Олег Мушинский. Эволюция образа эльфа


(Окончание.)



Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 12(38), 2022.



Ушедшие эльфы

В 1971 году вышел следующий роман Пола Андерсона «Три сердца и три льва». Эльфы перебрались в параллельный мир, где и живут в собственном королевстве — Фаэре. Внешне они мало изменились, только глаза у них без зрачков и отливают сплошной голубизной. Солнечный свет по-прежнему для них вреден, однако в Фаэре не было настоящих «рассветов и закатов, светлого дня и темной ночи». Местные маги создали иллюзию всего этого под покровом вечного сумрака.

Более изобретательные, чем их предшественники в «Сломанном мече», эльфы Фаэра нашли способ поставить собственные недостатки себе на службу. Так, кинжал эльфийского герцога Альфрика имеет лезвие из магния, которое можно поджечь и задать солнечного жару всем недругам вокруг. Чашеобразная гарда защищала от света кисть, а плащ — лицо, так что сам герцог при подобном использовании оружия не пострадал бы.

Помимо солнечного света, эльфы Фаэра не выносили вида креста. Последнее напрямую было связано с их магической природой, так как на святой земле магия Фаэра слабела. С магией, понятное дело, слабели и хирели те существа, для которых эта магия была основой жизни. Также местная молва гласила, что фаэрцы не выносили серебра, но тем не менее они носили доспехи из какого-то серебристого металла.

Отношение фаэрских эльфов к людям в целом было нейтрально-враждебным, хотя среди них встречались и те, которые желали людям добра. Малый народец тоже присутствовал здесь, хотя и определенно на птичьих правах. Гоблины по-прежнему прозябали в рабстве, но гномы-рабы среди персонажей романа уже не попадались. Освоив местные металлы и усилив свои позиции магией, фаэрские эльфы перестали в них особо нуждаться.



Тут самое время вспомнить и других эльфийских эмигрантов. Массовый исход эльфийского народа начался еще в XV веке, однако поначалу сказки концентрировались на самом факте исхода и, куда реже, на причинах этого исхода. Чаще всего в качестве последней фигурировал колокольный звон.

Например, в сказке, записанной Джоном Обри, эльф так отреагировал на новые колокола в церкви английского городка Инкберроу:

Не приляжешь, не уснешь
Под Инкберровский гудеж!

В другой сказке эльф одолжил у соседа-человека пару лошадей, чтобы увезти семью от «этих звонилок». То есть сказки делают акцент не на преследовании старого мифа христианской церковью, а на бытовых неудобствах.



Сами эльфы называли целью своего путешествия некую волшебную страну, где им жить будет лучше, чем здесь, по соседству с людьми.

Впервые ее описание мы встречаем у Эдмонда Спенсера в «Королеве фей». Там сказано, что волшебная страна имела общую границу с Британией короля Артура. Вот только Британия короля Артура сама по себе к XV веку стала некой мифической областью, имеющей мало общего с территориальными владениями реального кельтского вождя Артура. По существу, одна сказка граничила с другой. Логично, конечно, но не слишком определенно.

В ряде других сказаний волшебная страна помещалась глубоко под землей. Иногда это подземелье в буквальном смысле этого слова, в других случаях там есть небо и светит свое — как правило, зеленое — солнце.

Кстати, долгое время существовала теория о «полой Земле», суть которой такова — внутри наша планета либо совсем полая, либо имеет огромные пустоты, которые могли бы вместить целые страны. Некоторые сторонники этой теории шли еще дальше, считая, что в этих пустотах есть и свое солнце. Фантасты не раз обращались к этой богатой теме — достаточно вспомнить романы Ж. Верна «Путешествие к центру Земли» или В. Обручева «Плутония», — но эльфийская тема в таких произведениях практически не затронута. Редким исключением в общем ряду стоит трилогия Роберта Сальваторе «Темный эльф» (и подражания оной), но и там действие происходит не на Земле.

