Лучшие письма читателей



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 8(70), 2025.


О. М.

Как и прежде — обзор статей миновавшего месяца.

Григорий Панченко. Криптиды Фосеттов

Интересная статья об интересном человеке. Фосетт вообще личность неординарная и для любителей таинственного — известная. В статье акцент сделан на его «криптозоологических» исследованиях. Этот аспект менее известен, и, по правде говоря, его освещение выглядит написанным в духе самого Фосетта. Увлеченно.

В описании Фосетта на первый взгляд не было ничего таинственного. В джунглях он столкнулся с дикарями из племени марикоши, которые вполне конкретно попросили его проследовать куда подальше, что он и сделал, дабы не нарываться. Это то, что увидел я.

Да, дикари описаны как волосатые гиганты, больше похожие на обезьян, выше по тексту книги они описаны даже более детально: «Высокие, волосатые, совершенно голые, с очень длинными руками и скошенными к затылку лбами над выдающимися надбровными дугами». При этом сам Фосетт уже не первый раз в джунглях, насмотрелся на местных дикарей и они давно для него не на одно лицо. Плюс он склонен натягивать сову на глобус, но сова и глобус у него всё же есть, это не пустые фантазии. Неких обезьяноподобных существ (плюс-минус) он видел. Но видел ли он РГ?

С одной стороны, РГ — не тот вид, который выживет в одиночку, должно быть племя. Размножение почкованием — это из другой области, гоминоиду нужны «мама, папа, я», и тут оно есть. Да и внешний вид соответствующий. С другой стороны, описанные Фосеттом дикари выглядят не полуживотными, а именно дикарями, причем уже достаточно развитыми для дикарского уровня.

У них есть луки и стрелы — причем Фосетт прямо пишет, что при его появлении некоторые дикари занимались изготовлением стрел. Поэтому на вопрос «Могли ли они каким-то образом получать от окрестных племен луки со стрелами в готовом виде?» я бы сказал: в качестве прототипов — возможно, но у марикоши налажено и собственное производство. Тем более что отношения с соседями у марикоши натянутые, те считают их злобными каннибалами, а плохие отношения с соседями — это хороший стимул изучать военное дело надлежащим образом.

Далее: «Правда, даже минимально умелыми лучниками эти обезьянолюди не выглядят (как и чучуна). Противник Фосетта собирался стрелять с дистанции всего несколько шагов, причем долго примеривался». Я бы сказал, что противник Фосетта лишь демонстрировал намерение, недвусмысленно показывая, что незваному гостю пора валить. Причем индейцы-максуби предупреждали Фосетта, что так и будет, т. е. это устоявшийся ритуал. Позднее (далее по тексту книги) эти лучники завалили воина из племени максуби, причем его именно подстрелили, а воин — это всё-таки не кролик. Его так просто не завалишь, долго примеряясь с дистанции в несколько шагов.

Кроме того, РГ обычно представляется как одинокий странник, тогда как в убийстве воина участвовала целая охотничья партия. Интересно, кстати, отметить, что стрелки-марикоши оставили тело, хотя с их репутацией людоедов могли бы и схарчить добычу, а вот сами максуби за милую душу уплели павшего соплеменника. Разумеется, в ритуальных целях. А людоеды — это, дескать, не они, а их соседи марикоши. Ну да, ну да.

Точно ли ничто «не указывает на наличие человеческих технологий, пусть даже продвинутого каменного века»? По крайней мере, у марикоши уже есть земледелие. Фосетт упоминает о «расчистках» в джунглях, где были посадки маниоки и папайи. Сами по себе расчищенные поля и сторожки из пальмовых листьев при них наводят на мысль, что среди тамошних РГ (если это они) встречаются даже агрономы.

