(Окончание.)
Вернуться к содержанию номера: «Горизонт», № 3(29), 2022.
Дунайская дева с австрийской банкноты
В то время как коллекционных и памятных монет в честь русалок, никс, нимф и ундин существуют многие десятки, на бумажных денежных знаках их образы крайне редки. Мало того, в основном водные девы встречаются на германских денежных суррогатах (то есть заменителях платежных средств) 20-х годов прошлого века, на так называемых нотгельдах.

Но есть по меньшей мере одна реальная купюра, реверс которой посвящен почти исключительно образу русалки-ундины (как подобного рода мифологические существа именуются в германо-скандинавской мифологии). Это австрийская банкнота в 500 шиллингов 1949 года (дизайнер Эрхардт Амадеус Диер, гравер Руперт Франке).

Речную деву там художники изобразили в виде фонтанной фигуры. И чтобы подчеркнуть, что речь на официальном платежном средстве идет именно о скульптурной композиции на тему легенд и преданий, а не о реальной нечисти, выбравшейся на берег в поисках очередной своей жертвы, показали рядом с ней пухленького младенца с рыбой, из пасти которой вырываются струи воды. Кстати, такие крепыши нередко сопровождают морских царей и нимф в сюжетах европейских фонтанов, выполненных в стиле барокко. У них даже имеется собственное название — путто. Что с итальянского переводится как «малыш».
И все же на купюре не просто какая-то ундина, а так называемая Дунайская нимфа. То есть совершенно конкретный фольклорный персонаж, увековеченный в конце XVIII века в опере австрийского композитора и пианиста Фердинанда Августа Кауэра (1751—1831). По одноименной пьесе австрийского же драматурга и писателя Карла Фридриха Генслера (1759—1825). А тот, в свою очередь, написал ее под впечатлением германской легенды о знаменитой рейнской нимфе Лорелее (сами немцы называют ее то Лореля́й, то Лорелéй).


Если верить легендам, Дунайская нимфа вместе с многочисленными сестрами живет на дне Дуная, в хрустальном дворце своего отца — речного царя. А так как справа на банкноте запечатлен речной пейзаж, то можно предположить, что где-то там, в речных глубинах, разработчики дизайна купюры и предполагали водяную нечисть.
Существует легенда, как Дунайская нимфа спасла от погибели целое рыбацкое поселение. Она предупредила людей о предстоящем ледоходе на реке, в результате которого образовался затор, а расколовшиеся льдины полезли на берег и похоронили под собой хижины рыбаков. Люди спаслись. Все, кроме одного молодого человека, который влюбился в речную нимфу. И однажды бросился к ней в реку…
Кстати, обратите внимание на довольно специфический по форме лист растения в правом нижнем углу австрийской купюры (за арфой)! Уж не папоротник ли это? А ведь основная особенность папоротника, как известно теперь уже из славянской мифологии, — это защита от нечистой силы! В том числе и речной…
В ночь накануне Ивана Купала…
Согласно старинным поверьям, в ночь на Ивана Купала (на 24 июня, по старому календарю на 7 июля) расцветает папоротник. И тому, кому повезет сорвать его цветок, кроме всего прочего, откроются тайны кладов…

Вот как это чудо в своем произведении «Вечер накануне Ивана Купала» описывал Николай Васильевич Гоголь (1809—1852): «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя… Сорвав цветок папоротника, наш герой подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад».
Но, пускаясь на поиски заветного цветка, нужно было быть очень осторожным и внимательным. А главное, смелым! Потому как охранялся он всевозможной нечистью. И чем ближе человек приближался к цветущему папоротнику, тем больше жути нагоняли на него всякие там черти, лешие, ведьмы и русалки. Нечисть жутко хохотала, рычала звериными голосами, ухала и стонала…
Конечно же, разработчики дизайна польской монеты не могли оставить столь важный чудотворный символ в языческих верованиях своих далеких предков без внимания. А посему изобразили цветок папоротника тут же, на оборотной стороне монеты. Причем сделано это было с использованием голографического изображения… Ну, а как иначе передать визуальное отличие волшебного растения от обычного?

Правда, в качестве охранителей чудного самоцвета поляки выбрали не хорошо известных им чертей и кикимор, а нечисть из германо-скандинавского и кельтского фольклора. И конкретно — эльфов. Расположив представителей загадочного народца по обеим сторонам от переливающегося всеми цветами радуги сказочного растения.
Польские изготовители монет в последнее время вообще весьма преуспели в пополнении рынка уникальных коллекционных дензнаков (от имени стран так называемого «третьего мира»)! И один из актуальных нумизматических шедевров польских мастеров, как ни странно, также посвящен русалке. Взгляните на это чудо!..

Это — первая монета в серии «Славянский бестиарий». В которой ожидается выход схожих по оформлению красочных коллекционных дензнаков в честь самых разных сказочных и мифических созданий и существ. По вполне понятным причинам монетный двор в Гданьске (а там эти монеты и рождаются!) не раскрывает планов выпуска своих новинок заранее. Посему пока существуют только смутные предположения, какие именно монеты могут увидеть свет в этом цикле в последующие годы. Возможно, там появятся «Кикимора», «Леший», «Баба-яга», «Водяной» или «Банник». Но, может, и совсем другие мифические образы. Однако уже сейчас нетрудно представить, сколь замечательной будет та подборка!
Лицевые же стороны всех этих дензнаков наверняка будут одинаковыми. Тем самым подчеркивая принадлежность к одной серии.

Как мы видим, на аверсе монеты нашлось место не только для листьев папоротника, но и для эльфов (выглядывающее из цветочного бутона личико в левой нижней части монетного поля). Там же изображен и русалочий хвост. А кроме того, кисти рук, которые, несмотря на явные различия, тоже могут принадлежать русалке. Ведь наши предки считали, что водная нечисть могла запросто видоизменяться. В результате чего, к примеру, русалка из красивой и привлекательной девушки быстро превращалась в страшную старуху. Кстати, об этом говорится и в кратком описании монетного сюжета на официальной интернет-страничке производителя: «В славянской мифологии русалки были демоническими существами, обитавшими в лесах, полях и водоемах. Их представляли как красивых обнаженных девушек с длинными распущенными волосами. Они громко смеялись и пели. Они появлялись во время новолуния и привлекали к себе молодых людей. Если кто-то приближался к ним, волосы русалок становились зелеными, а лица искажались. Русалки убивали приманенных людей, которые прикасались к ним. Считалось, что девы, умершие до свадьбы, становятся русалками».