Теория «полой Земли» просуществовала вплоть до XIX века. Позднее она была опровергнута научными изысканиями в этой области, но даже сейчас находит своих сторонников. Теперь, как правило, ведется речь не о гигантских полостях внутри земного шара, а о длинных подземных тоннелях, соединяющих весь мир. К примеру, исследованная длина Мамонтовой пещеры превышает 587 километров, так что в принципе под землей действительно есть где спрятаться.

Еще одна версия помещает волшебную страну в потусторонний или, как бы сейчас сказали, параллельный мир. Это уже не мир мертвых из кельтской мифологии — хотя у них зеленый цвет как раз был цветом мертвых и зеленое солнце может быть указанием на загробный мир, — однако, в отличие от кельтских мифов, воздействовать на волшебную страну из нашего мира люди уже не могут.

Когда речь заходит о другом мире, то связь между мирами обеспечивают «врата». Одни находятся на легендарном острове Туле, местонахождение которого до сих пор точно не установлено. Другие — на побережье Бретани, или, как уточняют некоторые сказания, армориканской Бретани. Здесь речь идет о кельтской Арморике («стране у моря»), включавшей в себя полуостров Бретань и прилегающие к нему земли. Побережья там на три тысячи километров.

Есть еще сомнительное указание на врата в Восточной Англии, однако там вообще нет никакой привязки к местности, и, кроме того, эльфы Восточной Англии для эвакуации были вынуждены переехать на континент, хотя им пришлось для этого обращаться за помощью к людям. Если бы эти врата функционировали, вряд ли бы эльфы стали так рисковать.



Однако лишь в XX веке сказители всерьез озадачились не только вопросом, куда ушли эльфы, но и вопросом, как они устроились на новом месте.

Это и уже упомянутый роман «Три сердца и три льва» Андерсена, и рисованный сериал «ElfQuest» Венди и Ричарда Пини, который начал выходить в США с 1978 года.

В последнем рассказывается о судьбе эльфов, которые перенеслись вместе со своим волшебным замком в другой мир. На месте выяснилось, что эфир этого мира практически непроницаем для магических волн, а дикие аборигены совсем не рады пришельцам. Те эльфы, что пережили первый контакт, бежали в леса и за десять поколений деградировали, подрастеряв былое могущество, однако затем сумели приручить волков (связь с природой сохранилась), кое-как освоили магию нового мира, и жизнь постепенно наладилась.



А существует и другое предположение — будто бы эльфы на самом деле никуда не ушли. Они перебрались в самые укромные уголки нашего мира и спокойно живут там. К примеру, в Новой Зеландии мифы маори называют в качестве первопоселенцев народ туреху — духов деревьев и трав, предстающих в виде светловолосых и светлокожих людей. В рассказе Рэя Брэдбери «Холодный ветер, теплый ветер» эльфы загорают на сицилийских пляжах, а в Ирландию приезжают разве что в гости, немного пошалить.

Также вполне возможно, что нынешние НЛО принадлежат потомкам когда-то ушедших эльфов. Пилоты НЛО описываются как маленькие человечки и особой красотой не отличаются. Как тут не вспомнить Хью Миллера: «наездники же — низкорослые уродцы».

Согласно мифу уже ХХ века, нацисты, исследовавшие феномен НЛО и снарядившие по этому поводу экспедицию в Антарктиду, обнаружили там кусочек земли, описанный ими как «земной рай». Прекрасный чертог Вингольв находится как раз на самом юге, а что южнее Антарктиды? Конечно, сила НЛО в технологиях, а не в магии, но, как писал замечательный фантаст Артур Кларк, «любая достаточно развитая технология неотличима от магии». По крайней мере для тех, кто в оной технологии не разбирается.

