Экспертиза: сериал «Забытые Богом»
Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 8(70), 2025.
Сериал 2017 года, США, созданный Скоттом Фрэнком и Стивеном Содербергом. Высокие рейтинги у зрителей и критиков. Действие происходит в 1884 году. Зловещий бандит, Фрэнк Гриффин, терроризирует дикий Запад в поисках своего приемного сына и одновременно бывшего партнера, Роя Гуда, которого внезапно заела совесть и он свалил от Фрэнка с награбленным с последнего налета. Поиски приводят Фрэнка к тихому городку Ла Белль, в котором, по странным обстоятельствам, обитают одни женщины.

ИЗ АНАМНЕЗА
Помню, как в начале 60-х годов в Советском Союзе дали «Великолепную семерку» Джона Стёрджеса, с Юлом Бриннером в главной роли. Боже, что тогда делалось с нами, школьниками! В дни премьеры кинотеатры приходилось охранять конной милицией, дабы не допустить давки у касс. Это был первый вестерн на большом экране в Советском Союзе. Крышесносный фильм, где храбрые ковбои ценою жизни охраняют деревушку от мерзких бандитов. С тех пор я увидел классику и многие новоделы этого жанра, но ничто не может сравниться с тем первым впечатлением… Однако почему-то хочется сравнивать творение Скотта Фрэнка не с его прямыми предшественниками по жанру, а с давним советским фильмом «А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого! И дело тут не только в том, что в сериале и в этом фильме супостатам противостоят женщины. Причины здесь гораздо глубже.

ДИАГНОСТИКА
Сериал является драмой, и снят он в жесткой реалистической манере, с элементами мистики и хоррора. Если хотите, это развернутый аттракцион шокового насилия, изобилующий кадрами вспоротых животов, убиенных младенцев, обгоревших конечностей и трупных мух. Все это без элементов фарса или гротеска, на которые богато современное кино. Но в финале драма подменяется комиксом, сказкой, условностью — женщины шахтерского поселка, многие из которых впервые взяли в руки оружие, не дрогнув, перестреляли шайку отъявленных головорезов, при этом практически все главные фемины остались целыми и невредимыми. При этом бандитов заявлено штук 30, но они каким-то странным образом размножаются в кадре, дабы подставляться под выстрелы все в новых и новых ракурсах. Вот и вспоминается фильм Ростоцкого, где обученные, но неопытные девушки-бойцы вступают в бой с немецкими диверсантами, погибая одна за другой… Там была правда, а в сериале клюква вместе с попкорном. Оно и слаще, но не приторно ли?

У сериала аляповатый финал, неполадки со многими сюжетными линиями, оборванными или не сходящимися, странное поведение многих героев, того же местного полуслепого шерифа, который отправляется в одиночку выследить и перебить банду. Множество штампов, затянутость эпизодов… Но все равно сериал смотрится на одном дыхании, ибо Фрэнк и Содерберг владеют магией кино. Чего стоит, например, операторская работа или подбор актеров. Из них, кроме большеглазой Мишель Докери, пришедшей из монументального «Аббатства Даунтон», и Мерритт Уивер, еще отмечу Джеффа Дэниелса («Служба новостей» и прочие шедевры). Созданный им образ предводителя злодеев Фрэнка Гриффина затмевает всех других персонажей. Эдакий микс преступника, философа, лжесвященника и гуманного садиста, возомнившего себя богом.

Диву даешься — что же происходило всего лишь пару сотен назад в прекрасной Америке, с безграничным разгулом банд, поэтикой салунов со шлюхами, шайками работорговцев. Как на дрожжах этого беспредела родилась великая цивилизация и культура? Ну что ж — наверное, благодаря вот таким храбрым шерифам и мужественным женщинам.

В сериале добро побеждает зло. Вот только привкус доллара мешает насладиться оргазмом катарсиса. В финале главный герой, Рой Гуд (неслучайно читается как Робин Гуд), наказавший своего приемного отца в честной финальной дуэли, награждает пригревшую и полюбившую его вдову… мешками денег, которые он увел в свое время от папочки. Он мог отдать эти деньги детскому приюту, в котором воспитался, или пожертвовать их на отстройку поселка — но нет, он передает их мужественной вдове, а та берет с благодарностью эти награбленные деньги, на которых кровь многих людей. Не знаю, как вас, но меня коробит этот прагматизм. Ведь благодарность имеет и много других форм своего проявления.

ЭПИКРИЗ
Зрелищный, но, говоря языком психиатрии, амбивалентный сериал. Сериал, в котором смешались в едином экстазе талантливость и дурновкусие, оригинальность и шаблоны, сусальность финала и гнилость философии. С точки зрения охраны психического здоровья он позитивен, хотя и со многими оговорками. Сказочность финала, опереточность злодеев и хеппиэндовая доброта, выраженная в долларовых купюрах, снижают сопереживание и моральные уроки от попрания зла.
Индекс Эмпатии (осознанного сопереживания, от +5 до –5): +3
Пси-Индекс (охраны психического здоровья, от +5 до –5): +2