Насчет членораздельной речи: вряд ли у Фосетта было время вслушиваться, а у его оппонентов — основание толкать речь перед гостем. Однако земледелие и охотничьи партии требуют определенной кооперации, которая стимулирует развитие речи. Какие-то звуки Фосетт слышал, и это «юф-юф» вполне может быть аналогом греческого «вар-вар», когда чужая речь предстает невнятной тарабарщиной. При этом сам Фосетт пытался говорить с марикоши на языке максуби. Те его проигнорировали, однако после того, как Фосетт выпалил по ним из маузера, марикоши устроили рейд на земли максуби и подстрелили одного из них. Фосетт пишет: по возвращении к максуби он подозревал, что виновником рейда считали именно его, хотя прямо ему ничего и не предъявили. Т. е. как минимум чужая речь для марикоши, похоже, не тайна, так что и свою можно подтянуть до уровня использования.

«Ожидание „звука рога“ связано с наличием вокруг обычных индейских племен — ну и, в конце концов, ведь этот звук так и не раздался». Вообще-то раздался, хотя и выше по тексту: «Это произошло незадолго до заката солнца, когда мы услышали неясный, приглушенный деревьями звук — несомненно, это был звук рога». Т. е. рога как сигнальный инструмент использовались, хотя и не были использованы непосредственно в преследовании Фосетта и его группы.

Подбивая итог, я бы сказал, что Фосетт столкнулся с достаточно развитыми дикарями, которые внешне выглядели как РГ. Могло ли отдельно взятое племя РГ построить свою отдельно взятую цивилизацию, подсмотрев/отжав технологии у соседей и не получив за это? В принципе — в соседях тоже не европейцы, так что шанс выжить в таком окружении оставался. Другое дело, были ли марикоши, скажем так, представителями той ветки хомо, к которой восходит РГ, или это были более близкие к нам дикие сапиенсы? Лично я склонен считать, что второе. Обычные дикари, скорее всего пришлые, но близкие к современному человеку.

Что до их последующего исчезновения, то тут, увы, не вижу вообще ничего таинственного. У марикоши было что отнять, плюс репутация злобных людоедов (созданная злобными соседями-людоедами), плюс миролюбие, в силу которого они вначале предупреждали, а потом стреляли (а безопаснее делать наоборот). Скорее всего, последние следы марикоши следует искать не в мифах Южной Америки, а в поваренных книгах их ближайших соседей.

Анатолий Сидоренко. Кавказский удав

Ох, интересно, но как же сумбурно. Бесконечное перечисление фактов и дат, не объединенное в единое повествование. Очень тяжело воспринимается. Впрочем, это фрагмент…

От редакции «Горизонта». Военные карикатуры Артура Шика: антифашизм через века

Интересный был художник, рисовал с любовью к деталям, иногда придавая им особый смысл. Любопытно было разглядывать его рисунки, угадывая: здесь тоже тонкий намек или «синие занавески»? Кстати, о деталях: на иллюстрации к Аггаде геральдический лев не «вообще отвернулся» — собственно, именно так, повернув морду к смотрящему, и шли львы (точнее, леопарды, что тема отдельного тонкого троллинга, посему у англичан это идущие львы) на гербе Ричарда Львиное Сердце, так что, возможно, здесь тонкий намек. Впрочем, леопарды-«львы» до сих пор присутствуют на английском гербе, так что художник мог и не копать столь глубоко. Гораздо интереснее — леопард (а хоть бы даже и так называемый «стоящий лев») на шлеме у льва. Такого не было ни у Ричарда, ни даже на современном гербе Великобритании. Хотя, возможно, это просто фантазия художника.

Из архива Ю. Зубакина. Ф. Богданчиков. Скрещенные копья и кисти

Эх, теплый ламповый СССР. Это тогда называлось «ломали копья»… Вспоминая литературные конкурсы, на которых мне довелось рубиться, скажу: это не «ломали копья», это «очень мягко пожурили» (инопланетный спутник действительно странноват).

Михаил Герштейн. «Холоп Яшка»: абдукция в XVIII веке?

От шаманского посвящения в инопланетное похищение — и обратно. И всё-таки надо признать, что есть у подобных баек свой огромный плюс. Опровергая такие вымыслы, иногда можно найти столько реально интересного!