Более того, если обратиться к рассказам уфологов, то можно отметить любопытную деталь: НЛО-навты проводят медицинские эксперименты с помощью методов и инструментов, равных современной им земной медицине. Пришельцы со звезд могли бы иметь и более совершенные инструменты. Да и насчет звезд не все ясно. По ряду мифов, посвященных уже самим НЛО, они давно и прочно обосновались на Земле. Их поселения располагаются либо на океанском дне, либо все в тех же подземных пустотах. Возвращаясь к теории «полой Земли», замечу, что и в ней нередко фигурирует высокоразвитая цивилизация, обитающая в подземном мире. Могли ли создать такую цивилизацию эльфы?

Полагаю, ответ утвердительный. Во-первых, некоторые мифы указывают, что «волшебная страна», куда ушли эльфы, располагалась под землей. Во-вторых, само по себе проживание под землей не было для эльфов и родственных им народов в новинку. Достаточно вспомнить холмы-сиды.

Разумеется, есть определенная разница между домом в холме и пещерой на километровой глубине, но разница эта не принципиальная. И там, и там — слой земли над головой, просто разной величины. Другое дело, что в первом случае для выхода «к солнцу» достаточно открыть дверь, во втором — одолеть километр по вертикали. Здесь эльфов могла выручить магия или, если мы перешли в поле научной фантастики (а эльфы, кстати, на это поле перешли), то глубокие познания в точных науках. Для обеспечения комфорта эльфы вполне могли создать себе под землей иллюзию мира на поверхности, а оказавшиеся у них в гостях путешественники вынесли из этого миф о подземном мире.

Тут, правда, возникает закономерный вопрос: а зачем эльфам, так удачно убравшимся подальше от человечества, вылезать обратно, рискуя порушить всю конспирацию? Вспомним, что первое появление НЛО датируется 1947 годом, то есть спустя всего два года после первых ядерных взрывов. Одна подобная встряска еще могла быть засчитана за катастрофу космического масштаба, но несколько уже однозначно свидетельствовали — на поверхности что-то происходит. А планета-то, как ни крути, у нас одна. Тут уже не до конспирации. Надо разобраться: что еще придумали эти беспокойные люди? И, потратив пару лет на разработку НЛО, эльфы вновь поднялись к небу.

Сразу оговорюсь: для полноценной теории изложенного, конечно, недостаточно, но как предположение это вполне допустимо.

Современные эльфы

Современные эльфы зачастую наследуют стандарт, заданный Толкиеном, однако хватает и классических персонажей, и, скажем так, заметных модификаций.



Вот возьмем, к примеру, темных эльфов дроу. Эти темные, как на лицо, так и в душе, эльфы, описанные в трилогии Роберта Сальваторе «Темный эльф», — чернокожие. Ростом они порядка пяти футов. Британский фут составляет примерно 30 сантиметров, то есть высота среднестатистического дроу — 1,5 метра, а то и ниже. Возможно, здесь сказалось влияние их прототипа — эльфов троу, которые были ростом с подростка.

По внешнему виду дроу были столь же красивы, как и их светлые собратья толкиеновского образца. Поскольку дроу жили глубоко под землей, в вечном мраке Подземелий, у них было развито инфравидение — способность видеть в инфракрасном спектре. Помимо этого, все дроу обладали врожденными магическими способностями. С людьми темные эльфы, понятное дело, не ладили, однако союз дроу и человека мог иметь детей, и этих детей было достаточно, чтобы им дали особое название — драмены.

Как и люди, дроу были не бессмертны, но срок их жизни составлял порядка 700 лет. Впрочем, в жестоком подземном обществе мало кто умирал своей смертью: «Положение в обществе. Во всем мире дроу нет понятия важнее… Восхождение к власти в обществе дроу — просто убийство вышестоящих. Королева Пауков — божество хаоса, и она, и ее высшие жрицы — истинные правительницы мира дроу — с одобрением смотрят на честолюбивых личностей с ядовитыми кинжалами». Постоянная бойня вкупе с низкой рождаемостью ограничила распространение темных эльфов, но она же выковала из дроу лучших солдат Подземелья, и все прочие расы уступали им дорогу.



