Фантастика в филателии
Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 2(64), 2025.
Выпущено много почтовых марок, посвящённых космической фантастике. Например, серия СССР 1967 года так и называется — «Космическая фантастика» (Michel № 3403—3407). То же самое и в некоторых других странах, к примеру блок Болгарии 2003 года «Космическа фантастика» (Michel Block № 258). Две почтовые серии Кубы 1974 и 1975 годов — «El cosmos del futuro» (Michel № 1956—1961, 2039—2044), сцепка марок США 1993 года — «Space fantasy» (Michel № 2337—2341), венгерская серия 1978 года — «Fantasztikum az űrkutatásban» (Michel № 3265—3271), серия Узбекистана 1997 года — «Коинот ва хаёл» (Michel № 129—135, Block № 15)… Продолжать можно долго.

(Michel № 6202)
Как правило, на таких марках изображены футуристические космические корабли и станции, пейзажи иных планет и странные существа. Но есть марки, на которых «космическая фантастика» — нечто совсем иное, на них почти нет техники, а чужие планеты оказываются удивительно похожими на Землю. Например, почтовый выпуск СССР, посвящённый Советскому детскому фонду им. В. И. Ленина. На двух марках — картины художника Виталия Григорьевича Лукьянеца «Мироздание» (Michel № 6202) и «Иная планета» (Michel № 6203). Сегодня мало кто помнит, что несколько десятков лет назад эти картины (вместе с другими работами художника) участвовали в международном конкурсе научно-фантастической живописи, а сам Лукьянец занял на нём второе место.

(Michel № 6203)
В феврале 1977 года популярный советский журнал «Техника — молодежи» объявил международный конкурс научно-фантастических рассказов, статей, очерков о смелых проектах и гипотезах, а также произведений научно-фантастической живописи и графики. Конкурс назывался «Время — Пространство — Человек». И раньше журнал проводил подобные мероприятия — к примеру, в июне 1954 был объявлен конкурс научно-фантастического рассказа. Что же касается картин и рисунков, то в августе 1974 года был объявлен конкурс «Сибирь завтра», в январе 1972 года — «Мир 2000 года», а ещё раньше — «Мир завтрашнего дня».

(Конверт первого дня)
Конкурс «Время — Пространство — Человек» продолжался три года, и за это время в редакцию журнала поступило более 1000 картин и рисунков из многих союзных республик и из-за рубежа. Около двухсот работ вместе с сопроводительными статьями опубликованы на страницах журнала и других изданий. «500 лучших работ отобрано в фонд галереи научной и космической фантастики журнала „Техника — молодежи“ для постоянного экспонирования в здании журнальных редакций издательства ЦК ВЛКСМ „Молодая гвардия“, а также в фонд передвижной выставки „ВРЕМЯ — ПРОСТРАНСТВО — ЧЕЛОВЕК“, предназначенной для показа в городах СССР и за рубежом. В программу показа выставок введены лекции о новом жанре живописи и творчестве отдельных художников, сопровождаемые демонстрацией цветных слайдов. Крупные итоговые выставки снабжаются каталогами» (Итоги конкурса: Время — пространство — человек).
По результатам конкурса москвич В. Лукьянец, чьи картины помещены на почтовые марки, занял второе место, и ему была вручена премия в 100 рублей. Кроме того, его работы оказались среди картин, демонстрировавшихся на международной выставке «НТТМ-80», и потому художнику был вручён почётный знак этой выставки.
Разнообразна тематика картин, присланных Лукьянецем на конкурс:
«Автор многочисленных празднично-ярких холстов В. Г. Лукьянец поистине универсален. Древние цивилизации, НЛО, выросшие под иными солнцами дети будущего, отдаленные драматические эпохи земной истории, имеющие, по мысли художника, неоспоримую связь с „космическим фактором“, — все это входит в круг его интересов». (Кленов В. Гагаринский смотр искусства: К итогам Международной художественной выставки «Время — Пространство — Человек», состоявшейся в Киеве в апреле-мае 1981 года.)
Любопытно, что среди наиболее активных и талантливых участников «Время — Пространство — Человек» был назван Василий Головачёв из Днепропетровска, ему был вручён почётный диплом. Теперь Василий Васильевич — известный московский писатель-фантаст и не участвует в конкурсах фантастической живописи.

(Фото В. Коблова, Екатеринбург)
Один из рисунков Головачёва, присланных на конкурс «Время — Пространство — Человек»:

«Раскованная фантазия художника так представляет себе иной мир Солнечной системы, куда занесло космический корабль землян в их извечном поиске нового». (Захарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. — М.: Дет. лит., 1982. — С. 120.)
В Интернете можно найти фотографии, сделанные Александром Климовым 30 января 1979 года. Это фотодокументы с записи на центральном телевидении передачи «Это вы можете», посвящённой художникам-фантастам. Запись проходила на фоне выставки «Время — Пространство — Человек». На фотографиях некоторые художники, принимавшие участие в конкурсе «Техники — молодежи».
Про Виталия Григорьевича Лукьянеца мало что известно, зачастую информация противоречивая. Известно, что он родился и вырос на Черниговщине, потом перебрался в Москву. Член Союза художников.

