(Таджикское сказание)
Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 4(30), 2022.
В номере 11 за 2021 год и в номере 2 за нынешний год мы публиковали несколько произведений из книги «Ленин в русской народной сказке и восточной легенде». Теперь настало время ознакомиться с одной из легенд другого подобного издания, «Ленин в творчестве народов Востока» (1930). Угадайте, где больше фантастики!
Составитель этого сборника — Л. В. Соловьев: да, тот самый, автор бессмертной дилогии о Ходже Насреддине. Некоторые исследователи предполагают, что он народные предания не столько собрал и перевел, сколько имитировал, то есть это тоже его авторское произведение. Вряд ли это так: варианты некоторых из них были обнаружены и отдельно, независимыми исследователями, а что далеко не все — то… кто и когда бы этим занимался? Наступившие годы сделали такое «собирательство» крайне небезопасным делом, самому Соловьеву вскоре тоже пришлось в этом убедиться на личном опыте, пусть и по другому поводу.
Впрочем, отбор, редактирование, литературный перевод, да и просто фиксация ТАКИХ текстов, никогда ранее не существовавших в записанном виде, — всё это, безусловно, является по меньшей мере соавторством. Что ж, из воспоминаний самого Соловьева мы знаем, что фантастика привлекала его с отрочества. Может быть, это обстоятельство помогло ему в работе над литературным оформлением сборника вообще и этой конкретной легенды в частности.
А вообще — «кольцо всевластья» (не совсем, но…), взрыв Ородруина (не совсем, но…), разговоры с драконом (не совсем, но…), сражения с урук-хаями и их Темным Повелителем (не совсем, но…) и прочие полеты на орлах — мы ведь с этим где-то встречались, нес па? Интересно, не мог ли Толкин, пусть даже теоретически, ознакомиться с этой книгой или, может быть, напрямую с сюжетом легенды? Скажем, через какого-нибудь британского участника «большой игры», как раз в соответствующие годы работавшего в соответствующих краях, но, так сказать, с другой стороны?
Фантастика? Ну, да. Но нам ли отступать перед этим доводом?

Недавно было это. Еще живы все люди, которые помнят тяжелые дни. Земля окуталась плащом невзгод и горя. Стонали люди под ярмом богачей, лили слезы и жаловались степи, солнцу и звездам на земной произвол.
Тогда на земле появился Ленин, и сказали степи солнцу и звездам:
— Вот он, чья рука создаст новый мир!
Ленин не делал и не говорил ничего, но богачи знали, что должен прийти на землю огненный мститель, и ледяными от ужаса стали сердца их, когда услышали они о Ленине.
Собрали они совет, и подлыми языками лили яд в уши друг другу, и шептали:
— Надо убить Ленина.
Был на земле злой колдун Кучук-адам1. Сердце его давно поросло отвратительной коростой злобы и бесчестья.
Позвали его на совет богачи и сказали:
— Кучук-адам! Ты помогал нам властвовать, и мы награждали тебя. Ты помогал нам убивать и грабить, и мы награждали тебя. Помоги нам уничтожить Ленина, и мы выстроим тебе золотой дворец, осыпем его алмазами и поселим в нем сорок четыре девушки, равных которым по красоте не видела земля и которых ты возьмешь себе в жены.
Кучук-адам ответил:
— Дайте мне сто таких дворцов, четыре тысячи четыреста жен, дайте мне десять тысяч рабов, наполните мои подвалы алмазами, наполните мои земли, дайте мне сто тысяч танапов2 виноградников, и я убью Ленина!
Богачи дали все это Кучук-адаму и прибавили каждый от себя по перстню, и один перстень, подаренный Кучук-адаму Кара-адамом3, имел силу делать носителя невидимым.
Вышел Кучук-адам с совещания и пошел домой. Дома раскрыл он черные книги, жег волшебные травы, а после убил ребенка и, смешав его кровь с пеплом от трав, прочитал слова из черной книги и стал смотреть в кровь.
И кровь показала ему горы, долины, ущелья и пещеры и там Ленина, который легкой поступью ходил и искал кизыл-таш4 и ок-таш5 — для счастья.
Затрепетало сердце Кучук-адама: испугался он, что Ленин найдет камни и будет непобедим.
Приказал Кучук-адам подать ему коня, быстрого, как вихрь, подать ему меч и пояс богатыря Али6. Запер он дверь в черную комнату пятью замками и помчался в горы.
А Ленин ходил по горам, ущельям и пещерам и увидел в одном ущелье на дне ручья кизыл-таш и ок-таш. Кизыл-таш нужен был ему для борьбы, а ок-таш — для счастья.