А вот пример «классики» — Джек Вэнс в своем рассказе «Зеленая магия» вернулся к трактовке эльфа как духа.

У него эльфы Зеленой магии населяли, соответственно, зеленый круг магии. В земном воплощении такой эльф-дух принял облик человека с глазами цвета бутылочного стекла и копной молодых эвкалиптовых листьев на голове. Впрочем, поскольку это лишь воплощение, Зеленые эльфы могли варьировать свой образ по ситуации, и опознать обитателя зеленого круга можно было лишь по одной примете: большой палец левой руки у всех существ зеленой магии (не только у эльфов) отливал зеленым цветом.

На родном круге Зеленые эльфы — элементы стихии зеленого царства. Как следствие, внутренние переживания отражались и в окружающем мире, и в облике самого эльфа. В ходе беседы с другим персонажем от пальцев эльфа плыли клубы зеленого дыма, с ладоней срывались брызги изумрудного пламени, за плечами крутились вихри ярко-зеленой пыли. В процессе размышления по лицу эльфа пробегали волны перламутрового мерцания, отражая оттенки мыслей. Глубокая задумчивость вообще сдвигала облака над головой.

Между собой Зеленые эльфы общались посредством мыслей — Осмыслений, а для общения с более примитивными типами вроде людей они использовали условный язык, состоящий из символов-флейков, где каждый — «порхающее пятнышко нежнейшего радужного цвета». Каждый флейк — один оттенок подспудного значения смысловой единицы, выраженный в цвете. Многие из этих цветов недоступны человеческому зрению, а общее их количество около миллиона.

Отдельно стоит отметить и процесс питания на Зеленом круге. Потребления пищи как поедания чего-либо там не было. Вместо этого насытиться можно было, окутавшись горячим газом розовых яиц, прогулявшись под дождем из металлических кристаллов или просто созерцая определенные символы. Теперь понятно, почему Зеленые эльфы такие мудрые: вон, Ньютону одного яблока на целый закон всемирного тяготения хватило, а тут целый дождь, да еще из металлических кристаллов!



В 1998 году в литературу стараниями Дж. Роулинг вернулись домовые эльфы и прочно обосновались в сериале о Гарри Поттере. Это не сказочные брауни, но общие черты у них есть. В романе «Гарри Поттер и тайная комната» присутствует описание домового эльфа по имени Добби: это маленький человечек с уродливым лицом, с тонким носом и огромными зелеными глазами, ушами напоминавший летучую мышь. Как и положено домовому эльфу, он служит не дому, а конкретной семье и занимается домашним хозяйством.

Собственно, добби — разновидность брауни в Йоркшире. Согласно некоторым источникам, добби более склонен к проказам, чем, так сказать, классический брауни, но в романе Добби вполне послушен. Аналогично с брауни, получение домовым эльфом одежды от хозяина должно завершить их отношения. В романе «Гарри Поттер и тайная комната» хозяин дал Добби дневник с вложенным в него носком Гарри Поттера, и это привело к немедленному разрыву их отношений.



Отдельного упоминания заслуживают эльфы «Плоского мира» Терри Пратчета. Эти эльфы описаны в романе «Дамы и господа» (1992 год). Это уже не классический образ, но и не заданный Толкиеном стандарт.

Да, эльфы Плоского мира способны навести чары, которые заставят жертву считать их идеалом красоты, подобным эльфам Толкиена, однако, если проникнуть за магическую завесу, взору предстанет «маленькая и серая, как обезьянка, с большой головой, огромными глазами и узкой, покрытой пухом грудкой» эльфийка. Вот только проникнуть не просто. Эльфы Плоского мира — мастера чар и не гнушаются нечестных приемов.

