(Продолжение.)
Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 6(68), 2025.
Продолжаем знакомить читателей с военными карикатурами Артура Шика. Как и в прошлом номере, с некоторыми отступлениями от хронологического принципа: тематический подход в данном случае важнее, а эпоха — что ж, она все равно определяется реалиями Второй мировой…
И снова дополнительная информация для читателей: иллюстрации Шика, многофигурные и содержащие множество мелких деталей, часто рассчитаны на горизонтальный формат, что трудно совместить с колонкой нашего журнала. Так что советуем всем, кто желает получить о них наиболее полное впечатление, кликать по изображениям правой клавишей мышки или тачпада — и открывать их в отдельной вкладке. Электронная публикация имеет свои достоинства…

«Антихрист (1942)». Некоторым читателям, не только американским, даже в том году все-таки приходилось напоминать, что гитлеровская политика направлена не только против «проклятых евреев» и «безбожных большевиков», но и против христианских ценностей как таковых.

«Расстрелять как опасных врагов Рейха (1943)». Обстановка судебного заседания, даже ТАКОГО, изображена специально для американской целевой аудитории. Ей еще трудно поверить, что в «культурной Германии» это проделывается вообще без оглядки на какие-либо юридические процедуры — и не в индивидуальном порядке, а в ЗАПРЕДЕЛЬНО массовом…

«Полет Валькирий (1942)». Вагнер такой Вагнер… А вот автомат у левой нижней валькирии явно не той системы!

1943 год: «Хирохито, Гитлерито и Бенито» (как в одной из своих ранних карикатур назвал Шик эту «неразлучную троицу») в разных сочетаниях на обложках еженедельного журнала «Кольерс». Япония — основной враг, но художник не забывает подчеркивать (да, американской аудитории все еще нужно было постоянно это напоминать), что с гитлеровской Германией она «одним миром мазана». Также надо было постоянно напоминать о перевернутой, превратившейся в свою противоположность сущности «рыцарской легенды», которую в пропагандистских целях регулярно примерял на себя Третий рейх…
А журнал «Кольерс» для фантастики — знаковое явление. Не только для нее (что видно по указанию на публикацию «новинки сезона»: романа Агаты Кристи «Одним пальцем», он же «Перст судьбы»), но для нее тоже: фактически дал «путевку в жизнь» Воннегуту, публиковал Брэдбери…

«Двое выбыли, один на очереди…» (1945). Тогда американцы не сомневались, что последний член «троицы» вскоре будет отправлен туда же, где уже пребывают первые два.

«Сын неба» (1945): все тот же Хирохито собственной персоной верхом на абсолютно фантастическом звере, так сказать, «обратном кентавре». Самурайский меч в его руках тоже «не той системы»: Шик, по-видимому, еще не имел возможности увидеть катану своими глазами — в отличие от шашки и кавказского кинжала, которые он изображает полностью грамотно.

«Спасайся, кто может! Дикари летят!» (1943). Об африканской кампании Рейха. С современной точки зрения, конечно, крайне неполиткорректно — но…

«Польша борется с нацистским драконом» (1941). Этот дракон, олицетворяющий не только нынешний фашизм, но также его исторических предшественников и потомков, в творчестве Шика появляется регулярно: мы еще вернемся к его образу и в этом номере, и в следующих.
А польский воин изображен портретно: то же лицо, что мы видим на плакате 1944 года рядом с советским солдатом, когда они плечом к плечу освобождают Польшу…

«А я вам не член Комиссии объединенных наций по военным преступлениям!» (1943) Вот и тот самый советский солдат, изображенный не менее портретно, чем его польский брат по оружию. Что это за комиссия и какие претензии к ней могли возникнуть у фронтовиков (и не только!) — см., например, по этой ссылке: https://ru.wikipedia.org/wiki/Комиссия_ООН_по_военным_преступлениям. Практический смысл — что немцам надо поскорее убираться с территорий «этнических анклавов» в Восточной Европе и на решения благоволящих к ней членов этой комиссии им уповать отнюдь не следует. В 1943 году это была еще не столько сбывшаяся реальность, сколько предупреждение — которое вскоре начало сбываться…

«Очередная атака отбита…» (1943): рисунок из цикла «Песни гетто». Сюжет посвящен восстанию Варшавского гетто…

«Самсон в гетто» (1945). Бойцов Варшавского гетто уже два года как нет — но их пепел стучит в сердце Шика, порождая библейские ассоциации.

«Белая книга» (1943). А вот и снова тот «дракон» — пускай в змеином миниварианте мусульманского терроризма. Что это за «Белая книга» — см. вот тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Белая_книга_1939_года, хотя этот вариант википедийной статьи выглядит, мягко говоря, ну о-о-очень сжатым по сравнению с, например, англоязычным. Что до сути — то Шик показывает сопротивление еврейских поселенцев (настроенных в целом пробритански и уж совершенно точно антигитлеровски) «зме́ю» терроризма арабских, гм, активистов тогдашней Палестины, настроенных не только антиеврейски, но и, даже независимо от этого, откровенно прогитлеровски.
Ну… на самом-то деле трудно отрицать, что все обстояло именно так…

«Новый Моисей» (1944). Что бы там ни было с «Белой книгой», фашизму противостоять надо. И если для поселенцев в Палестине это можно делать только под британским флагом — значит, да будет так. Впрочем, револьвер за поясом рабочего все-таки остается: «змей» никуда не делся.

И, просто по контрасту, одна из иллюстраций к сказкам Андерсена, над оформлением которых художник работал в 1944—1945 годы, параллельно военным циклам…
(Окончание следует.)