Вернуться к содержанию номера:
«Горизонт», № 2(28), 2022.Неотъемлемая часть народного творчества
Начиная с раннего средневековья сообщения о встречах с загадочными морскими (а также речными и озерными) обитательницами только множились. Их наблюдали в акваториях практически всех морей и океанов (как и во внутренних водоемах).


Слухи о подобных видениях порождали множество легенд. А те, в свою очередь, рано или поздно становились частью народных эпосов и сказаний.
Например, в шотландской мифологии встречаются существа, которые похожи одновременно на тюленя и на человека. Либо имели голову человека, а тело тюленя. Звались они шелки. Однако куда интереснее другое! Порой шелки сбрасывали с себя тюленью шкуру (кожу), и от людей их тогда почти невозможно было отличить…
Если верить шотландским байкам, люди иногда находили такие «бесхозные» шкуры и забирали их себе. После чего шелки уже не могли вернуться в родную стихию. В этих случаях они либо становились рабами укравших их собственность людей, либо были вынуждены сожительствовать с последними… Не правда ли, это отчасти напоминает русскую народную сказку «Царевна-лягушка» о заколдованной девушке-оборотне, какое-то время жившей в теле земноводного?!

Своя водная дева имелась и в цикле так называемых артуровских легенд. Там присутствует такой занятный персонаж, как Озерная фея (англ. Lady of the Lake). Благодаря разным авторам и переписчикам известно множество ее имен. Например, Нимуэй или Вивиана (под ними она нередко выступает в современных экранизациях легенды). А в русском языке она известна еще и под прозвищем Владычица Озера.
У английского писателя Томаса Мэлори, автора «Книги о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола», она восстанавливает сломанный волшебный меч Артура (который, как мы помним, тот изначально вынул из камня!), после чего возвращает его королю. В 2021 году этот сюжет оказался увековечен и в нумизматике. А конкретно — на серебряной коллекционной монете, выпущенной от имени островного государства Ниуэ на монетном дворе в Чехии. Она так прямо и называется — «Экскалибур и Владычица Озера»…


Хотя двумя годами раньше на одном из частных фантазийных монетовидных выпусков уже была запечатлена по меньшей мере рука Озерной феи, сжимающая легендарный клинок.

В средние века морские девы прочно обосновываются в европейских бестиариях — своеобразных иллюстрированных сборниках и предшественниках зоологических лексиконов нашего времени.

В кильватере морских дев
Однако сказками, мудреными историями и откровенными выдумками все не ограничивалось. Известны десятки, если не сотни случаев, когда удивительных амфибий с человеческими торсами и рыбьими хвостами ловили или убивали. Кстати, последнее исследователи феномена объясняют врожденным страхом человека перед всем неведомым, а значит, и опасным. Как известно, во многих, к примеру, восточноевропейских странах русалок и иже с ними считали порождением дьявольских сил. А их появление на свете белом (уже в христианские времена) объясняли легендой, в контексте которой русалки и иная водяная нежить — это изгнанные с небес ангелы, прежде присягнувшие на верность Сатане-Люциферу…

В «отредактированной» христианским мировоззрением славянской мифологии те из них, кто пали на землю, превратились в чертей и бесов. А кто приземлился на человеческие поселения — стали домовыми, кикиморами и иными домашними духами. Ну а кому «повезло» шлепнуться в болота, реки или озера, перекинулись в болотников, водяных и русалок…

Существует устойчивое мнение, что, к примеру, морские русалки — это всего лишь плод воображения отдельных не совсем психически здоровых моряков прошлого. Грезивших в своих порой многомесячных плаваниях по морям и океанам оставленными дома женами и подругами. Находясь во власти бурных фантазий, они будто бы и принимали за полуженщин-полурыб вполне себе известных морских животных. Таких, как дюгони, ламантины или морские коровы.


Полностью исключать того, что кто-то мог по ошибке узреть в очертаниях упомянутых морских млекопитающих неких человекоподобных существ, конечно же, нельзя. По вине плохой видимости, удаленности тех или иных объектов, как и обстоятельств вроде стресса и того же психического расстройства, такое, конечно же, могло случиться. И наверняка случалось. Но списывать на это абсолютно все странные наблюдения мореходов тоже не следует. Ведь опытные моряки были прекрасно осведомлены о наличии в мировом океане самых разных представителей отряда сирен. И хорошо знали, как те выглядят.

К тому же загадочных существ с головой, торсом и руками человека, но рыбьим хвостом вместо нижних конечностей люди нередко замечали и с берега1. Мало того, иногда загадочные морские обитатели подплывали к наблюдателям буквально вплотную.

Непосредственным участником одного такого происшествия стал капитан английского флота Ричард Уитбурн в 1610 году. Свою встречу с русалкой (кстати, при свидетелях!) он затем описал в собственных мемуарах. Подробнее об этом можно прочитать в статье Александра Горбовского «По следам нереид, тритонов и русалок» («Наука и жизнь», №9, 2003). При этом охарактеризовал он видимое им существо следующими словами: «У него было лицо женщины; глаза, нос, рот, подбородок, уши, шея и лоб были пропорциональны и очень красивы. На голове ее было много синих полосок, напоминавших волосы, но, несомненно, это не были волосы».
Лично мне такое описание сразу напомнило одно из современных изображений русалки, на которое я наткнулся на улицах Бремена…

Самая популярная кинорусалка
Популярным уже в наше время образ морской девы стал благодаря диснеевской экранизации «Русалочки» в 1989 году. Которая, кстати сказать, являлась аж 28-м по счету (на тот момент!) полнометражным мультфильмом по мотивам одноименной сказки Андерсена!
В том мультике русалку звали Ариэль, а ее лучшего дружка — Флаундером. С ним-то она и изображена на следующем нумизматическом уникате…

Оказалась увековеченной на одной из монет и морская ведьма Урзула, заключившая, как мы помним, с Ариэль сделку. В результате которой русалка стала смертной, а вместо рыбьего хвоста заполучила ноги. Взамен ведьма-каракатица потребовала от любимой дочери морского царя ее прекрасный голос. И, если бы принц, в которого влюбилась Ариэль, не полюбил и не поцеловал ее, морская царевна должна была навсегда стать пленницей зловещей Урзулы.

(Окончание следует.)
1 Современная криптозоология, с большим вниманием относясь к информации о наблюдениях неизвестных морских животных, все же не рассматривает всерьез «русалочьи» эпизоды. Тем более, что те из них, которые содержат наибольшее количество подробностей, относятся к далеким векам — и даже они, если анализировать первоисточники, а не «вольные пересказы» таких авторов, как Александр Горбовский (печально известный крайним «офантастичиванием» всех приводимых им цитат), оказываются либо малодостоверными, либо гораздо менее конкретными, чем представлялось последующим читателям. (Примеч. ред.)