В отличие от дроу, эльфы Плоского мира не являются адептами чистого зла, и свершение злых дел для них не самоцель. Дроу готовы отправиться в рискованный рейд на чужую территорию, чтобы потешить свою богиню свежей кровью. Эльфы Плоского мира если бы и предприняли такой рискованный шаг, то только ради своего собственного развлечения. Они эгоистичны, бессердечны и не желают отягощать себя чужой моралью. Их не волнуют чужие страдания. Эльфы Плоского мира хотят жить с комфортом и развлекаться, а какую цену за это заплатят другие — их интересует меньше всего.

Эльфы на экране

Оценив силу печатного слова, Оберон не пропускал новинки массового искусства. Оно ведь в случае с эльфами полезно не только для имиджа, но и для развития.

Уже в 1911 году Оберон появился на большом экране. Студия «Братья Пате» — московский филиал французской фирмы «Пате» — сняла немой фильм «Сон в летнюю ночь». Следующая экранизация комедии Шекспира относится к 1935 году, когда в СССР по ее мотивам была снята мультипликационная политическая агитка, однако мультфильм не сохранился. Должно быть, королю эльфов этот опус не понравился. В 1959 году чехословацкий мультипликатор Йиржи Трнка экранизировал «Сон в летнюю ночь» уже в цвете и со звуком.

Кинематограф расширил границы эльфийских земель аж до самой Японии. В 1978 году японская студия «Топкрафт» приняла участие в западном проекте по экранизации толкиеновского «Хоббита», однако дальше в японском кино эльфы как-то не прижились.

Впрочем, эльфы и в европейском-то кино чаще предпочитали мультипликацию: «Дюймовочка», «Золушка» с ее феей-крестной, сериалы «Тень эльфов» (на русском «Тайны страны эльфов») и диснеевская серия «Феи» (на английском «Tinker Bell» по имени главной героини). Все-таки рисунок больше подходит к сказке, хотя сейчас, с современными возможностями кинематографа, этот нюанс уже уходит в прошлое. Достаточно сравнить фильмы «Властелин колец» и «Хоббит» с ранними мультфильмами по тем же произведениям.

Опять же, именно мультипликаторы продолжили развитие образа. Дело в том, что традиции мультипликации требуют некоторой гипертрофированности характерных черт персонажей — это связано с краткостью мультипликационной истории и необходимостью быстро дать понять зрителю, кто есть кто. Основной характерной чертой эльфов были острые уши, каковые и подрастали, подчас весьма заметно. У некоторых анимационных эльфов ушки не уступают ширине плеч.

В Японии образ аниме-эльфа формировался на базе европейского образца, но под влиянием двух местных сил. С одной стороны, в Японии он не был связан с многовековыми традициями и потому легко подвергался корректировке в зависимости от фантазии художника. С другой стороны, японцы по натуре традиционалисты, и, едва образ устоялся, он начал быстро закостеневать. Аниме-эльфы, как и положено обитателям Фаэрии, — волшебные существа. Они красивы, аристократичны и в основной массе привержены идеалам добра. Наиболее близким к европейской традиции — точнее, к ставшему культовым сериалу «Сага о копье» — оказался сериал «Лодосс» («Record of Lodoss War»).

Однако свой вклад японцы тоже внесли. Есть такое направление в японской анимации (не только японской, но сейчас речь о них), где сюжетная линия так или иначе сводится к «они встретились, воспылали и предались любовным утехам». Прекрасные эльфы, конечно, не могли избегнуть попадания в подобные сюжеты. При этом процент попадания эльфиек на порядки превосходил процент эльфов. Частично эту проблему решали люди или другие мифические существа, но на каком-то этапе стало совершенно ясно: не справляются аборигены с горячими девами запада, и тогда появились двуполые эльфы-гермафродиты.

Игровые эльфы

В XX веке людям окончательно наскучило наблюдать за приключениями эльфов со стороны. Захотелось помочь, направить, а то и примерить на себя шкуру остроухого приключенца. Эльфы расселились во вселенных DnD (Dungeon and Dragon), проникли в настольные и компьютерные игры. Король Оберон почтил своим вниманием игру «Гвинт», созданную по мотивам «Ведьмака».

