(Продолжение.)
Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 8(34), 2022.
Domum della mechanica
Всякий, кто бывал в Вероне, узнаёт от местных жителей о том, что неподалеку от города находятся руины таинственной башни, участие в постройке которой принимал францисканский монах, продавший душу Дьяволу. Самолично осмотреть достопримечательность непросто. Ряд селений и дороги, соединявшие их, пролегая от Вероны до Леньяно, нынче покинуты, но за скромную плату кто-то из городских бездельников станет провожатым для путешественника. Гораздо проще спускаться вниз по Адидже на лодке, пока не станет заметен возвышающийся над лесом остов строения. Любители древних легенд и романтических прогулок проложили тропу к самой башне.
В монастырских книгах монастыря Сан-Джорджо-ин-Браида можно найти записи о пребывании в обители брата Джеронимо. Странствующий монах побывал в Вероне, где помог некому мастеру Филиппе — очевидно, состоятельному мещанину. К сожалению, информации о том, в чем состояла работа, выполненная миноритом, не сохранилось, известно лишь, что вознаграждение за труд Джеронимо просил передать святой обители. Братья не могли не пригласить бескорыстного умельца погостить у них. Вероятно, именно там францисканец нашел человека, желавшего построить приют для отшельника на берегу Адидже.

Брат Джеронимо постарался сделать строение максимально приспособленным для автономного проживания и защиты от слишком назойливых гостей из суетного мира. Таково было требование заказчика. Францисканец, будучи человеком общительным и доброжелательным, вместо того, чтобы отказаться уподоблять обитель смиренного богомольца крепостным сооружениям, воспользовался случаем упростить работу строителям. Башня была нафарширована механизмами, позволявшими нескольким монахам управляться с громоздкими балками, быстро возводить стены, доставить внутрь большое количество припасов и реликвии, которые будущий отшельник пожелал иметь при себе. В дальнейшем эти приспособления сделали внутренние помещения строения самым таинственным и закрытым от посторонних глаз уголком на берегах Адидже.
Имя того, кто удалился от мира в Domum della mechanica, как и причина его решения заточить себя в башне, осталось неизвестным. Нелюдимость Божьего человека в какой-то момент начала возмущать крестьян и следовавших этими местами паломников, любивших поглазеть на отшельников и послушать душеспасительные проповеди. Еще недавно боготворившие бессребреника Джеронимо добрые христиане Вероны утверждали, что францисканец с незнакомцем скрылись от людей с целью проведения далеко не богоугодных обрядов. Свои обширные знания монах употребляет для сооружения механизмов, которые позволят человеку превзойти Бога, а его напарник, будучи чародеем, наделяет жуткие конструкции магическими свойствами.
Гром грянул в 1257 году. В Леньяно скончался миланский архиепископ Леоне да Перегро. Местные жители настояли на том, чтобы уважаемого ими святого отца погребли в местном храме Сан-Назаро. Вскоре покойник был похищен, что вызвало всеобщее возмущение. Тут-то и вспомнили о том, что Леоне да Перегро был францисканцем, как и брат Джеронимо. Богохульник, возомнив себя всесильным, мог попытаться воскресить персону, занимавшую высокий пост, чтобы получить сильного союзника в своем черном деле. К Domum della mechanica потянулись возмущенные граждане. Попыток штурмовать твердыню не было, прибывшие на место представители светской власти и духовенства были впущены внутрь хозяином. Покинув башню, они заверили собравшихся, что обитатель там только один, никаких следов мертвого тела, как и магических обрядов или иных греховных деяний, ими обнаружено не было. Скандальное происшествие вскоре забылось.
Мрачные легенды о Domum della mechanica, которые можно услышать сегодня, слагались гораздо позже и не имели ничего общего с реальными жителями башни. Таковых после смерти таинственного отшельника было не много. В последний год XIII столетия сюда из Милана был направлен монах, дабы смирять плоть и переписывать священные тексты. В несчастный год чумы брошенная обитель стала приютом для некого Ионы, или Джона, бежавшего от эпидемии из германских земель. Большую часть времени капитальное строение привлекало бродяг и паломников, которые не стеснялись использовать деревянные элементы механизма в качестве дров. Несколько раз башня горела, и сегодня от ее каменных стен осталось немного.
Народные сказания связывают ее с одной из наследниц знатной династии делла Скала. Происходили события в конце XIII века, когда Мастино, представитель вышеназванного семейства, правил Вероной. Его конфликт с Римским Папой и отлучение всего семейства от церкви пошатнули веру девушки, в духовных поисках она обратилась к катарам. Большая политика примирила наместника престола святого Петра с делла Скала, и последние взялись за борьбу с еретиками. Успех военных походов был очень важен для укрепления репутации рода, недавно побывавшего в опале. Чтобы девушка не предупредила своих единоверцев, ее обманом заманили в башню, двери и окна которой закрылись сами собой после того, как она переступила порог. Водой и пищей узницу снабжали при помощи сокрытых в стенах ходов — девушка сама не понимала, откуда в ее темнице появляется все, в чем она нуждалась. Создателем хитроумной конструкции и тюремщиком аристократки был, естественно, монах. Религиозный фанатизм заставил его употреблять свой дар изобретателя для создания орудий пыток, применяемых против врагов церкви. Наблюдая мучения еретички, он обратился к магии и алхимии ради исправления ее нрава, а позже — дабы завоевать ее любовь. Удалось ли ему добиться от девушки покаяния, возбудил ли он в ней страсть, неизвестно, но свою душу он погубил, о чем упоминается в каждом сказании о Domum della mechanica.
Иногда для подтверждения достоверности истории приводят факт обнаружения в одной из стен тайника, хранившего человеческие останки. Вероятно, находкой стала одна из реликвий первого обитателя Domum della mechanica. Молва приписывает ее или несчастной пленнице, которую родители не решились похоронить по христианскому обряду, или ее надзирателю, терзаемому раскаянием за содеянное. Судьба и нрав героя народных сказок не имеют ничего общего с личностью брата Джеронимо. Автор Domum della mechanica продолжил свой путь, неся с собой идеи, которые так и не смог реализовать между Вероной и Леньяно.
(Продолжение следует.)