Фотография с сайта «Solovki-энциклопедия»
Участвовал в нескольких выставках и конкурсе «Время — Пространство — Человек».
Известный писатель-фантаст Александр Петрович Казанцев был знаком с Лукьянецем с начала 1970-х и высоко ценил его творчество:
«А здесь, на стене, — „Спящая галактика“, картина, подаренная мне художником Виталием Лукьянцем. В его работах особенно ценно осмысление таких абстрактных категорий, как время, пространство, движение…» (Острее шпаги: взгляд сквозь время: На вопросы нашего корреспондента кандидата геолого-минералогических наук Владимира Авинского отвечает писатель-фантаст Александр Казанцев.)

(Фото В. Коблова (?) (Екатеринбург))
Одна из заметок Казанцева посвящена творчеству В. Г. Лукьянеца (Казанцев А. Вселенная в капле росы).
Известны два письма В. Г. Лукьянеца к М. С. Горбачёву, в которых художник выражает обеспокоенность по поводу падения духовного уровня культуры в СССР. В этих письмах встречаются и спорные положения, например:
«Вам известны многие разрушители истинной красоты. Иных из них, как, например, Пикассо, нам настырно суют в нос как образец великой гениальности. Что поделаешь: ведь кому-то больше нравятся шуты при королевах!..» (Лукьянец В. Открытое письмо президенту СССР М. С. Горбачеву.)
И, хотя письмо, из которого взята цитата, датировано 12 маем 1985 года, в нём упоминается Президент СССР. Довольно странно, если учесть, что этот пост введён значительно позже 1985 года.
Во второй половине 1980-х — начале 1990-х Лукьянец занимался весьма специфической деятельностью и даже стал членом-корреспондентом Международной академии информатизации по отделению «Уфология и биоэнергоинформатика»:
«Тема романтичного и необычного заполнила его последние годы. Исколесив всю страну, он находил и расспрашивал сотни очевидцев, чтобы реставрировать по их рассказам конкретные уфологические ситуации. Так когда-то антрополог Герасимов по деталям черепа воссоздавал облик умерших в древности людей. Родились сотни бесценных документальных этюдов. За этот беспрецедентный творческий вклад в науку Уфологическая ассоциация представила кандидатуру Виталия Лукьянца на конкурс для избрания членом-корреспондентом МАИ [Международная академия информатизации — Ю. З.] без какой-либо ученой степени и званий. И он был избран. В порядке исключения. Я бы сказал, в порядке исключительности таланта и научно-философского подхода к жизни». (Ажажа В. Иная жизнь.)
Лукьянец не раз публиковался в газете «Аномалия». В 1992 организовал художественно-иллюстрированный журнал «Светлояр», вышло 3 номера. Журнал издавал за свой счёт, был в нём автором статей, поэтом, редактором и, конечно же, художником.
При чтении воспоминаний о Лукьянеце озадачивает следующее:
«Троякая борьба: с нечистыми духами, с природной стихией, с собственными слабостями — была уделом каждого монаха, жившего на Соловках. После долгих поисков ответа, в конце жизни Лукьянец убежденно говорил, что НЛО — это те самые „духи злобы поднебесные“, о которых Евангелие предостерегает христиан». (Маслова Ю. Соловки и картина художника.)
А вот немного о поздних картинах:
«Из наших современников одним из первых воспроизвел славянские эйдосы и этнонациональные хронотопы северянской эниоэстетики художник Виталий Лукьянец. Рожденный на Черниговщине, несмотря на московскую внешнюю жизнь, он до последних дней пребывал в сакральном хронотопе своего детства — в „Светло-яре“. Его видение метафизических, космических аналогий между английским Стоунхенджем и северянскими Радулем и Радичевым отпечаталось в живописных образах „Речка моего детства“, „Красавица Десна“, „Древний Чернигов“, „Дорога на Любеч“, в графических работах „Чернигов“, „Пятницкая церковь“, „Радуль“. Художника привлекает и космогоническая тема („Миросотворение“), и исторический портрет („Княжна Ольга“), и сюжеты народных сказок, из которых он улавливал энергоинформационные архетипы древнеславянского культурного космоса». (Личковых В. Энерго-информационная эстетика: «физика» или «метафизика» художественных хронотипов: Национальные архетипы и универсальные кенотипы (пост) современного искусства.)
Умер в 1993 (по другим данным — в 1994) году.
На конкурс «Время — Пространство — Человек» В. Лукьянец предоставил несколько картин. Репродукции некоторых из них приведены ниже. Несколько репродукций — из журнала «Техника — молодежи». В 1980-е журнал печатался массовым тиражом, зачастую было много полиграфического брака, поэтому изображения плохого качества.