Перечислить все игры не представляется возможным, поэтому ограничимся краткой обзорной экскурсией.



Вселенная DnD — а точнее, серия «Забытые королевства» — в достаточной мере прославлена бойким пером Роберта Сальваторе, автора «Темного эльфа». О темных эльфах дроу уже сказано выше, но здесь тоже есть что добавить. В романе дроу изначально были представлены как чернокожие эльфы, что соответствовало черноте их души. Когда пришла пора визуализировать облик, быстро выяснилась непопулярность такого решения, и дроу несколько посветлели.

Они по-прежнему остались темнокожими, но это уже был не черный, а темные оттенки других цветов. Наиболее популярными оказались фиолетовый, темно-синий, болотный и серый. Поскольку все дроу обладали магическими способностями, то необычный цвет кожи легко объяснялся их магической природой, не вызывая тем самым никакого противоречия.

Помимо этого, в той же серии упоминались еще две очень редкие эльфийские расы: авариэли и аватирри. Это крылатые эльфы. Мифическая, по мнению многих, раса летающих эльфов, обитающая на Фэйруне. Очень редки, и о них мало что известно, кроме того, что выглядят они как традиционные ныне эльфы Толкиена, но с тонкими птичьими (авариэли) или насекомообразными (аватирри) крыльями. Авариэли считаются светлыми эльфами, аватирри — темными.



В игре «Warcraft-2» уши у эльфов соответствовали классическому образцу, заданному Толкиеном: «похожи на древесный лист». Конфликт, на радость игрокам, не исчерпался с разгромом Орды орков, и в третьей части игры эльфы уже щеголяют куда более длинными ушками. Вероятно, во время войн и смут уши у эльфов отрастали, и по их длине можно опознать эльфа-ветерана.

Другим интересным аспектом эльфов Warcraft’а является редкая близость к природе. Ночные эльфы не просто живут в лесу. Лес стал частью их общества: дома-деревья движутся вместе с войском и сражаются с врагом, а магические светлячки научились добывать из деревьев древесину, не повреждая само дерево.

Впрочем, эльфы странствуют не только по лесам, но и по морям, а проклятые эльфы так и вовсе становятся морским народом. В «Disciples II» последовательность обратная — русалки и эльфы изначально были одним народом, но затем их пути разошлись. Родство с морем не забыто, и это радует.



При переносе игры «Warhammer» из жанра фэнтези в космическую оперу «Warhammer 40K» эльфы отправились к звездам, став высокоразвитым народом эльдаров.

Впервые эльдары упоминаются еще у Дж. Р. Р. Толкиена в «Сильмариллионе». Это три племени эльфов, выступивших в поход от Куйвиэнэн к Аману. Считалось, что они увидели свет звезд, бывший раньше света солнца и луны, за что и получили название эльдары — «звездный народ».

Внешне звездные эльфы не отличаются от своих земных собратьев, описанных Дж. Р. Р. Толкиеном, а по характеру, как это теперь водится, подразделяются на светлых (те еще злыдни на самом деле) и темных (вообще отморозки).



Как правило, персонажами игр становятся эльфы установленного Толкиеном образца с некоторыми незначительными вариациями, обусловленными сюжетом, условиями или балансом. Или вообще без вариаций, как, например, в мире The Elder Scroll, где эльфы — человекообразные существа с острыми ушами и магическими умениями, которые в том числе обеспечивают эльфам более продолжительный срок жизни. Маленькие эльфы — феи, лепреконы и т. п. — если и присутствуют, то в качестве не основной расы и выполняют роль помощников или отдельных боевых единиц в армиях высоких эльфов.

Фантастические эльфы

В 1969 году король эльфов выступил в жанре фантастики. Кристофер Сташефф в своем фантастическом романе «Чародей поневоле» вывел Оберона в образе короля эльфов (а как же иначе?) Брома О’Берина. Действие происходит на планете Малая Плантагенет. Местные эльфы были ростом от 12 до 18 дюймов (от 30 до 45 см) и внешне соответствовали шекспировским эльфам. Их король Бром О’Берин — сильный, широкоплечий и коренастый — в целом больше напоминал классического гнома, тем более что физической силой его автор отнюдь не обделил. Красотой он, как и первый Оберон — Альберих, не блистал.

