(Продолжение.)
Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 5(31), 2022.
Dentis per fractionis lapis
Наблюдения за земляными работами и крестьянским трудом заставили брата Джеронимо поставить под сомнение эффективность применяемого для этих целей инструмента. Монах пришел к выводу, что неизменная форма и простота сильно вредят здоровью работников, заставляют их прикладывать многократно большее усилие, чем требуется для выполнения поставленной цели. Улучшить ситуацию изобретатель взялся при помощи Dentis per fractionis lapis.
Преимуществом механического гибрида кирки и лопаты являлось то, что габариты конструкции не были изначально заложены ее создателем. Брат Джеронимо понимал, что подобное устройство может быть использовано для самых разных работ. Будучи уверенным в том, что увеличение или уменьшение Dentis per fractionis lapis потребует только индивидуального расчета каждой детали, не сказавшись на рабочих характеристиках инструмента, он сделал соответствующую запись в своем альбоме. В поздних списках на рисунке начали появляться человеческие фигурки, позволявшие предположить масштаб конструкции. В данном случае мы наблюдаем весьма скромную фантазию, включающую только двоих тружеников.

В силу того, что конструкция предназначалась для широкой аудитории, францисканец не стеснялся знакомить со своими идеями всех и повсеместно. Звучное название должно было привлекать внимание тех, кто собирался проводить земляные работы на каменистой почве. В 1257 году он получил приглашение от состоятельного семейства Донати посетить Флоренцию и руководить командой мастеров, изготавливая опытный образец Dentis per fractionis lapis. Представители одной из самых могущественных фамилий боролись за политическую власть, ублажая горожан щедрыми пожертвованиями на благотворительные проекты. По прибытии в город францисканцу представили некоего Марко, который и продвигал идею воспользоваться наработками Джеронимо. Единственной неприятностью было то, что механизм нужно было усовершенствовать так, чтобы он был погружен в кадку и перемешивал тесто, а не рыл ямы или рыхлил почву. Донати задумали порадовать соотечественников пекарней, которая поставляла бы хлеб во все приюты для странников и нуждающихся. Местом сооружения богоугодного заведения предполагалась обитель Слуг Девы Марии на окраине города.
Раздосадован Джеронимо был не столько необходимостью внесения в его замысел существенных изменений, сколько стремлением удешевить конструкцию любой ценой. Марко уже успел пообещать заказчикам, что вместо заливки свинцом противовеса лопаты удастся использовать мешки с мукой, которая будет постепенно добавляться в тесто. Францисканец был категорически против таких инноваций, замечая влияние изменений массы, движущей механизм, на его работу. Это становилось причиной конфликта не только с Марко, но и с монастырской братией и господами Донати, которым уже было обещано завершение работ в кратчайшие сроки.
Смиренный минорит выдерживал многочасовые споры и вынужденные уступки исключительно ради монастыря, прославленного чудесными событиями, и нуждавшихся в хлебе бедняков. Проконтролировав создание основных, по его мнению, элементов конструкции, Джеронимо спешно покинул Флоренцию. Запуск механизированной пекарни состоялся без его участия в 1258 году. Грандиозный успех и отсутствие оппонента вдохновили Марко на продолжение модификации конструкции. Устройство слишком часто останавливали, переделывали и ремонтировали. Год спустя после очередного неудачного эксперимента диковинка вышла из строя, но не была забыта.
Согласно мнениям отдельных персон, наблюдавших механизм, его судьба была любопытна. Один из членов ордена Слуг Девы Марии якобы забрал его детали и спустя некоторое время превратил останки в музыкальный инструмент. Никаких упоминаний о концертах с участием модифицированного Dentis per fractionis lapis не существует, потому есть основания предполагать, что эта версия является легендой.
В 1290 году флорентийский суд рассматривал дело пройдохи, который объезжал бедные кварталы Флоренции с предложением вложить деньги в прибыльное предприятие. По его словам, он был знаком с кузнецом, которому отдали в ремонт чудо-машину, способную одновременно молоть муку, замешивать тесто и выпекать хлеб. Заказчик не оплатил работу и не забрал технику. Хитрец якобы готов выкупить этот незаменимый в хозяйстве аппарат и открыть пекарню. Те, кто сейчас вложат хоть малую сумму в приобретение, смогут в течение года получать хлеб бесплатно. Недоверчивые горожане заподозрили в предприимчивом соотечественнике чернокнижника и схватили его. После того, как отсутствие сговора с Сатаной, а также наличие в продаже волшебного агрегата было доказано, неудачнику пришлось возвратить деньги обманутым им людям.
О Dentis per fractionis lapis вспомнили после Великой эпидемии чумы. Небезосновательно поползли слухи о том, что машины будут производиться в уменьшенном варианте и устанавливаться в шахтах. Прикрепив за каждым механизмом одного рабочего, планировалось сократить количество тружеников и увеличить производительность труда. Гильдии единодушно выступили против таких планов. Среди вероятных работников активно насаждалось мнение о том, что автором изобретения был монах, продавший душу Дьяволу, что Dentis per fractionis lapis предполагает заковывание человека в цепи и приводится в движение судорогами, сотрясающими тело несчастного. Естественно, такие настроения не способствовали даже поиску мастеров, готовых собрать опытный образец. История флорентийской пекарни, где изобретение брата Джеронимо использовалось во славу Господа и на благое дело, была позабыта, аргументов в пользу инновации не хватало, и проект остался не реализованным.
(Продолжение следует.)