-Несса в принципе нет.
3) Реально такой выход может вести только туда же, куда впадает река Несс, то есть в залив Moray Firth. (Ну и зачем тогда пещеры? Тюлени и по реке регулярно заходят в Лох-Несс! Кстати, вот и еще один объект, который, если «неправильно увидеть» его или его след на воде, может быть принят за Несси.) Но его дно весьма детально исследовано, причем не «искателями Несси» с их полупрофессиональным уровнем и малыми бюджетами, а профессионально. Там не только рыболовство развито в таких масштабах, которые требуют разведки вплоть до дна, но и работы по разведке нефти проводились. Небольшой тупиковый грот, конечно, пропустить можно, но жерло пещеры, через которую проходит серьезный пресноводный сток (а иначе невозможно: см. п. 1), — никак. Хотя бы потому, что вокруг таких стоков очень сильно меняется морская экология и даже геология собственно дна (так называемые эрозионные эффекты). Кстати, течение там, за счет узости, было бы сильнейшее — и даже рыбу пропускало бы только из озера, а не в него.
4) Если судить по балансу воды, в целом подсчитываемому, озеро имеет именно и только всем очевидный поверхностный сток — ту самую реку Несс. Другие проходы в море могут быть только через пресловутые астральные порталы, но это не по нашему ведомству.
Разумеется, со стороны озера или моря возможны подводные гроты (некоторые вполне обнаружены и исследованы, могут быть и неизвестные), но они в принципе не способны образовать сквозную систему.
Еще раз: мы говорим о возможности (точнее, невозможности) «запасных путей» именно для Несси, а не для озерных криптидов вообще. В других случаях все может выглядеть иначе. Например, подземное соединение между озерами Лабынкыр и Ворота в принципе не невероятно с учетом гидрогеологии Якутии: там для пород и слоев возможен тектонический характер; кроме того, в верхнем слое между ними лежат так называемые мерзлые породы, могущие образовать «ледовый карст». А уж как соотносится эта «не невозможность» с реальностью и имеет ли она отношение к пресловутому «Лабынкырскому черту» — вопрос отдельный: мы думаем, что нет.
Но в любом случае это, как сказали бы классики, совсем другая история…