В романе Сташефф дал довольно оригинальную трактовку появления эльфов. На планете произрастает растение, именуемое ведьмин мох. Под влиянием телепатического воздействия этот ведьмин мох способен принимать любые формы, и люди, обладающие соответствующим даром, вспоминая древние сказки, породили племя эльфов. Поскольку в сложившемся обществе самыми популярными были сказания викторианской эпохи, то и эльфы оказались соответствующими.



В 1978 году напомнил о себе и космический Оберон. Действие уже чисто научно-фантастического романа Сергея Павлова «Лунная радуга» разворачивается в недалеком будущем. Человечество осваивает Cолнечную систему. К Урану одна за другой отправляются исследовательские экспедиции. Одна из них высадилась на спутнике Урана — Обероне.

Космопроходцам, потревожившим покой космического Оберона, поначалу пришлось несладко. Часть экипажа космического корабля «Лунная радуга» погибла. Те, кто сумели унести ноги, получили в дар новые, загадочные способности, поставившие в тупик земную службу безопасности и доставившие владельцам массу неприятностей. Но, как и положено, в финале дар короля эльфов обернулся во благо: носители новых способностей не старели, а срок их жизни увеличился лет до пятисот минимум. Мало того, последний дар Оберона подарил людям звезды.

Последний ли?



В конце ХХ века Оберон под именем Ауберон Муиркетах застрял в цикле «Ведьмак». Устав ждать, пока 650-летний король освободит трон, эльфийский генерал Эредин отравил Оберона, и тот умер на руках волшебницы Цири. Умер только для «Ведьмака» или совсем — время покажет. Я склонен надеяться на лучшее.

История короля эльфов Оберона — это история эльфийского народа, отраженная на своего повелителя. Вместе со своим народом Оберон прошел все значимые этапы развития образа: мифологизацию, демонизацию, вхождение в литературу, миниатюризацию, обратный рост и даже путешествие к звездам. Он просто не может уйти вот так, уставшим от жизни второстепенным персонажем. А это значит, что рано или поздно мы вновь увидим его на страницах книг или на экране.

Вместо заключения


Несмотря на солидный возраст, образ эльфа продолжает открывать новые грани даже в наши дни, и это внушает оптимизм. Эльф — не застывший в камне слепок на века. Это живой, развивающийся и меняющийся образ, который, надеюсь, еще порадует нас новыми открытиями. В конце концов, кто знает эльфов лучше эльфов? Им и заключительное слово:

«Понятие облика включает в себя субъективную интерпретацию, которая меняется время от времени» (эльф Йадиан (Джек Вэнс «Зеленая магия»)).


Приложение. Список литературы, использованной, упомянутой или иным образом задействованной при написании статьи


Аарне Антти Аматус «Указатель сказочных типов» (1910 г.)

Алешина Т. «Братья Гримм и убийца волков» (2009 г.)

Андерсен Ханс Кристиан «Сказки, рассказанные детям» (1835—1837 гг.)

Андерсон Пол «Сломанный меч» (1954 г.)

Андерсон Пол «Три сердца и три льва» (1971 г.)

Барри Джеймс М. «Питер Пен» (1904 г.)

«Большая советская энциклопедия» (1970—1977 гг.)

Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. «Энциклопедический словарь» (1890—1907 гг.)

Брэдбери Рэй «Холодный ветер, теплый ветер» (1964 г.)

Вагнер Рихард «Золото Рейна» (1869 г. (примеч.: дата первой постановки))

Виланд Кристоф Мартин «Оберон» (1780 г.; рус. перевод 1787 г.)

Вэнс Джек «Зеленая магия» (1962 г.)