Кирилл Берендеев. Перпендикулярное кино (за пределами Голливуда)

Как всегда, завлекательно. Пожалуй, попробую найти время и посмотреть «Пари по-итальянски». Харбин тоже вроде выглядит красиво, но история начинается с того, что главный герой сам себе на ровном месте находит неприятности. Честно говоря, сильно устал от этого хода в американском кино, и это сразу подрывает всё сочувствие к главному герою. Не так давно досмотрел второй сезон «Андора», там местные повстанцы аккурат такие: вначале сами неистово нарываются, потом, отхватив за это люлей, изображают праведный гнев, пока умные люди (с обеих сторон противостояния) пользуют их в своих целях. Реализм — да, сочувствия — увы, абсолютно никакого.

Сергей Дяченко. Армагед-дом по-американски: попытка психоанализа

Еще одна киностатья, посвященная сериалу «Оставленные». Не смотрел, после прочтения статьи — не уверен, что буду. А вот сам «Армагед-дом» было бы неплохо увидеть когда-нибудь на экране.

Дмитрий Аникин. Владимир Соловьев. Неподвижное солнце

На мой взгляд, статья для тех, кто глубоко в теме. Начато интересно, захватывающе, а далее начинается сочетание растекания мыслью по древу с галопом по Европам. Хорошо хоть мне фамилии знакомые, но уже на юнкере Шмидте я начал терять нить повествования, тем более что, начавшись за здравие, заканчивается статья за упокой.

От редакции

Почти нечего возразить. Теперь главный редактор «Горизонта» вынужден признать, что недостаточно прочитал книгу Фосетта «вокруг» ключевых страниц… А среди британских современников полковника Фосетта (особенно зараженных теософским восприятием) хватало тех, кто был готов увидеть признаки «примитивного человека» в любом заядлом «дикаре». Особенно если максуби, уже воспринимаемые как заслуживающие доверия союзники и вообще «свои», успели навешать ему на уши столько лапши, что она частично и глаза закрыла. Для увлекающегося человека (а Фосетт был именно таков) это порой характерно. Нечто подобное происходит и при описании полуразложившихся трупов гигантских акул — тех, которые в итоге надежно идентифицированы по пробам тканей и фотографиям, когда удается сопоставить эти устные описания и зарисовки с фотографиями. Буквально наблюдаешь, как человек смотрит на акулу — и искренне видит плезиозавра! В таких случаях как раз настоящий криптозоолог должен первым проявлять скептицизм…

По поводу «ломания копий» в филателии: датировка тех дебатов гораздо более давняя, чем любого интернет-конкурса. В ту пору подобное обсуждение и вправду выглядело (и на самом деле являлось) очень резким.

И, конечно, экранизацию «Армагед-дома» мы бы тоже хотели увидеть!

Елена Ермакова

И снова — обзор рассказов, принадлежащих старым мастерам.

Уильям Шарп. Король Иса и Дахут Рыжая

Хорошо переведенный высокопоэтичный сказочно-фэнтезийный текст, который наверняка в свое время порадовал много романтичных сердец. Кельтское возрождение — вообще показательная вещь. Пример того, как энтузиазм в поддержании культурного наследия не дал заглохнуть пересыхающим ручейкам национальных языков, особенно валлийского и гэльского, которые имели все шансы стать мертвыми языками (особенно валлийский). Да и остальные кельтские языки в Великобритании худо-бедно теплятся именно по следам кельтского возрождения, во многом усилиями энтузиастов и любителей культурного кельтского наследия. Силами одного языка (английского, на котором создался феномен возрождения) продолжают здравствовать другие (кельтские) — неплохой урок для потомков. Ну и мы благодаря переводчику приобщились.

Анатолий Каменский. Мистер Вильям, пора!