«Входи в этот мир, дитя! Смотри, здесь тесно от созвездий…» (Захарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. — М.: Дет. лит., 1982. — С. 164.)
«Точно так же исполнено высшего гуманизма и „Мироздание“ (слева). Кстати, эта работа очень высоко оценена устроителями выставки космической живописи в Хьюстоне. В фантастический мир космоса, к сверкающим центрам атомного кипения материи, к звездам живым и рождающимся, к светилам гигантским и карликовым, в мир феерических комет, задумчивых лун, цветущих и обледенелых планет, в бездонный космос уходит женщина Земли, ведя за руку своего малыша — истинного хозяина всей необъятной и зовущей вселенной!» (Казанцев А. Вселенная в капле росы.)

Воспроизведено по книге:
Захарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. — М.: Дет. лит., 1982. — С. 166.
Другое время, иной мир: земные женщина и ребёнок на далёкой планете. На марке рисунок мутный, поэтому космический шлем, лежащий на траве перед женщиной, почти незаметен. Возможно, именно оттого многие филателисты не относят марку с этим рисунком к «космосу» и «космической фантастике». Да и в специализирующемся на космической филателии каталоге «Lollini» нет марок с «Иной планетой» и «Мирозданием».

«Не чужды философские искания и другим работам Лукьянца. Внимательный зритель сразу увидит, что в „Цветах Вселенной“ на фоне космического неба, расцветающего лепестками звездных взрывов и спиралями галактик, земной мальчуган держит в руке „цветок“, словно сорванный с этого необыкновенного небесного луга». (Казанцев А. Вселенная в капле росы.)
«Радужный и прекрасный мир. Он весь пронизан светом и цветом. Он заставляет мечтать и удивляться. Он твой, этот мир… Вот что хочет утвердить своим творчеством талантливый художник». (Захарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. — М.: Дет. лит., 1982. — С. 166.)

Воспроизведено по книге: Захарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. — М.: Дет. лит., 1982. — С. 166.
Соприкасаются два мира — земной и космический. На траве — бабочка, а ниже, на красноватом фоне, в котором угадывается чужая планета, другая «бабочка» — космический корабль иной цивилизации.

Этот рисунок НЛО сделан по известной, 1952 года, фотографии Джорджа Адамски (George Adamski). Даже марки с изображением этой «тарелочки» появлялись, например, в Гренаде в 1978 году (Michel № 919).

(Michel № 919)

«Так в чем же суть фантастического искусства последователя реалистической школы? В символике и глубоком подтексте, унаследованных от великих. Потому-то напоена земным очарованием его картина „Соловки“. Глубокого смысла исполнены два небесных светила — дневное и ночное, две искрящиеся дорожки на водной глади, устремленный ввысь силуэт древнего монастыря и загадочный летательный аппарат в северном небе…»
(Казанцев А. Вселенная в капле росы.)
На картине изображён Заяцкий остров с Андреевской церковью. В небе хорошо различим силуэт летающей тарелки. По форме она такая же, как на картине «Травы», только немного изменён ракурс. Это тоже венерианская «тарелочка» Адамски.

(Michel № 595)

«А „Петрозаводское диво“ наверняка взволнует не только поклонников НЛО, но и серьезных ученых». (Казанцев А. Вселенная в капле росы.)
НЛО на картине выполнено по рисунку очевидца и изображает объект, появившийся 20 сентября 1977 года над Петрозаводском.

Ещё одна картина с НЛО, своеобразный симбиоз «Петрозаводского дива» и «Соловков».
В конце 1970-х — начале 1980-х только два журнала Советского Союза активно общались на своих страницах с любителями фантастики: свердловский «Уральский следопыт» и «Техника — молодежи». Если бы московский журнал плотней работал с фэнами и был менее консервативным, то история советского фэндома была бы иной. Журнал «Техника — молодежи» очень многое сделал для пропаганды фантастики в СССР. Издаваемый массовым тиражом, доступный, с постоянными рубриками «Клуб любителей фантастики», многочисленными статьями о фантастической живописи и репродукциями картин, заметками о КЛФ, интервью с фантастами — он формировал будущий советский фэндом. Поэтому не случайно, что картины В. Лукьянеца, опубликованные в журнале, запомнились многим любителям фантастики. К примеру, в 1989 году южносахалинскими фэнами были подготовлены вопросы для конкурса-встречи между клубами любителей фантастики. На вопрос: «Назовите не менее 3 художников, рисующих на космические и фантастические темы» — прилагался ответ: «Леонов, Соколов, Джанибеков, Лукьянец, Курнин, М. К. Чюрленис».