Гальфрид (Джеффри) Монмутский «Жизнь Мерлина» (XII век)

Гербер Хелен «Мифы северной Европы»

Гете Иоганн Вольфганг «Фауст» (1-я часть — 1808 г., 2-я часть — 1825—1831 гг.)

Грайс Ф. «Народные сказки Северных графств»

Гримм Якоб «Немецкая мифология» (1835 г.)

Дрейтон Майкл «Нимфидия» (1627 г.)

Карелин Антон «Новая жизнь бессмертного народа. Эльфы в аниме» (2004 г.)

Киплинг Редьярд «Пак с волшебных холмов» (1906 г.)

Козьма Пражский «Чешская хроника» (начата в 1119—1120 гг.)

Лили Джон «Эндимион» (1591 г.)

Миллер Хью «Старый красный песчаник» (начало XIX века)

Мильтон Джон «Комос» (1637 г.)

«Мифологический словарь» под ред. Мелетинского (1992 г.)

Най Джоди Линн «Прикладная мифология» (1990 г.)

Неизвестный автор «Гюон Бордосский» (XII—XIII век)

Неизвестный автор «Сага о Тиндреке Бернском» (XIII век, сборник более ранних произведений)

Павлов Сергей «Лунная радуга» (1978 г.)

Перро Шарль «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями» (1697 г.)

Пини Венди и Ричард «ElfQuest» (с 1978 г.)

Пратчетт Терри «Дамы и господа» (1992 г.)

Пропп Владимир Яковлевич «Морфология волшебной сказки» (1928 г.)

Пропп Владимир Яковлевич «Исторические корни волшебной сказки» (1946 г.)

Разин Е. А. «История военного искусства», т. 1 (1939 г.)

Роулинг Джоан «Гарри Поттер и тайная комната» (1998 г.)

Сальваторе Роберт «Темный эльф» (1990—1991 гг.)

Сапковский Анджей «Ведьмак» (1986—2013 гг.)

Спенсер Эдмонд «Королева фей» (1590—1596 гг.)

Спрэг де Камп Лион, Прэтт Флетчер «Дипломированный чародей» (1984 г.)

Сташефф Кристофер «Чародей поневоле» (1969 г.)

Стеблин-Каменский М. И. «Древнеисландский язык» (1955 г.)

Сжостед М. «Боги и герои кельтов»

Стурлуссон Снорри «Младшая Эдда» (1222—1225 гг.)

Сэксби Джесси «Шетландская традиция»

Толкиен Джон Р. Р. «Властелин колец» (1954 г.)

Толкиен Джон Р. Р. «О волшебной сказке»

Толкиен Джон Р. Р. «Сильмариллион» (опубликовано в 1977 г.)

Толкиен Джон Р. Р. «Хоббит» (1937 г.)

Топелиус Сакариас «Сказки» (т. 1—4, 1847—1852 гг.)

Уэйс Маргарет, Хикмэн Трэйси «Сага о копье» (1984 г.)

Уэллс Герберт «Мистер Скелмерсдейл в стране фей» (1901 г.)

Фасмер Макс «Этимологический словарь русского языка» (т. 1—3, 1950—1958 гг.; с доп. О. Н. Трубачева, т. 1—4, Москва, 1964—1973 гг.)

Фрай «Анатомия критики» (1967 г.)

Хендерсон Уильям «Фольклор северных графств»

Цезарь Гай Юлий «Галльская война» (50-е годы до н. э.)

Чосер Джеффри «Кентерберийские рассказы» (1478 г. изд.)

Шекспир Уильям «Сон в летнюю ночь» (1596 г.)

Широкова Н. С. «Культура кельтов и нордическая традиция античности»

Briggs Katharine «A Dictionary of Fairies» (1976 г.)

Vendryes J. La Religion des Celtes (1948 г.)

Летопись «Northumberland Words» (1892 г.)

Также в тексте цитируются отрывки из песен В. Высоцкого.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s