Довольно увлекательно написанный детектив начала XX века. Ждешь одного убийства, получаешь два. Образ обезьяны гротескно приукрашен, но все равно проникаешься к ней (к нему) симпатией. Не было бы смерти мистера Вильяма, не получилось бы со всей полнотой нарисовать образ законченного циника. Цинизм, равнодушие — очень современная тема, и рассказ с ней успешно справляется. Чисто личное, но почудилась перекличка с «Камерой обскура» Набокова: наверное, потому, что оба текста о цинизме, порочности и преступности, оба написаны в начале прошлого столетия («Камера обскура» позже) и оба написаны талантливо. Хорошо, что есть предисловие к рассказу, оно многое проясняет. Необычная, авантюрная и по-своему страшная судьба у Каменского.

Владимир Одоевский. Зефироты

Считается, что всё, что связано с антропоморфизмом, читается с особенным интересом и вызывает жутковатый интерес. Первая часть текста (рост странного ребенка) действительно довольно сильно захватывает, вторая превращается в сказку с элементами детектива. Но конец снова порадовал: люди не будут больше господствующим видом, у них (у нас) появились конкуренты, которые не страдают кровожадностью, обожают цветы и вполне способны за себя постоять. Хотя, разумеется, любовь к цветам — не синоним отсутствия кровожадности…

От редакции

И снова практически со всем согласны. Да: в этой ситуации гибель мистера Вильямса — именно убийство, причем с отягчающими обстоятельствами… пусть он и обезьяна. При этом автор, похоже, убийце мысленно аплодирует, восхищаясь ловкостью замысла и совершенно игнорируя этическую сторону. Он и сам, судя по всему, был из циников.

А «зефироты» по сравнению с нами скорее «другие», но не «лучшие». И жестокость, а также пренебрежительное отношение к «не своим» они вполне способны проявлять — несмотря на свою любовь к прекрасному. Это как с другой «инопланетной» для европейцев цивилизацией, которую современники Одоевского как раз тогда начали открывать: Японией…

М. П.

В одном из озёр Нижегородской области дайверы нашли медуз: https://www.mk.ru/social/2025/08/07/dayvery-obnaruzhili-meduz-v-odnom-iz-ozyor.html. Что скажете по этому поводу?

От редакции

Никакая это не «сенсация», не «тайна за семью замками». Craspedacusta sowerbii (вместе с некоторыми другими видами семейства Olindiidae) именно и есть пресноводная медуза! Да, биологически она родом из Янцзы, но давно уже попала на все континенты, кроме Антарктиды. В эстуарии крупных судоходных рек — главным образом в цистернах с балластной водой (не обязательно из Китая: может и из новых мест расселения), а оттуда уже «своим ходом» добирается даже в мелкие лесные озерца с родниково-болотным питанием или вовсе в искусственные пруды и затопленные карьеры. «Своим ходом» в данном случае означает — с использованием эволюционно выработанных механизмов: на лапках водоплавающих птиц. Это происходит в фазе личинки-планулы, характерной для полового размножения, и в бесполом варианте на стадии подоцисты — осенью и весной, в состоянии диапаузы.

В. Агеев

Связь «красоты» и красного цвета не требует объяснений. А вот связь этого же цвета с понятием «червоный» мне непонятна. Тем более, что на красоту «червоность» не переносят. Украинское название июня «червень» тоже вроде не указывает на его какую-то особую красоту или красноту. Надеюсь, это упоминание не считается у вас политикой? Если считается — то вот нейтральный «червонец», «червоное золото». Не от червей же!

От редакции

Нет, филология и этнография политикой не считаются. И — да, вы практически угадали: от червей! Точнее, это все-таки насекомые — кокциды, щитовки, — но наши предки, не вникая в такие нюансы, называли их червецами. Другое название — кошениль. Из червецов добывался «червонный», карминно-красный краситель. Лучшие его образцы в старину получали из армянской кошенили (вплоть до почти середины XIX века бывшей предметом в основном персидской торговли), хотя в мировом масштабе уже начиная с XVI века обозначилось доминирование мексиканской кошенили. Но среднестатистическая, не элитная кошениль всегда была местного производства. А в Восточной Европе основное время сбора местного червеца Porphyrophora polonica июнь, месяц червецов, то есть «червень».

Оставьте комментарий