И когда хотел Ленин достать их, на него напал невидимый Кучук-адам, схватил Ленина поперек тела и бросил его на камни.
Но отшвырнул ногой Ленин Кучук-адама, и завязалась между ними борьба.
Гремел гром. Горы кидали камнями направо и налево, надеясь хоть случайно задеть Кучук-адама. Молнии сыпались дождем, но Кучук-адам спрятался за спину Ленина и был неуязвим.
Изнемогал уже Ленин в тяжелой, неравной борьбе, и пот крупными каплями капал с его лба.
И одна капля случайно упала на руку Кучук-адаму и прожгла его руку насквозь. Взмахнул от боли рукой Кучук-адам, кольцо слетело с его руки, и стал он видимым.
Обратили на него ярость свою горы и тучи, били его камнями, жгли молниями, и пал Кучук-адам, погребенный под скалами.
Снял с Кучука-адама Ленин пояс богатыря Али, достал кизыл-таш и ок-таш и пошел по горам освобождать землю.
Горы давали тень ему от зноя, и солнце умерило пыл свой и не накаляло камней, чтобы не жгли они ноги Ленина. Когда он хотел пить — небо проливало дождь, когда он хотел есть — барсуки приносили ему пищу и джейраны давали ему молоко.
Так шел он пять дней и остановился поспать в одном ущелье.
Когда он заснул, очнулся Кучук-адам, лежавший у ручья, и, собрав стаю демонов, обманул бдительность гор и пошел убивать Ленина.
Горы не заметили его. Он пронесся над горами. Небо спало и не заметило его. Но заметил его маленький воробей. Он напряг всю силу своих слабых крыльев и полетел к Ленину быстрее ветра предупредить его об опасности.
Он прилетел раньше Кучук-адама, предупредил Ленина — и упал мертвым.
Ленин разбудил горы, натер меч свой поясом Али, и стал меч тяжелым и огненным, а когда налетела на него черная стая, то горы сдвинулись и образовали крышу, и некуда было бежать демонам, а огненный меч разил их и жег.
Пали все демоны в этом ущелье, а Кучук-адам, превратившись в червяка, прополз в щель между гор и убежал от гнева Ленина.
Когда утром взошло солнце и растопило мрак в ущелье, нашел Ленин среди трупов демонов труп маленького воробья, зарыл его в землю и, поцеловав могилу, сказал горам:
— Воздвигните над телом его гробницу великую и великолепную, ибо мало было тело его, но велик дух, и жизнь свою он отдал за общее счастье.
Сдвинулись горы над могилой воробья, и ушла гробница, равной которой не было ни у кого, вершиной за облака и рассказала тучам о смерти воробья.
Тучи, собравшись около вершины, слушали и плакали, что умер в маленьком теле великий и сильный дух.
Дальше пошел Ленин, а Кучук-адам, забежав вперед, перегородил дорогу ему саем7.
Отравил он воду в сае и думал:
«Коснется Ленин воды и умрет, пораженный ядом».
Но Ленин подошел к саю и бросил в воду палку. Палка сгорела, сожженная ядом, а Ленин крикнул орлов, и перенесли они его через сай.
Кучук-адам, увидевши неудачу, побежал вперед, и, дождавшись, когда Ленин лег спать под горой, забрался наверх, и хотел сверху сбросить трехпудовый камень на голову Ленина.
Но камень спустился вниз тихо, лег около головы Ленина и стал мягким, как пух. И положил Ленин камень под голову вместо подушки.
В ярости стонал и грыз камни проклятый огненный Кучук-адам и бросал богохульства в небо, но небо отвечало ему презрительным молчанием.
Пролил от злобы слезы Кучук-адам, и слезы те, падая на каменные скалы, прожигали камень насквозь.
*
Вышел из гор Ленин в степи, и мягки были степи под ногами его.
Ядовитые змеи, ящерицы и лягушки уползали с дороги, дабы видом своим не осквернять глаза Ленина, а сами тайком из травы смотрели на него и плакали, что никого не оставил без ласки Ленин, кроме них.
Ленин услыхал этот плач и позвал к себе змей, ящериц и лягушек и всех прочих гадов, и всех обласкал он, не оставив никого незамеченным.
В счастье расползлись по норам гады земли и говорили:
— Вот первый человек, который, видя нас, не хватает камень, а гладит нас и говорит нам ласковые слова.
А Кучук-адам нашел в горах камень кара-таш8, обладавший силой убивать все, чего он коснется. Кучук-адама он не убил, потому что Кучук-адам был волшебник.
Погнался за Лениным Кучук-адам и думал в гнусной радости:
«Догоню я Ленина, брошу в него кара-ташем, и умрет Ленин».
Когда бежал Кучук-адам степью, то змеи сплелись и загородили ему дорогу. Споткнулся о них Кучук-адам, упал и выронил черный камень.
И, когда он хотел взять его снова, подпрыгнула лягушка к кара-ташу, проглотила его, прыгнула в воду и умерла в воде.
Ужи закопали ее в ил, а около воды лег ок-илен9.
И не решался подойти к воде Кучук-адам, ибо нет лекарства от укуса ок-илена.
В ярости вырвал себе бороду Кучук-адам и бросился на ок-илена с камнем, но встал ок-илен, посмотрел зеленым взглядом на Кучук-адама, и холоден был взгляд ок-илена и спокоен, ибо уверена была змея в своей силе.
Испугался взгляда змеи Кучук-адам, заледенело ужасом и жутью его сердце, и, завыв от страха, трусливо убежал он от воды.
А Ленин вернулся, извещенный ласточкой о случившемся, и, перешагнув через ок-илена, приказал ужам принести ему труп лягушки.
Закопал он труп в землю и сказал степи, небу и гадам:
— В этом теле жили великая смелость и большая душа! Плачьте над ней! Она жизнь отдала за общее счастье!
И плакали степи, и плакало небо дождем над маленьким скользким трупом, и вопили змеи и прочие гады плачем великим и скорбным…
*
И дальше легкой стопой, не мнущей травы, пошел Ленин, проливая слезы о воробье и о лягушке. Его большая душа умела скорбеть о маленьких.
Прошел Ленин степь и пришел в леса.
Колючие деревья отстраняли ветки с пути его, чтобы не оцарапать светлого лица. По ночам путь ему освещали ут-чуальчаки10, и, если он спал, деревья стлали ему постель из своих веток.
Но впереди ждала Ленина смерть. Выкопал на пути его яму Кучук-адам и заложил ее ветками и землей так искусно, что ничего не было заметно. А внутри ямы натыкал он острые колья и думал, что пойдет Ленин, упадет в яму и порвут колья его тело.
Но втянула земля в себя торчащие колья и сделалась мягкой, как пух, потому что не хотела больше земля пить слезы рабов и голодных, которых шел освобождать Ленин. И, когда упал Ленин в яму, он не ушиб даже пальца.
Деревья наклонили ветви в яму и сплели из веток лестницу, и выбрался Ленин из ямы целым и невредимым.
Прошел Ленин горы, степи, леса и вышел в болото.
Кучук-адам с тучей демонов летал по болоту, жег лживые огни и манил Ленина в трясину, но перед Лениным летел кулик и указывал Ленину правильный путь. Тверды были болота под ногами Ленина, и только трава тирмуз цеплялась, и царапала его ноги, и мешала ему идти. И проклял Ленин тирмуз, и стал с той поры тирмуз горьким, как полынь.
Вышел Ленин из болот, израненный тирмузом, и вступил в большие каменные города, где проходит тимур-юл11 и летают в небе машины.
И направил путь свой Ленин в самый большой город, стоящий на берегу моря, на севере.
Пока шел он городами, уши его слышали плач, глаза видели кровь и слезы. И великим гневом, ненавистью и жалостью наполнилось сердце Ленина.
Следом за Лениным в город пришел Кучук-адам. Он думал опередить Ленина и, раньше его попав в город на севере, посадить в тюрьму всех угнетенных: знал Кучук-адам, что достаточно сказать Ленину рабам одно слово — и они пойдут за Лениным, и Ленин будет победителем.
Сел Кучук-адам на машину-птицу и полетел на север. Но напали на машину орлы, исклевали ей крылья, и не мог дальше лететь Кучук-адам.
А Ленин сел на орлов и перелетел в этот город.
Там он взял себе помощника, ушел за город и жил в шалаше, постясь, укрепляя дух свой к грядущей битве и передавая мудрость свою помощнику.
А орлы, принесшие Ленина, каждый день летали смотреть далекого от города Кучук-адама, идущего пешком.
И однажды сказали Ленину:
— Завтра придет Кучук-адам.
Тогда Ленин с помощником пошел в город и там поднял лежащих в пыли и зажег пламя газавата.
И когда на следующий день прибыл Кучук-адам, то увидел он город в дыму пожаров и в облаке крови.
А на главной площади увидел он Ленина, говорящего народу о правде.
И еще увидел Кучук-адам трупы богачей-притеснителей. Они лежали без покрывал, и собаки лизали их кровь. Застыло сердце Кучук-адама, объятое холодным ужасом, и убежал он от гневного пламенного города.
А Ленин кизыл-ташем победил врагов и ок-ташем начал строить новую жизнь.
Но велика была злоба в сердце Кучук-адама, и, превратившись в женщину, он решил еще раз попытаться убить Ленина.
Однажды пошел Ленин к освобожденным говорить им слова правды, и, когда выходил он с собрания, прямо в сердце пустил ему две стрелы, напитанные ядом, Кучук-адам, превратившийся в женщину.
Но не умер Ленин. Приполз к нему ак-чуальчак12, раз в сто лет выползающий из земли, и пустил своей слюны в раны Ленина.
Ленин выздоровел, а женщину-Кучук-адама совет освобожденных приговорил к смерти.
Но не испугался Кучук-адам. Он знал, что ничто не может убить его, кроме яда ок-илена. И думал он: «Притворюсь я мертвым, а после незаметно убью Ленина».
Но приполз в совет ок-илен и своим ядом напитал стрелы. Поразили те стрелы прямо в сердце Кучук-адама, и от его тела распространился смрадный дым.
Шли года. Ленин строил новую жизнь. Не слышно было на земле стонов. Не было видно слез и крови. И говорили степи солнцу и звездам:
— Вот Ленин, освободивший землю.
А Ленин с помощью ок-таша без устали строил и строил. И был он в строительстве так же искусен и могуч, как в борьбе.
Когда почувствовал Ленин приближение смертного часа, он пошел в степь и зарыл в землю кизыл-таш, чтобы не попал он к богачам и не воспользовались они им для порабощения бедных.
Потом он заперся в комнате и написал большую книгу, которая начиналась золотыми словами:
«Не жалейте жизни своей для счастья народа, как не жалел ее я!»
И относительно всех народов написал в книге Ленин. И относительно узбеков, таджиков, туркмен и киргизов отдельно.
Много написал Ленин и завещал дать им свободу.
Потом умер Ленин, и мы оплакивали его; и горы, по которым ступал он, лили слезы о нем, и вздыхало небо о нем громами.
И все живое рыдало о нем, и плакали змеи, ящерицы и лягушки плачем великим и скорбным о человеке, который один из всех приласкал их и написал о них в своей книге:
«Не трогайте гадов земных, и они не тронут вас. И они живут и хотят счастья».
Умер Ленин. И помощники его схоронили тело, чтобы всякий бедняк мог прийти и увидеть своего освободителя.
И исполнили они его заветы, и стала земля счастливой.
А имя его записал народ, и пройдет мой рассказ ступени тысячелетий, и узнают правнуки моих правнуков о Ленине.
И будут славить они его имя. А Кучук-адаму, грязному душой своей, как дикий кабан, не устанут они слать проклятия.
Я кончил. Слава богу всемилостивому и всемогущему, давшему силу бедному моему языку рассказать о великом огненном мстителе, освободившем и осчастливившем землю.
Слава Ленину, великому и могучему!
*
Будут преклоняться наши потомки перед потомками Ленина. А потомков Кучук-адама будет презирать земля до пятидесятого колена, и на улицах камнями будет побивать народ их, и плевать будут им в лицо!
Не видела земля такого злодея, как Кучук-адам, дерзнувшего поднять руку на свет мира — Ленина.
*
Песнь свою я передал детям моим, они передадут ее своим детям, и не устанет род мой славить имя Ленина.
И в этом найдут счастье мои потомки.
Слава богу всемилостивому и всемогущему!
Слава свету мира — Ленину! Позор и проклятие грязи и скверне земли — Кучук-адаму!
Записано в Канибадаме в мае 1925 г. со слов слепого старика маддаха (рассказчика, бродячего певца). Фамилии старик не имеет.
____________________________
1 Кучук-адам — собака-человек. (Здесь и далее — примечания из источника публикации.)
2 Танап — мера площади земли, равная 1/6 га.
3 Кара-адам — черный человек.
4 Кизыл-таш — красный камень.
5 Ок-таш — белый камень.
6 Али — легендарный узбекский богатырь.
7 Сай — горная речка.
8 Кара-таш — черный камень.
9 Ок-илен — змея-стрела.
10 Ут-чуальчак — светлый червь (светлячок).
11 Тимур-юл — железная дорога.
12 Ак-чуальчак — белый червь.
Источник публикации: Соловьев Л. В. Ленин в творчестве народов Востока. Песни и сказания. — Москва: Московский рабочий, 1930. — С. 41—55.